Большинство украинцев, согласно данным исследования GfK Ukraine, проведенного в конце 2008 г., предпочитают делать повседневные покупки в магазинах современных форматов торговли. Так, за товарами ежедневной необходимости 68% респондентов отправляются либо в гипермаркет, либо в супермаркет, либо в небольшой магазин с самообслуживанием. ТОП-10 розничных сетей страны предпочитают 51% украинцев.
Критерием выбора места совершения покупок являются близость торговой точки от работы или дома, а также соответствующий уровень цен и широта товарного ассортимента магазина. Эти критерии равнозначны для всех респондентов в целом, но если рассматривать только группу людей со средним доходом, то ассортимент и цены намного более значимы. Обычный рынок остается популярным среди 22% населения страны.
«&»: Насколько устойчивой является приверженность к современным форматам торговли в условиях снижения покупательной способности?
Виктория Гнаток, директор по маркетингу сети магазинов ProStor:
– Сегодня главную роль для покупателя будет играть не формат торговли, а возможность приобрести продукцию по приемлемой цене. Дело в том, что позиция прослойки общества, которую мы привыкли называть «средним классом» и которая в докризисное время только начала формироваться в нашей стране, сейчас очень ослабла. Доля бедного населения значительно возросла, соответственно изменились и приоритеты. В условиях снижения покупательной способности главным стимулом к покупке будут уже не премиум-характеристики товара и не место, где он приобретается (супермаркет или рынок), а прежде всего адекватная цена. Отечественные потребители сейчас обратили свои взоры на продукцию экономкласса. Популярность определенных форматов торговли среди населения будет зависеть прежде всего от наличия в них продукции данного класса.
Это пока не означает, что доля современных форматов торговли снизится, поскольку розничные сети оперативно реагируют на изменения покупательских предпочтений, осуществляя активную маркетинговую политику.