Ансамбль классической музыки им. Б. Лятошинского 16 марта в Национальном доме органной и камерной музыки Украины представляет премьеру.

КОНЦЕРТЫ

Ансамбль классической музыки им. Б. Лятошинского 16 марта в Национальном доме органной и камерной музыки Украины представляет премьеру. Впервые коллектив будет играть слушателям «Реквием» Дж. Верди.

Великий классик итальянской музыки в историю мировой музыкальной культуры вошел прежде всего как мастер и реформатор оперного жанра. Его оперы во всем мире по праву считаются украшением репертуара любого музыкального театра. По поводу исключительной популярности музыки великого итальянца выдающийся российский музыковед И. Соллертинский писал: «Верди частенько говорил, даже в зените славы, что он по своей натуре был, есть и останется простым итальянским крестьянином. В этом – разгадка ошеломляющей популярности Верди. Его творчество органично связано с народным; его музыка своими корнями уходит в крестьянский песенный мелос Италии; в свою очередь его кантилены распевают рыбаки, гондольеры, ремесленники, пастухи… Отсюда – интонационная простота, глубокая жизненность и правдивость столь рельефно запоминающихся мелодий Верди».

В обширнейшем творческом наследии композитора есть сочинение, на первый взгляд, занимающее несколько обособленное место – «Реквием», монументальный цикл из семи частей для солистов, хора и оркестра. И все же интонационный строй, мелодичный язык и яркая театральность образов внутренне сближают его с лучшими страницами оперных шедевров Дж. Верди. Это произведение – одно из своих вдохновеннейших творений – композитор посвятил памяти великого итальянского писателя-патриота А. Мандзони. Дж. Верди его смерть воспринял как невосполнимую утрату для всей Италии. И скорбь, и печаль композитора вылилась в одно из самых совершенных творений в истории мировой культуры. «В этой музыке, – написал итальянский музыковед Дж. Ронкалья, – человек со своими страхами и экстазами, молитвами и слезами, со своими душевными порывами и тревожной печалью… Маэстро разворачивает перед нами ряд картин, напоминающих драматическую кисть Тинторетто, временами же музыка побуждает вспомнить сильнейшие страницы «Божественной комедии» Данте, а иногда – фрески «Страшного суда» Микеланджело.»

Киевляне смогут послушать этот вердиевский шедевр в интерпретации Ансамбля классической музыки им. Б. Лятошинского под управлением лауреата Национального конкурса Игоря Андриевского.

КОНЦЕРТЫ

С новой концертной программой «Отражение баховских идей в творчестве украинских композиторов» 12 марта в Национальном доме органной и камерной музыки Украины выступает лауреат международных конкурсов Валерия Балаховская (орган).

Эта программа – очередной этап масштабного художественного проекта «Шедевры органной музыки», цель которого, по словам Валерии Балаховской, на протяжении ряда концертов воссоздать панораму развития органной культуры в историческом аспекте. В этот раз молодой талантливой солистке органного зала удалось найти новый, достаточно неожиданный ракурс. Творчество И.-С. Баха, по праву считающееся вершиной развития мирового и, в частности, органного искусства, выступает как бы сердцевиной, внутренним стержнем программы. Причем Валерия представляет почти все основные жанры органных сочинений гениального немецкого композитора: прелюдии и фуги (до мажор и си минор), несколько хоральных прелюдий, ля минорный Концерт И.-С. Баха-А. Вивальди и знаменитую Пассакалью до минор.

В этот контекст она «вплетает» лучшие органные сочинения украинских композиторов, при этом вдумчиво выстраивает драматургический ряд, скрупулезно отбирая материал от эпохи барокко до наших дней. Так, старинная украинская музыка представлена сочинениями Д. Бортнянского. Специально для этой программы Валерия сделала органные аранжировки фа мажорной Сонаты и знаменитой «Херувимской песни» этого выдающегося мастера эпохи барокко. Современную украинскую музыку репрезентируют произведения киевских мастеров Евгения Ленко и Виктора Гончаренко. В заключение концерта прозвучит Пассакалья патриарха львовской композиторской школы Николая Колессы.

КОНЦЕРТЫ

В рамках проекта «Музыкальные диалоги: Украина – Германия» в Национальной филармонии Украины 12 марта состоится концерт немецкого пианиста Фридриха Герике и украинской скрипачки Ольги Ривняк.

