В мировых компаниях

Экспансия

Американский миллиардер перестраховывается
Уоррен Баффет инвестирует 3 млрд. швейцарских франков ($2,6 млрд.) в швейцарскую перестраховочную компанию Swiss Re. Хотя сделке еще предстоит получить одобрение акционеров компании, по оценкам аналитиков, это не составит труда. Перестраховочная компания пытается привлечь 5 млрд. франков ($4,3 млрд.), чтобы сохранить кредитный рейтинг «АА» и увеличить капитал. Это вызвано тем, что по итогам 2008 г. Swiss Re ожидает, что ее чистые убытки составят около 1 млрд. швейцарских франков ($860 млн.).

Berkshire Hathaway Уоррена Баффетта купит облигации Swiss Re с 12%-м купоном, которые через три года могут быть конвертированы в акции по цене 25 франков за штуку. В результате доля Berkshire в Swiss Re, составляющая 3%, может увеличиться до 20%. Еще 2 млрд. франков Swiss Re планирует привлечь на рынках капитала после улучшения ситуации.

Акции Swiss Re сильно просели в последние дни на слухах о том, что компанию ждут большие списания. Она уже успела объявить о том, что в 2008 г. ей пришлось списать 6 млрд. франков, в том числе 2 млрд. франков по свопам «кредит-дефолт». Вложение Баффетта в швейцарскую компанию – его крупнейшая инвестиция в Европе. С начала кризиса он сделал несколько инвестиций в крупные компании, вложив $5 млрд. в банк Goldman Sachs и $3 млрд. в General Electric.


Инновации

Ритейлер заинтересовался гибридными технологиями
Wal-Mart, крупнейшая розничная сеть США, начинает тестирование гибридных машин, работающих как на электричестве, так и на дизеле. Данное начинание проводится в рамках программы расширения энергосберегающих технологий. Крис Салтемайер, глава транспортного подразделения Wal-Mart, заявил, что в компании будут использовать машины в разных городах США на протяжении 2009 г., чтобы определить, насколько это поможет снизить загрязнение окружающей среды и является ли целесообразным для бизнеса.

Тема гибридных энергосберегающих технологий стала вновь популярной в США после успеха Toyota Prius. Однако до недавнего времени они использовались лишь для производства легковых автомобилей и микроавтобусов, делающих частые остановки. В противовес этой тенденции Wal-Mart работает над грузовиком, способным совершать переезды на длинные расстояния. Грузовик работает следующим образом: до скорости 40 миль в час он использует электрическую энергию, а при разгоне переключается на дизельное топливо. Данная технология была разработана несколькими крупнейшими производителями грузовиков США при непосредственной поддержке розничной сети. Использование новинки, по оценкам специалистов компании, способно сэкономить 20-25% топлива на полностью гибридных и 5-10% – на частично гибридных грузовиках. Всего компания использует в своей деятельности 6,5 тыс. грузовиков. «Если использование гибридных технологий приведет к успеху, это может стать нашей стратегией на будущее», – отмечает Крис Салтемайер. В Wal-Mart заявляют: за последние три года компания сумела добиться более чем 25%-го роста эффективности использования грузовиков, и надеются, что к 2015 г. ритейлеру удастся удвоить данный показатель.


Власть и бизнес

За казенный счет
Citigroup намерена направить в текущем году на кредитование корпоративных и частных клиентов $36,5 млрд. Такие планы стали возможными благодаря получению корпорацией в 2008 г. от правительства США $45 млрд. в рамках программы помощи банковским учреждениям на общую сумму $700 млрд. Финучреждение планирует направить $25,7 млрд. на ипотечные кредиты, $5,8 млрд. на займы по кредитным картам, $2,5 млрд. на потребительские и $1 млрд. на студенческие кредиты, а также $1,5 млрд. на финансирование корпоративных клиентов. Citigroup обещает не использовать полученные госсредства на вознаграждение и бонусы сотрудникам, дивидендные выплаты акционерам, лоббирование и прочие действия, связанные с госорганами, а также на маркетинг, рекламу и спонсорство.

Косвенным стимулом для подобных планов стало заявление Бэрни Франка, председателя комитета финансовых услуг, о том, что банки не увеличили объемы кредитования даже после получения помощи от правительства США. Он также подчеркнул, что президент Барак Обама потребует у банков нарастить кредитные мощности, чтобы и в дальнейшем получать финансовую поддержку от государства.

Впрочем, выдавать кредиты американским банкам становится все сложнее. Данные опроса кредитных менеджеров, проведенного Федеральной резервной системой США, свидетельствуют о том, что банки, в том числе получившие госпомощь, ужесточают стандарты кредитования. Около 65% американских банков уже успели их ужесточить – повысили процентные ставки, стали требовать дополнительное обеспечение и более осторожно подходить к проверке заемщиков.

Напомним, что с начала финансового кризиса в США в 2007 г. на ипотечных кредитах финансовая система потеряла свыше $1 трлн. В ответ на это, а также в связи с необходимостью поддержать банки, Казначейство США выделило более $194 млрд. на покупку долей в отечественных финучреждениях.


