реакция
Торговые меры
В мае 2009 г. страны-члены ВТО рассмотрят повышение Украиной пошлины и налогов на импорт. Заместитель министра экономики Валерий Пятницкий сказал, что наша страна способна предоставить обоснование повышения пошлин и налогов на ряд групп импортных товаров. В худшем случае будут применены меры со стороны других членов ВТО по налогообложению украинских товаров. Однако отечественные торговые партнеры могут пойти и по другому пути, например, вновь активизировать торговые войны (количественные ограничения ввоза, лицензирование, квотирование, установление минимальных цен, а также защитные пошлины) против отдельных украинских экспортеров. Формальный повод у них для этого имеется: в предновогодний период Верховная Рада по требованию украинских производителей с целью наполнения бюджета приняла закон о повышении пошлины на импортные авто и обложила дополнительным налогом в размере 13% ряд товаров широкого потребления.
С декабря 2008 г. импортеры и без законодательных новаций несут большие потери – резкая девальвация гривни и общее падение спроса привели к четырехкратному сокращению импорта машин, оборудования и транспорта. Кроме того, значительно снизились объемы ввоза металлургической и текстильной продукции. После 6 марта (вступают в силу 13%-е надбавки) объемы легального импорта значительно снизятся, а ввоз товаров по «серым» и «черным» схемам увеличится.
По данным Государственной таможенной администрации, за первые два месяца 2009 г. экспорт товаров составил $5,1 млрд., что почти на миллиард долларов превышает объемы импорта.
Премьер-министр Украины 5 марта заявила, что намерена внести на рассмотрение парламента постановление об отмене 13%-й надбавки на ряд импортируемых товаров.
перспективы
Телегонки
Жители США все больше времени проводят за просмотром различных видов экранных медиа. По данным Nielsen Co., в IV квартале 2008 г. по сравнению с предыдущим наиболее стремительно выросла аудитория зрителей видео на мобильных устройствах, а также на цифровых видеорегистраторах (DVR), которые еще называют «смещенным во времени телевидением». И тот и другой сегменты продемонстрировали 9% роста. Так, мобильное видео использовали 11 млн. человек, тогда как цифровые видеорегистраторы – 74 млн.
Рост числа приверженцев традиционного телевидения в IV квартале был не таким стремительным, что не помешало этому виду медиа удержать лидирующие позиции – 285 млн. пользователей за последние три месяца 2008 г. Лидирует привычное большинству пользователей телевидение: по показателю проведенного перед экраном времени в среднем 151 час в месяц американцы провели перед телевизором в исследуемый период.
опыт
Вторая молодость бартера
Недоступность банковских кредитов и закрытость внешних рынков приводят к тому, что расчеты живыми деньгами между контрагентами становятся все большей редкостью. Производитель зачастую сталкивается с тем, что потенциальные покупатели его товара испытывают дефицит свободных средств. В итоге товар производителем не продан, а покупатель несет убытки из-за остановки своей деятельности. В новых условиях многим компаниям пришлось вспоминать опыт 1990-х и прибегать к бартерным сделкам. Однако такие операции довольно неудобны хотя бы потому, что у покупателя и продавца обычно разные потребности в товарах.
Наиболее оригинальный и работающий вариант предложили россияне. Герман Стерлигов, один из первых советских легальных миллионеров (впоследствии разорился), создавший в СССР товарно-сырьевую биржу, решил вернуться к бизнесу. Он основал Антикризисный расчетно-товарный центр (АРТЦ), который уже имеет свое представительство и в Украине. Суть его работы заключается в следующем: заявки от компаний, желающих сбыть свою продукцию, поступают в единую базу данных. В заявке также указывается потребность заявителя в других товарах. После этого компьютер обрабатывает подобные заявки тысяч участников и выдает цепочки возможных обменов с максимальной длиной в пять звеньев. Последнее звено и оплачивает товар для первого. Выгода состоит в удешевлении товара по сравнению с рыночной стоимостью. Все остальные сделки происходят без денежных расчетов.
надежды
Движение по инерции
В ближайшее время, по прогнозу Украинской Торговой Гильдии, рынок торговой недвижимости в областных центрах с населением до 500 тыс. человек остро ощутит на себе последствия финансового кризиса. В частности, рынок, который в течение последних нескольких лет стремительно рос, может резко сократиться. Одной из причин обострения проблем с арендаторами в этих регионах станет то, что в докризисное время потенциал некоторых городов был явно переоценен застройщиками. Так, в Черновцах, Черкассах, Ровно, Тернополе, Полтаве, Николаеве и Ужгороде развитие торговых площадей сильно опережало потребности.