«Основным» произведением вечера станет 5-й фортепианный концерт Людвига Ван Бетховена, в котором будет солировать Фридрих Герике. Это сочинение относится к так называемому гранд-репертуару, то есть классике на все времена. Собственно, 5-й – показательный для Бетховена, в нем есть все то, что характеризует композитора: наряду с деликатным и тонким адажио здесь присутствует динамичное аллегро с широтой звучания, с пресловутой героикой и яркостью содержания. Критики определили концерт как один из самых светлых у Бетховена. И это невзирая на то, что создан он был в период прогрессирующей глухоты у композитора. Главный биограф Бетховена, Эдуард Эррио, так пишет о 5-м концерте: «Несмотря на печальную действительность, обрекающую одинокого композитора на тяжкие невзгоды, художник уводит нас в созданный его воображением блистательный мир, где бушуют могучие страсти, где властвует мужественное утверждение: великолепная демонстрация разума и отваги». Это последний фортепианный концерт Бетховена. Уже в нем композитор выходит за рамки отведенной формы, из-за чего концерт еще называют «подлинной симфонией».

Его часто исполняют в мире, но, как отмечают музыковеды, зачастую больше уделяя внимание форме, чем содержанию. Но немецкий музыкант Герике равняется на старую фортепианную школу и придерживается традиций пианистов XIX века, которые старались передавать суть музыки. Сам он говорит, что противостоит «превращению музыки в науку», когда над всем властвует техника исполнения и забывается дух произведения. 5-й концерт – один из тех, который требует от исполнителя максимальной концентрации и духа, и мастерства игры.

Концерт прозвучит в исполнении симфонического оркестра Национальной филармонии, дирижером выступит заслуженный деятель искусств Игорь Палкин.

В концерте также прозвучат произведения А. Хачатуряна и С. Сарасате, в которых будет солировать заслуженная артистка Украины, лауреат международных конкурсов, скрипачка Ольга Ривняк.

Концерт состоится при поддержке посольства Федеративной Республики Германии, а также мецената госпожи Урсулы Гюнстер (Германия), авиакомпании «Люфтганза» и Фонда содействия развитию искусств.

ФЕСТИВАЛИ

Художественный фестиваль «Март Олексы Новакивского», посвященный 130-летию со дня рождения классика отечественной живописи, пройдет во Львове с 13 по 16 марта. Фестиваль организован благотворительным фондом «Олекса Новакивский и его художественная школа» при поддержке Национального музея во Львове, художественно-мемориального музея О. Новакивского и художественной галереи «Дзига».

Его цель – напомнить современникам о выдающемся мастере изобразительного искусства, положившем свой талант на алтарь служения отечественному искусству, сумевшем благодаря уникальному индивидуальному дарованию вывести национальное искусство на уровень европейского и интегрировать в мировой художественный процесс. Этот удивительный человек в силу неповторимого личного обаяния и ярко выраженного гражданского темперамента на протяжении нескольких десятилетий являлся средоточием художественной жизни Галичины. Среди его друзей и почитателей были такие светочи украинской культуры, как митрополит Андрей Шептицкий, писатели Иван Франко и Василий Стефаник.

Олекса Новакивский принадлежал к тому типу украинских художников-интеллигентов, которые, будучи выходцами из «социальных низов» только благодаря таланту, редкой целеустремленности и творческой одержимости получали отличное образование в престижных европейских университетах и академиях. Новакивский родился в селе Слободо-Ободивка на Винниччине в семье очень скромного достатка; пределом мечтаний отца было желание «вывести Олексу в люди», то есть дать ему какое-то специальное образование. Вопреки всем житейским невзгодам и испытаниям Новакивский окончил Краковскую художественную академию у знаменитого в те годы художника Л. Вичулковского.

Что за жизнь пролегла между этими двумя вехами – рождением в бедной семье на Подолье и блистательным (с золотой медалью) окончанием одной из лучших европейских академий – тема отдельной публикации (отметим лишь, что внешние контуры биографии Олексы Новакивского изобилуют богатейшими сюжетными ходами, среди которых и удивительная любовь к небогатой польской девушке, ставшей его женой и музой).

Факт остается фактом: именно европейский уровень образования, умноженный на мощное индивидуальное дарование способны родить национального художника – мастера мирового уровня, каким был Олекса Новакивский. Великолепно владевший рисунком, композицией, прекрасный колорист, от природы наделенный ярчайшим художественным темпераментом, он стал, по сути, первым отечественным художником-экспрессионистом, органично синтезировавшим в своем творчестве традиции национальной культуры и опыт европейского искусства.