Кризис-менеджмент

Крупнейший медиахолдинг в кризисе
Time Warner, крупнейший в мире медиахолдинг, сообщил о чистом убытке в IV квартале 2008 г., составившем $16 млрд. Убытки в расчете на одну акцию в размере $4,47 разительно отличаются от дохода, составившего $0,28 в минувшем году. Столь значительные потери, первые за 14 кварталов, возникли из-за списания активов на сумму $25 млрд. Выручка компании снизилась до $12,3 млрд., что на $0,5 млрд. меньше, чем ожидали аналитики. Причиной тому стало сокращение рекламных доходов подразделения AOL и журналов группы Time. Впрочем, за вычетом списаний и других одномоментных потерь чистая прибыль компании составила порядка $850 млн.

Вследствие кризиса Time Warner и дальше прогнозирует падение продаж и сокращение своих доходов. В связи с этим компания намерена потратить около $250 млн. на сокращение персонала на своей студии Warner Bros. и интернет-подразделении AOL.

Группа намерена отделить AOL от Time Warner Cable. Однако беды интернет-подразделения на этом не заканчиваются. Google, крупнейший в мире поисковик, испытывающий нехватку ликвидности из-за снижения рекламных продаж, намерен продать 5%-й пакет ценных бумаг портала AOL. Как сообщается, стороны согласовали положение, по которому Google избавится от акций, но семилетний альянс компаний не будет разорван и интернет-гигант продолжит поставлять услуги интернет-поиска и рекламы для AOL.com. Срок сотрудничества компаний истекает в 2011 г., и до этого времени стороны не намерены его прекращать. Аналитики UBS говорят, что 5% AOL могут стоить примерно $274 млн., а 100% компании оценивается в $5,5 млрд, против $20 млрд. в 2006 г. Напомним, что Google в 2006 г. потратил $1 млрд. на покупку миноритарной доли в компании AOL, которая тогда была на пике своей популярности, после чего интернет-портал начал стремительно терять посетителей и финансовые обороты. В результате обесценивания этих бумаг Google в прошлом году списал $726 млн. из затратной части и теперь оценивает этот пакет бумаг гораздо скромнее.


Приоритеты

Автопроизводители меняют планы

Mitsubishi Motors приняла решение больше не принимать участие в ралли «Дакар» и вообще свернуть свою активность в области спорта. Последней каплей для компании стало очень неудачное выступление ее команды на гонке ралли 2009 г., занявшей после многолетних побед лишь седьмое место. В основе данного решения – рациональное перераспределение расходов в условиях резкого падения продаж (до 35% на некоторых рынках). Напомним, что Mitsubishi стала уже четвертой японской автомобильной компанией, пересмотревшей свою активность в области спорта (после Suzuki, Subaru и Honda).

Корейская SsangYong Motor никогда не проявляла интерес к спорту и производила в основном клоны европейских марок не первой свежести. И именно несоответствие модельного ряда компании кризисным условиям (из семи моделей, выпускаемых сегодня, четыре – внедорожники, три – громоздкие седаны) привело к обвалу продаж. Основной владелец – китайская SAIC Motor Corp. отказался поддержать SsangYong, в результате чего в сеульском суде началось рассмотрение вопроса о банкротстве компании. Российская Sollers, производившая SsangYong по лицензии, имеет планы выкупа бренда.


Перспективы

Прибыль вопреки падению цен

BP, британский нефтяной гигант, несмотря на кризис, сумел увеличить свою чистую прибыль по итогам 2008 г. на 39% – до рекордных $25,6 млрд. Впрочем, падение стоимости газа и нефти на мировых рынках привело к тому, что в IV квартале прошлого года компания зафиксировала прибыль всего лишь на уровне $2,6 млрд. BP объясняет это возросшими расходами и убытками от разницы в курсах и налогов. На этом фоне компания сократила свой персонал на 3 тыс. человек в прошлом году и планирует уволить еще 5 тыс. к средине текущего. На конец 2007 г. в BP работали 98 тыс. человек.

Тони Хейворд, глава нефтяного гиганта, подчеркнул: чтобы компания сумела выплатить дивиденды и прочие обязательства без дополнительного заемного капитала, стоимость одного барреля нефти должна составлять $50-60, что заметно выше $40, которые нынче преобладают на рынке. Тем не менее, по его словам, результаты работы компании свидетельствуют о восстановлении после кризиса. «В 2008 г. мы сумели сократить чрезмерные затраты и сделать BP более эффективной, – отметил он. – Это вселяет в нас уверенность в том, что мы в достаточной степени готовы к вызовам, с которыми можем столкнуться в последующие несколько лет». Главными приоритетами компании в нынешнем году является выплата дивидендов, а также инвестиции в расширение бизнеса. Не забывают нефтяники и об альтернативных видах энергии. Так, объемы энергии, полученной в 2008 г. за счет ветряных электростанций, увеличились более чем в два раза. Впрочем, объемы солнечной энергии несколько упали вследствие пожара на Tata BP, совместном с индийскими партнерами предприятии.

Залишити відповідь