Надежды
В ожидании осени
Оживление рынка ПК в Украине IDC прогнозирует не ранее осени 2009 г. В случае если динамика рынка не улучшится, его объем к концу нынешнего года не перешагнет рубеж в 1,3 млн. устройств. Доля десктопов на украинском рынке ПК может даже увеличиться, что не будет характерно для других европейских рынков.
Подводя итоги IV квартала 2008 г., IDC констатирует сокращение продаж ПК в Украине практически вдвое – на 53% по сравнению с аналогичным периодом 2007 г. За это время в страну было поставлено около 400 тыс. компьютеров. Перебой в работе канала поставок был вызван нарастанием кризиса, сокращением кредитных программ, а также падением курса гривни. Более всего пострадали локальные сборщики, ориентированные на розничный сегмент. В то же время общая доля ТОП-10 сборщиков осталась на уровне 35%, а А-брендов (всемирно известных) – более 7%.
Из тенденций конца прошлого года IDC также отмечает замедление смещения спроса в сторону портативных компьютеров, которое было очень заметно в III квартале. Так, поставки ноутбуков за последние три месяца 2008 г. снизились на 47% (143 тыс. устройств). Всего в страну в минувшем году поставили более 2,3 млн. ПК, из которых 55% – настольные системы, а 45% – ноутбуки. Итог года только на 5% превысил показатель 2007 г.
Реакция
Равнение на мотивацию
Сокращение штата, по данным TOTAL HR Consulting, сейчас одна из самых распространенных задач HR-департаментов в нашей стране. В результате исследования, проведенного компанией с целью выяснить, какова же реакция бизнеса на сложившуюся экономическую ситуацию, 38% респондентов отметили, что увольнение сотрудников сейчас как нельзя актуально. 16% компаний прибегают к сокращению персонала как инструменту оптимизации затрат, не проводя при этом предварительной реструктуризации.
В то же время 36% опрошенных специалистов по управлению человеческими ресурсами и топ-менеджеров заявили, что их внимание сейчас направлено на нематериальную мотивацию сотрудников и поддержку корпоративной культуры. Материальной мотивацией людей обеспокоены 33% респондентов, ведь большинство отечественных компаний в конце прошлого года зафиксировали заработные платы сотрудников по курсу 5,05 грн. за доллар. Эта доля компаний стремится больше внимания уделять переменной части заработной платы.
Согласно результатам исследования, менее всего респонденты сейчас занимаются информированием сотрудников об изменениях, происходящих в компаниях, коммуникацией с персоналом и его оценкой. Все это, по мнению TOTAL HR Consulting, способствует росту недоверия персонала к компаниям, демотивирует его и снижает эффективность работы.
Противоречия
Много рисков – мало определенности
Представители развивающихся и развитых стран по-разному оценивают нынешний финансовый кризис и траекторию его развития. Таков главный вывод опроса, проведенного всемирной ассоциацией исследовательских институтов GDN в ходе конференции «Природные ресурсы и развитие», проходившей 3-5 февраля в Кувейте. Отличительной чертой исследования стала авторитетность: его результаты основывались на опросе 197 ученых и экономистов из 64 стран, включая Украину.
Представители развивающихся и переходных экономик оказались большими оптимистами относительно перспектив своих национальных экономик, нежели их западные коллеги, однако продемонстрировали больший пессимизм относительно того, когда нынешний кризис достигнет дна. Согласно прогнозам, ВВП развивающихся стран в 2009 г. вырастет на 3,3%, тогда как в развитых – упадет на 0,68%. В то же время для первых рецессия достигнет дна в 2010 г., А для стран Запада – уже в нынешнем.
По остальным вопросам, хотя между опрошенными и не наблюдалось явного странового различия, в их взглядах не было единства. Так, около трети выразили удовлетворенность антикризисной политикой своих правительств, 40% признались, что разочарованы. Практически одинаковое количество респондентов считают, что для преодоления рецессии необходимы усилия на национальном, региональном и глобальном уровнях. При этом 84% согласились, что для выхода из кризиса правительства должны предпринимать меры одновременно в сфере монетарной, фискальной и структурной политики. «Я был удивлен тем, сколько экспертов высказались в пользу государственного вмешательства, – отмечает директор Киевской школы экономики, автор исследования Том Купе. – Как правило, экономисты ратуют за рыночные отношения, но сегодня они, похоже, верят, что действия правительства могут оказаться более эффективными».