Программа фестиваля «Март Олексы Новакивского» богата, насыщена событиями и в то же время достаточно компактна. Он открывается 13 марта в художественной школе им. О. Новакивского. В этот же день после пятилетнего бездействия начнет работу художественно-мемориальный музей живописца. 14 марта в Национальном музее во Львове открывается выставка портретов Олексы Новакивского. 15 марта – в художественной галерее «Дзига» открывается экспозиция «История одного произведения», на которой будет представлено одно из лучших полотен художника – «Леда». Его созданию предшествовали сотни эскизов и зарисовок, которые также будут представлены на этой оригинальной выставке. 16 марта в галерее «Дзига» – презентация книги Голубовского «Боги при столе» – воспоминания об Олексе Новакивском и его эпохе. Созданная в первые десятилетия ХХ века, она лишь накануне юбилея художника увидела свет, рукопись же совершенно случайно была обнаружена на одном из художественных аукционов в Праге. И увенчает фестиваль – вечер, посвященный памяти великого живописца и его внука, Андрея Новакивского, почти два десятилетия возглавлявшего Национальный музей во Львове и выступившего автором идеи и концепции фестиваля «Март Олексы Новакивского», но, к сожалению, умершего осенью прошлого года.

В апреле также состоится серия художественных акций в Киеве, посвященных юбилею выдающегося живописца.

За предоставленные материалы, положенные в основу публикации, выражаем благодарность правнучке художника Дзвинке Новакивской.

КИНО

Новый фильм Тони Скотта – детектив «Шпионские игры» – выходит в кинопрокат Украины 8 марта.

Тони Скотт (брат Ридли Скотта) – темная лошадка для Голливуда. Он с одинаковым успехом может как создавать блокбастеры, так и снимать для своего удовольствия. Наряду с суперуспешными картинами «Топ Ган», «Последний бойскаут» и «Враг государства» он снял и потрясающий с точки зрения эстетики, но провалившийся в прокате «Голод» с Катрин Денев и Девидом Боу в главных ролях.

Его новый фильм «Шпионские игры» объединил все грани таланта Скотта. Выйдя в прокат в конце ноября 2001 года, картина за 5 дней собрала более $30 млн., порадовав и зрителей, и критиков (к сегодняшнему дню сборы фильма в мировом прокате составляют $115 млн.). А для исполнителя одной из главных ролей Роберта Редфорда сборы «Шпионских игр» за уик-энд были самыми большими за всю его карьеру. У Бреда Питта, играющего «вторую скрипку» в фильме, эта картина – вторая в списке самых кассовых по сборам за уик-энд. Продюсер картины Дуглас Вик так объясняет успех: «Это самое удачное время для Редфорда, потому что «Шпионские игры» являются лучшим фильмом о дружбе со времен дуэта Ньюмен-Редфорд». Впрочем, дружба – всего лишь один из аспектов картины.

По сюжету полковник Нэйтан Муир (Редфорд) откладывает выход в отставку ради спасения своего бывшего напарника и коллеги по работе в ЦРУ Тома Бишопа (Питт), попавшего в руки китайской контрразведки. Впрочем, это спасение он организовал исключительно по собственной воле, пойдя против решения начальства. Поскольку Муира привлекли к делу только как консультанта по созданию психологического портрета Бишопа, дабы узнать, как скоро захваченный китайцами агент начнет выдавать секретную информацию. Муир путает все карты – он хочет вытащить влипшего в неприятности коллегу. И для этого придумывает хитроумный план…

Фильм строится на распространенном кинематографическом приеме «флешбек»: картина начинается с разрабатывания Муиром плана. За объяснениями зрителя отсылают то во Вьетнам начала 1990-х, то в Берлин 1970-х, то в Бейрут 1985 года. И только после этого перед зрителем возникает полная картина происходящего: в каких делах были замешаны агенты ЦРУ, как познакомились Муир с Бишопом и как последний попал к китайцам.

Но, по мнению одного из рецензентов фильма, самое интересное в ленте то, что «режиссер Тони Скотт и сценарист Мартин Бекнер предлагают нам взглянуть, какие шпионские игры могут развернуться в стенах ЦРУ, а не за его пределами».

КИНО

Одна из лучших драм прошлого года, лауреат Каннского кинофестиваля, картина «Комната сына» появилась на лицензионном видеорынке Украины.

