Александр Пасхавер, президент Центра экономического развития:
– Проблема не в том, что мы слабы, а в том, что мы неадекватны. Когда человек неадекватен, неправильно оценивает свои силы, постоянно обижается, что его не считают сильным, тогда он начинает делать ошибки. Наши внешнеэкономические ведомства должны действовать шаг за шагом, без амбициозных заявлений о вступлении Украины в Евросоюз или ВТО. Планы такие, несомненно, нужны, но они требуют того, что каждый день нужно продвигаться по пути реализации этих проектов, регулярно выполнять конкретную работу.
Дмитрий Выдрин, директор Европейского института интеграции и развития:
– Украина имеет весьма скромные и очень ограниченные возможности для реализации себя на внешней, в том числе на внешнеэкономической арене. Дело в том, что существует определенная критическая масса внутренних возможностей, прежде всего финансовых, для того чтобы заявить себя достойным игроком на международной сцене. В мире не было ситуации, когда бедная, плохо управляемая внутри страна играла значимую роль во внешней и внешнеэкономической политике. И Украина не исключение. Чудес не бывает, нельзя сделать нормальный, уважаемый имидж, будучи бедной страной. Украина на внешней арене в последние годы выступает только в качестве просителя. И поэтому ее не пускают дальше «приемной», ни в Америке, ни в Европе, ни даже в России. Сначала надо состояться во внутренней политике, во внутренней экономике как богатый, выгодный клиент, как страна с хорошим внутренним менеджментом. Тогда внешние проблемы решаются автоматически.
Надежда Маньковская, научный сотрудник Института экономических исследований и политических консультаций:
– Оценивая шансы Украины на внешних рынках, важно выделить тот факт, что металлургическая промышленность – козырь украинского экспорта. Однако производственные мощности металлургии в большой степени устарели, и конъюнктура мирового рынка требует снижения мощностей. Эти факторы обуславливают не очень позитивные прогнозы в отношении экспорта украинской металлургии. Кроме того, Украина все-таки присоединилась к заявлению стран Организации экономического сотрудничества и развития о всемирном снижении производственных мощностей.
Стоит вопрос о вступлении нашей страны в ВТО. Думаю, что об этом можно будет говорить не раньше, чем в 2004 году.
Для нас также очень важно сотрудничество с Международным валютным фондом, хотя бы потому, что это необходимый фактор сотрудничества с другими международными финансовыми организациями, потенциальными кредиторами Украины. Поскольку бюджет 2002 года предусматривает получение внешних кредитов, возобновление финансирования со стороны МВФ через Программу расширенного финансирования будет одним из решающих моментов фискальной стабильности. Помимо этого, успешное сотрудничество с МВФ и аккуратное обслуживание внешних долгов способствует формированию позитивного отношения внешних инвесторов к Украине.
Олег Соскин, директор Института трансформации общества:
– Мы занимаем ключевое место на европейском и азиатском континентах как транзитная держава и можем существенным образом влиять на перетекание грузов всех классификаций во всех направлениях. И поскольку наша страна имеет очень развитую структуру трубопроводов, нефтепроводов и газопроводов, развитую дорожную инфраструктуру, а также систему морских портов и аэропортов, – таким образом все эти компоненты позволяют нам влиять на систему передвижения этих грузов. Это первый, один из мощнейших наших инструментов, с помощью которого мы можем влиять на внешнеэкономическую ситуацию на европейском и азиатском континентах.
Второе. В некоторых отраслях Украина может существенно влиять на мировые внешнеэкономические пропорции, если динамизируем такие отрасли, как сельское хозяйство и продукцию сельхозпереработки – прежде всего зерно, сахар, подсолнечник. По этим трем категориям мы можем оказывать достаточное влияние на мировые пропорции. Наша страна может также влиять определенным образом на такую составляющую, как рынок металлопродукции, и на нефтехимические сегменты мирового и локальных рынков и рынки удобрений.
А финансово Украина влиять не может: у нас очень немощная банковская система и в целом мы достаточно отсталая страна. То есть сегодня нам надо думать о том, как сделать быстрые радикальные реформы внутренней экономики, чтобы превратиться хотя бы в субрегиональную страну, которая может влиять на субрегиональные рынки вокруг себя.
Владимир Лупаций, исполнительный директор центра социальных исследований «София»:
– Украина продолжает оставаться в области геополитических игр. На претензии, которые выдвигались нам относительно того, что мы должны перестать торговать своим геополитическим положением, адекватной реакции со стороны политического руководства так и не последовало. Фактически до тех пор, пока в Украине не произойдет переход от торгово-посреднической к производственно-инвестиционной модели, наша страна не перейдет из области геополитики в область геоэкономики, мы все время будем метаться между Востоком и Западом. А в области геоэкономики пространство более многомерно.