Опасения
Общительность как порок
Активное общение сотрудников компаний в Интернете видится их руководителям как угроза репутации бизнеса. По данным исследования, проведенного агентством Weber Shandwick в партнерстве с Economist Intelligence Unit, опасности от Всемирной сети для репутации своих компаний ожидают более 70% менеджеров из 62 стран Северной Америки, Европы и Азии. Притом угроза, по их мнению, исходит не только от преднамеренного распространения сотрудниками конфиденциальной информации, но и от их чрезмерной разговорчивости, пристрастию к общению онлайн и даже ошибок в адресах при отправке писем с корпоративной почты.
Дело в том, что по результатам исследования большая часть менеджеров (66%) не контактируют со своими сотрудниками в Сети вне офиса – на форумах, блогах, в социальных сетях, и только 34% респондентов отметили, что знают о том, кто и что говорит и распространяет негативного в Сети об их компании. Больше внимания к неофициальной информации в Интернете о компании проявляют члены советов директоров – 43% опрошенных следят за данными такого рода. Что касается ошибок в ходе корпоративной переписки, то 87% руководителей отметили, что хотя бы раз получали или отправляли письма не по адресу.
Стоит отметить, что опрошенные менеджеры воспринимают Интернет не только в качестве источника потенциальной угрозы репутации компании. Так, 64% респондентов ищут и отслеживают посредством Всемирной сети данные о работе конкурентов, около 60% мониторят деятельность партнеров и столько же ищут новых компетентных специалистов, а 63% изучают потребительские предпочтения. В ходе работы с данными из Сети руководство меньше всего обращает внимание на информацию о корпоративной социальной ответственности и благотворительных возможностях других игроков рынка. Исследователи считают такой результат не только проявлением предвзятого отношения к новостям подобного характера, но еще и того, что этот мониторинг, как правило, делегируется отдельным департаментам.
Большие деньги
Назад к бартеру
Объем денежной массы в Украине в январе текущего года сократился на 4,6% – до 491,8 млрд. грн. В годовом измерении, по данным Национального банка Украины, темпы ее прироста снизились до 25,7% против 30,2% на начало года. Это рекордное падение с момента начала мониторинга регулятором данного показателя. Монетарная база в январе 2009 г. уменьшилась на 3,6% – до 180 млрд. грн. Впрочем, в годовом измерении темпы прироста монетарной базы в указанный период увеличились до 32,1% по сравнению с 31,6% на начало года. Данные показатели вызваны как самим кризисом, ростом количества неплатежей, так и действиями Нацбанка, который с целью урегулирования ликвидности банков осуществил в январе операции по мобилизации средств на общую сумму 1,4 млрд. грн. Наиболее пострадали от этого компании, работающие в отраслях, зависимых от кредитных средств, – торговле, сельском хозяйстве и строительстве.
Продолжение данных тенденций может привести к еще большему сокращению денежного рынка страны, массовым неплатежам и возрождению бартерных взаиморасчетов.
Переживания
Смена потребительского курса
59% жителей из 18 стран, опрошенных исследовательской компанией Synovate с целью выяснить потребительские настроения, заявили, что за последние шесть месяцев они так или иначе сократили свои расходы.
Самыми экономными по итогам второго полугодия 2008 г. оказались потребители в Турции – 80% респондентов из этой страны заявили о снижении трат. От них немного отстают жители США (78%), Греции (77%), Болгарии (75%) и Франции (71%). Рассматривая сокращение затрат по различным категориям товаров, исследователи пришли к выводу, что в целом большая часть потребителей склонны отказываться от покупок безалкогольных напитков (29% респондентов). 27% ограничили себя в приобретении косметики и различных средств по уходу за собой, а 25% – стали меньше тратить на алкогольные напитки.
Что касается перехода потребителей на менее дорогие торговые марки, то здесь данные опроса не столь однозначны. К примеру, рассматривая категорию консервированных продуктов питания, исследователи отметили, что 18% респондентов уже перешли на более дешевые торговые марки, 58% пока не изменяют своим предпочтениям, а 10% планируют этот переход.