«Комнату сына» можно назвать прецедентом в современном кино, так как она представляет собой фильм-антишок. В том смысле, что в ней нет ничего шокирующего, что характерно для современного кинематографа. Это удивляет и привлекает. Но более всего, конечно, картина интересна не своей формой, а посылом, ведь эта лента – добрая, искренняя и бесконечно человечная. И хотя в ней нет виртуозной режиссерской работы, какого-то особенного, оригинального сценария, с закрученными сюжетными ходами или линиями, «Комната сына» трогает. Она обнадеживает, что, наверное, и является основной целью. Впрочем, столь откровенное презрение создателей к вычурности вызвало некоторое непонимание в кругах кинокритиков на Каннском кинофестивале 2001 года: простота – не новаторство, а банальность, и она уже себя изжила, заявляли они; трагедия же – сентиментальна и настоящих переживаний не вызывает. Но жюри посчитало иначе, присудив картине высший приз фестиваля – «Золотую пальмовую ветвь». Зрители же пять минут – до самого окончания титров – стоя аплодировали фильму.

В «Комнате сына» речь идет об идеальной семье, в которую внезапно вторглась трагедия. Отец семейства, профессиональный психоаналитик, живет только ради семьи. Как и мать, которая не работает, а заботится о доме и детях. Дети – красивые и умные старшеклассники. В семье все хорошо, если не учитывать некоторой усталости отца от откровений пациентов. В суицидальном приступе один из них звонит доктору и настоятельно требует немедленно приехать к нему. Психоаналитик вынужден ехать, отложив на потом прогулку с сыном. Сын вместо прогулки идет купаться со своими друзьями и в результате несчастного случая погибает. В жизни благополучной семьи все резко меняется: отец, виня себя в смерти сына, уже не может заниматься психоанализом, ему самому нужна помощь; мать все время в слезах; сестра не может поверить в смерть брата.

Эту трагедию режиссер Нанни Моретти снимал без экспрессии и надрыва, а как посторонний наблюдатель. В результате каждый зритель может прочувствовать, что такое боль подобной утраты. У режиссера, а также актера Моретти (он еще и сыграл главного героя) все получается и деликатно, и невероятно сильно. Возможно, максимально полно передать эту роль Моретти помогла личная трагедия: в 1990-х он заболел раком и чудом избежал смерти. А как раз после выздоровления у него родился сын. Он знает цену жизни, а страх смерти до сих пор гложет его. Исполнительница роли жены, Лаура Моранте, говорит: «В фильме нет манипуляции. Смерть показана поразительно точно. Все действия реалистичны и не содержат намеков. Нанни сказал, что хотел снять фильм о боли, которая не объединяет, а разделяет, показывает, как каждый пытается выжить. Поэтому я утверждаю: это красивый и честный фильм».

ВЫСТАВКИ

В художественной галерее «Одекс Плюс» продолжается выставка гобеленов Елены Лапко «Рождение неповторимости».

Молодая киевская художница, пока более известная как искусный мастер батика, выступает в новом амплуа. Впрочем, эта в определенной степени дебютная для Елены Лапко экспозиция стала абсолютно логичным завершением целого этапа в ее творческой биографии. Ибо, как известно, для того чтобы постичь и освоить технику создания гобеленов, а тем более проявить в ней художественную индивидуальность и найти собственный почерк и стиль, нужны годы кропотливого настойчивого труда. А кроме того, необходимо встретить «своего» учителя. И в этом плане Елене Лапко действительно повезло, ибо ей посчастливилось стать ученицей непревзойденного мастера отечественных гобеленов знаменитой Людмилы Жоголь. Позаимствовав у нее секреты и тонкости мастерства, Елене также посчастливилось, но это, пожалуй, уже ее личная заслуга – найти свой «уровень» звучания, прочувствовать и «нащупать» индивидуальный мир художественных образов. Ее гобелены подчас пронизаны абстрактно-обобщенной символикой, подчас изысканно-декоративны, подчас достигают уровня некой философичности. То мажорно-оптимистические по тону, то исполненные некоей меланхоличности, они свидетельствуют, что на наших глазах происходит становление интересной художественной индивидуальности, не устающей искать свой почерк и стиль в искусстве.

Персональные выставки Елены Лапко неоднократно проходили в различных залах Киева, ее работы также были тепло приняты зрителями в Париже и Праге. Они также представлены в многочисленных частных коллекциях стран СНГ, Японии, Дании, Канады, Германии и США.

Выставка «Рождение неповторимости» в галерее «Одекс Плюс» продлится до 17 марта. Ее адрес: г. Киев, ул. И. Мазепы (бывшая Январского восстания), 21, корпус 20, второй этаж.

ВЫСТАВКИ

В Национальном художественном музее Украины продолжается выставка художественного стекла Андрея Бокотея.