Для Украины, у которой значительная доля проникновения иностранного капитала, в том числе и российского, базовая задача- это прежде всего вывести из «тени» свои взаимоотношения с транснациональным капиталом. Эти взаимоотношения необходимо решать на базе четкого законодательства, фактически должно быть создано национальное законодательство по регулированию транснационального капитала в Украине. От его прихода Украина никуда не денется, потому что для сохранения производственной инфраструктуры, чтобы она не развалилась, мы так или иначе вынуждены привлекать западный или российский капитал, в том числе в электроэнергетику, газотранспортную систему. Исполнительная власть, Кабинет министров не в состоянии четко сформулировать как свои обязательства по отношению к инвесторам и транснациональному капиталу, так и добиться законодательной, юридической фиксации обязательств со стороны транснационального капитала перед Украиной в области экологии, в области европейских стандартов по охране труда и т. п. Таким образом, одной из базовых проблем во внешнеэкономической деятельности я считаю отношения с транснациональным капиталом, которые сейчас выходят на первый план.
Валерий Чалый, директор международных программ Украинского центра экономических и политических исследований им. Александра Разумкова:
– Возможности страны на внешних рынках определяются как ее внутренним экономическим потенциалом, так и конкурентоспособностью на международных рынках. Относительно внутренних возможностей Украины, к сожалению, мы здесь не можем рассчитывать на серьезную роль в мире как очень сильной экономической державы. Достаточно посмотреть на объемы нашей внешней торговли, скажем, сравнить наш годичный ВВП с теми же показателями наших ближайших соседей. Что касается сопровождения внешнеэкономической деятельности Украины на тех рынках, где мы закрепились либо пытаемся развивать эти рынки, либо завоевать каким-то образом новые, то здесь сложность заключается в том, что, как правило, Украина выходит на внешние рынки преимущественно с продукцией, которая конкурирует скорее по цене. Отсюда – антидемпинговые процессы, попытки по этим причинам отодвинуть Украину с некоторых рынков. Что касается линии внешнеполитической поддержки внешнеэкономической деятельности на сегодня, то в последнее время я бы сказал, что существует понимание этой задачи – экономизация внешней политики – как ключевой. Хотя некоторые попытки выхода с высокотехнологичной продукцией нами предпринимаются, тем не менее встречают определенное сопротивление. Поэтому сейчас наше внимание больше устремляется на рынки Азии и Латинской Америки. Здесь у нас есть потенциал и резерв возможностей. Я думаю, что это правильный подход. Украина должна, во-первых, сохранить те рынки, которые у нас есть в Европе, сохранить свой рынок в России. Относительно Азии: здесь, я считаю, очень огромный потенциал торговли и реализации совместных проектов с Китаем и Индией. У нас существуют нереализованные возможности в украинско-японских отношениях в торговой сфере. Поэтому направленность на освоение этих рынков, мне кажется, должна быть на сегодня ключевой задачей.
Инна Пидлуцкая, руководитель международных программ Украинского независимого центра политических исследований, президент фонда «Европа XXI»:
– По-моему, если Украина будет системно подходить к планированию своей внешнеэкономической политики, принимая во внимание как приоритеты своего собственного развития, так и складывающуюся на мировых рынках конъюнктуру, у нее будут вполне реальные планы для того, чтобы в дальнейшем внешнеэкономическая область развивалась достаточно успешно. В общем, перспектива в том, чтобы Украина приступила к реальному выполнению соглашения о партнерстве и сотрудничестве с Евросоюзом и, соответственно, работала в направлении превращения этого партнерства в возможное ассоциированное членство. Хотя это дело не менее 10 лет. Я считаю, это и есть самая реальная перспектива для того, чтобы наша внешнеэкономическая сфера развивалась успешнее, чем сейчас.
Александр Вишняк, доктор социологии, директор компании Ukraine sociology service:
– Внешнеэкономические возможности Украины, с учетом ее экономической слабости как государства, достаточно ограниченны. Но Украина имеет два преимущества. Прежде всего, это ее геоэкономическое положение и инфраструктура для транзита энергоносителей, включая электроэнергию. Второе преимущество проистекает из регулярных попыток некоторых стран Запада создавать с ее помощью хоть какие-то противовесы «большой России» в экономическом плане. Но украинское руководство, прежде всего, правительство, не всегда умело использует эти две возможности. Оно иногда слишком переоценивает транзитные возможности страны, что приводит к ужесточению политики России и строительству всякого рода обходных трубопроводов. А иногда правительство переоценивает глубину экономического противостояния России и Запада и необходимость для последнего создавать противовесы России в Украине. Плюс на это накладывается еще внутриполитическая ситуация в Украине. Иногда наше правительство «сдает» Украину в каких-то экономических частных вопросах – для того чтобы решить свои собственные политические вопросы поддержки в России.