Воздушная мобилизация

Ryanair, ирландская авиакомпания-дискаунтер, первой в Европе предложила услуги по использованию мобильной связи на борту своих самолетов. Отныне пассажиры внутренних и международных рейсов смогут совершать и принимать звонки (1,5-3 фунта за минуту), отправлять sms-сообщения (исходящие – по 40 пенсов, входящие – бесплатно) и электронные письма (исходящие – по 2 фунта, входящие – бесплатно).


Считается, что данный вид связи во время взлета и посадки самолета создает помехи для работы навигационных приборов, а на большой высоте вообще недоступен. Чтобы разрешить эти проблемы, компания оснастила 20 из 170 своих лайнеров специальными антеннами, поставщиком которых выступила швейцарская OnAir – пионер в данной области. (Напомним, что разрешение на установку такого оборудования Еврокомиссия дала в апреле 2008 г.) Сигналы сотового телефона будут приниматься и передаваться через спутник наземными сетями. Если тестирование услуги пройдет успешно, то в течение 18 месяцев соответствующим образом будет переоборудован весь флот авиакомпании. «Мобилизация» каждого лайнера обойдется в 100 тыс. фунтов, но в Ryanair рассчитывают вскоре окупить затраты. «Мы ожидаем, что спрос со стороны потребителей будет быстро расти», – отметил СЕО дискаунтера Майкл О’Лири.


Впрочем, во всем этом есть несколько «но». Связь будет функционировать на высоте более 3 тыс. м. Во время взлетов и посадок телефоны должны быть по-прежнему отключены. Одновременно могут звонить не более шести пассажиров, а рекомендуемая продолжительность разговора – не более двух минут. Наконец, пока воспользоваться преимуществами воздушной мобильной связи смогут лишь абоненты O2 и Vodafone (хотя в Европе таковых более 150 млн.). Неясно, правда, как будет распределяться прибыль между перевозчиком, OnAir и операторами. Для Ryanair это ключевой вопрос: только за III финансовый квартал компания получила $151 млн. убытка и сейчас активно увольняет персонал, в том числе пилотов и всех сотрудников стоек регистрации.


Мировая авиаотрасль сегодня переживает не лучшие времена. Из-за волатильности цен на горючее и сокращения спроса на авиабилеты IATA в 2009 г. прогнозирует совокупный убыток перевозчиков на уровне $2,5 млрд. В такой ситуации игроки прощупывают новые возможности для наращивания прибылей, включая предоставление дополнительных услуг на борту. Так, дубайская Emirates запустила сотовую связь еще в марте 2008 г. В Европе небольшая британская авиакомпания BMI позволяет своим пассажирам отправлять sms-сообщения. К концу года и British Airways планирует внедрить мобильные услуги, но, стоит заметить, что только для рейса Лондон – Нью-Йорк и лишь для пассажиров бизнес-класса.

Залишити відповідь