Андрей Бокотей – профессор, заслуженный деятель искусств Украины, действительный член Академии искусств Украины, участник многочисленных международных выставок и симпозиумов, инициатор и организатор пяти международных симпозиумов гутного стекла во Львове. Но прежде всего он все же совершенно потрясающий художник, Мастер от Бога, сумевший открыть в своих работах никому неведомый мир, подспудно дремавший столетиями в столь прозаическом материале, как стекло. «Стекло Бокотея не идет против природных свойств материала, – говорит искусствовед Елена Сом-Сердюкова, – скорее, наоборот, оно расширило свои цветовые, пластические, иные реальные возможности. В цветных пластах как будто звучит музыка горных рек, а во внутреннем пространстве прозрачных сфер происходит чудо зарождения иных стихий, форм, цветов.»

Выставка Андрея Бокотея производит совершенно ошеломляющее впечатление, открывает зрителю целый мир, излучающий удивительный свет и в то же время свято хранящий какую-то сокровенную тайну, одушевленный творческой волей художника и озаренный бесконечной влюбленностью в материал, с которым он работает на протяжении трех десятков лет.

Работы Андрея Бокотея поражают совершенно колдовской пластикой, будь то одно- или многофигурные композиции, запечатлевшие силуэты людей, реальных или полуфантастических животных. Его крупные, редкой красоты и изысканности тарели обладают, кажется, магической притягательностью: созданные художником сложные живописные композиции ассоциативно-абстрактного плана воспринимаются как некие своеобразные эмоциональные сгустки, обладающие мощной энергетикой. Удивительное дело: лирические мотивы в них неразрывно связаны с трагическими интонациями. Как известно, подобная многогранность художественных образов свойственна лишь высокому классическому искусству.

Многочисленные персональные выставки Андрея Бокотея с неизменным успехом проходили в России, Франции, Бельгии, Нидерландах, Львове и Киеве.

Экспозиция в Национальном художественном музее Украины продлится до 17 марта. Его адрес: г. Киев, ул. Грушевского, 6.

ВЫСТАВКИ

В художественной галерее «Ирена» открылась выставка «Рыбный день», посвященная зодиакальному знаку Рыб.

27 художников из Киева, Броваров, Черкасс и Одессы представили 67 своих работ, посвященных этому знаку Зодиака. Впрочем, как утверждает директор галереи «Ирена» Ирина Осадчая, «рыбы – это еще символ христианства, продолжения рода и исполнения желаний (золотая рыбка). Именно эти три составляющие заставляют художников часто обращаться к рыбам».

Почти все представленные картины написаны за последние несколько лет. Подобная выставка проводится в «Ирене» уже во второй раз, причем в этом году на выставке представлены практически все жанры, стили и материалы. Здесь можно увидеть скульптуры из папье-маше, бронзы и мрамора, живопись на полотне, бумаге и шелке, декоративно-прикладные работы на стекле и бумаге. Есть даже фарфоровые тарелки, расписанные рыбами. Впечатление от многочисленности жанров и техник дополняется разнообразием восприятия рыб. Например, Галина Неледва и Виктор Рыжих представляют себе рыбу исключительно в виде еды на тарелках или как предмет для живописного натюрморта; Людмила Тесленко-Пономаренко воспринимает рыбу как подушку; художник-кукольник Ирина Киршина очеловечивает «папье-машовых» рыб, придавая их головам человеческие черты или создавая из них копилки.

Александр Бойко – единственный из всех художников, специализирующийся на рыбах, в том смысле, что уже давно увлекается ихтиологией. Кроме того, он художник-декоратор в Театре драмы и комедии на Левом берегу Днепра, поэтому его скульптуры-скелеты сделаны в высшей мере профессионально. 12-летний Петр Гронский – самый молодой участник выставки – решил пофантазировать на тему рыб, поэтому его акварельная работа фантасмагорична. И наоборот, четко образна картина его матери, Наталии Гронской: ее рыба над городом, как говорит сама художница, некое «воплощение золотой рыбки, воплощение недостижимого». На выставке можно увидеть и смешные работы: висят две тарани друг против друга, и одна разевает рот, как бы кричит на другую (автор Вадим Правдохин). Одна из самых оригинальных живописных картин нарисована одесситом Борисом Лукиным. Он увидел на брюхе щуки лицо «одного гения», известного сюрреалиста Сальвадора Дали: характерные глаза, нос, рот и даже харизматичные длинные и торчащие в разные стороны усы – все это образует живот рыбы и ее плавники. Метафорична и одновременно фантастична работа постоянного художника галереи «Ирена» Александра Добродия: вместе с рыбами на картине соседствуют колесо-руль корабля, спиральные вавилонские башни, римские колонны и др.

Выставка продлится до 12 марта. Адрес галереи: г. Киев, ул. Артема, 35.

Залишити відповідь