Результат опроса подтолкнул исследователей к выводу, что специалистам по маркетингу сейчас необходимо прилагать усилия, чтобы удержать продажи в как можно большем числе торговых точек, а также сегменитровать свои целевые аудитории по критерию чувствительности к ценовым колебаниям. Кроме того, им следует учитывать тот факт, что сложившиеся обстоятельства делают потребителей более открытыми для новых торговых марок в доступных им ценовых сегментах.
Тенденции
Личный канал лояльности
За удержание клиентов и сохранение их лояльности при сокращении маркетинговых бюджетов в 2009 г. побороться придется всем отраслям бизнеса. Одним из часто используемых инструментов коммуникации с уже существующими клиентами является sms-рассылка. По данным исследования, проведенного российским агентством мобильного маркетинга Imobis по итогам 2008 г., эффективность рассылок во многом зависит от критерия, по которому она измеряется, и, конечно же, от цели. Так, число откликов абонентов колеблется в пределах 5-50%. Параметры подсчета могут быть такими: ответные входящие звонки в компанию, посещение торговых точек и совершение покупок. Суть переданной информации считают причиной для отклика 58% респондентов, специфику канала – 17%, а совокупности обоих факторов доверяют 25%. Кроме того, исследуемые компании единодушны во мнении, что эффективность рассылки зависит от ее неназойливости.
«&»: О каких ограничениях sms-рассылок не стоит забывать?
Елена Житник, директор по маркетингу InMind:
– По мере того как мобильная реклама будет набирать обороты, оказывать на нее влияние могут законодательные ограничения и государственное регулирование, как это сейчас происходит в Западной Европе. Помимо этого, и сами мобильные операторы могут накладывать ограничения на рекламодателя, например, по объему и тематике контактов, поскольку sms-рассылки влияют на имидж и восприятие самого оператора его клиентами. Кроме того, одним из ограничений sms-рассылок является небольшой объем информации, который может быть передан с их помощью. Поэтому важно, как сформулировано само сообщение: посыл должен быть кратким, способным донести суть и заинтересовать получателя. Для того чтобы рассылки не воспринимались как спам, нужно четко их таргетировать с учетом потребностей и интересов получателя. Иначе частые и нерелевантные рассылки могут привести к обратному эффекту.
Цифры
на15%
снизилась стоимость телевизионной рекламы в США. Причина негативной динамики в снижении в среднем на 13% рейтинга телепросмотров четверки каналов-лидеров (CBS, NBC, ABC, Fox), а также в уменьшении бюджетов рекламодателей.
На 14,6%
сократилось производство электроэнергии в Украине в январе текущего года, по данным Минтопэнерго.
1 место
в списке городов с самой дорогой недвижимостью, по данным Global Property Guide за 2008 г., занял Монте-Карло. За ним по ниспадающей в первой семерке расположились Москва, Лондон, Токио, Гонконг, Нью-Йорк и Париж.
К 2016 г. Китай планирует создать собственный большой пассажирский самолет, аналог лайнеров А-320 и А-340.
Через 6 лет планируется ввести в эксплуатацию в Украине завод по фабрикации ядерного топлива для АЭС. Перспективы его строительства сейчас обсуждаются с американскими и российскими компаниями.
Более 303 тыс. договоров купли-продажи недвижимости было подписано в нашей стране в прошлом году. Этот показатель на 17% меньше уровня 2007 г. Единственный регион, в котором за минувший год был отмечен рост количества заключенных договоров, – Киев.
В 8 нефтегазовых месторождениях в АР Крым, Львовской и Сумской областях в ближайшее время будут проведены геологические исследования. На данный момент курирующая их изучение НАК Надра Украины объявила о начале конкурса по привлечению инвесторов.
На 12% упал объем промышленного производства в Еврозоне в декабре 2008 г. (по сравнению с декабрем 2007 г.). Сравнивая показатель с данными за весь период его измерения, агентство Bloomberg со ссылкой на данные Статистического управления ЕС отмечает, что это рекордное снижение с 1986 г.