Что касается роста числа торговых комплексов в целом, то в нынешнем году он будет продолжаться, но уже по инерции. К открытию в 2009 г. заявлено 57 объектов, общая площадь которых составляет около 580 тыс. кв. м. Если эти инерционные запуски все же состоятся, то к 2010 г. количество объектов может вырасти на 19%. При выполнении данного условия на 1 тыс. жителей страны будет приходиться до 71 кв. м торговой площади, тогда как сейчас этот показатель составляет 58 кв. м.
перемены
Шесть лет технологического развития
По данным на декабрь минувшего года 60% населения планеты пользовались мобильными телефонами. Наиболее стремительное проникновение в ушедшем году продемонстрировали такие страны, как Китай, Пакистан, Саудовская Аравия. Чтобы нагляднее отобразить масштабность цифр, Международный союз электросвязи сравнивает полученные в конце 2008 г. данные с показателями 2002 г. Тогда мобильными телефонами пользовались только 12% населения. За прошедшие шесть лет пользователей проводных телефонов стало не намного больше: вместо 1 млрд. – 1,27 млрд. человек. Продолжая сравнение, МСЭ демонстрирует количество мобильных номеров в мире (4,1 млрд. против 1 млрд. в 2002 г.) и число пользователей Интернета (23% населения в конце 2008 г. против 11%). Однако недавние данные по высокоскоростному подключению к Интернету очень разнятся в зависимости от региона. Так, если в США, Европе и других развитых странах каждый пятый житель имеет высокоскоростное подключение к Всемирной сети, то усредненный по планете показатель – примерно каждый двадцатый.
сравнение
Инновационная единица измерения
Фонд информационных технологий и инноваций (Information Technology and Innovation Foundation – ITIF) опубликовал очередной рейтинг, в котором страны и регионы мира сравниваются по главному параметру – развитию инноваций. Проводя исследование, ITIF оценивал инновационную конкурентоспособность государств исходя из критериев, распределенных по шести категориям. Наиболее важная среди них – наличие людских ресурсов, обеспечивающих инновационное развитие государства. За ней по значимости для страны следуют инновационный потенциал (другими словами, государственные и корпоративные инвестиции в инновационные разработки), вложения в венчурный капитал и новые компании, инфраструктура IТ, экономическая политика стран и их экономические результаты.
Чтобы как можно более презентабельно выглядеть на международной арене инноваций, по мнению фонда, государствам стоит более активно работать в таких направлениях, как стимулирование инноваций в компаниях и открытость для иммиграции высококвалифицированных кадров, поскольку именно они зачастую становятся источниками новых идей. Кроме того, положение страны в рейтинге зависит от ее усилий по развитию «цифровой» экономики, то есть не только от увеличения государственных инвестиций в IТ таких сфер, как здравоохранение, энергетические системы, транспорт и образование, но еще и создания эффективной регулирующей базы, не ограничивающей развитие «цифровой» экономики. Необходима также поддержка всех институтов, обеспечивающих инновации и проведение эффективной государственной политики в данной сфере.
Цифры
на 53%
меньше в январе текущего года рекламодатели разместили рекламных полос в московских и федеральных изданиях. По сравнению с январем 2008 г. доходы от этого вида рекламы сократились на 20%.
На 5% в I квартале 2009 г. могут сократиться затраты на интернет-рекламу в США. Согласно предварительным прогнозам IDC, во II квартале ситуация может ухудшиться.
$8 млрд. убытков понесли авиакомпании во всем мире в 2008 г. По данным IATA, результат превзошел даже прогнозируемый уровень ($5 млрд.). Основной причиной такого итога года для отрасли стал резкий спад в IV квартале.
€1743 за 1 кв. м в год – такова самая высокая арендная стоимость офиса, зафиксированная по итогам 2008 г. Согласно отчету «Office Space Across the World 2009», она была отмечена в Гонконге. Второе и третье места в рейтинге городов с самой высокой стоимостью аренды офисов достались Токио и Лондону.
Через 3-5 лет в продажу могут поступить шлемы, полностью погружающие человека в виртуальную реальность. Разработкой технологии, воздействующей на все пять органов чувств, занимаются ученые двух британских университетов в рамках проекта «Towards Real Virtuality».
49 пунктов составил индекс потребительского доверия жителей США в начале марта. Этот показатель, рассчитываемый ABC News, считается барометром потребительских расходов.
«Мы верим в Бога. Остальные платят наличными».
Уоррен Баффет объявил о том, что в 2008 г. прибыль его Berkshire Hathaway упала на 62% по сравнению с предыдущим годом и составила $4,99 млрд.
$2 млрд.
с лишним купило население нашей страны у банков в феврале нынешнего года, а продало в два раза меньше (по данным НБУ).
700 тыс.
немцев перешли в феврале на сокращенный график работы. Как сообщает Deutsche Welle, в январе число таковых составляло 290 тыс. человек.
определенность
В погоне за ценой
Ценообразование – одна из самых больших проблем в условиях кризиса. Снижение цен в этот период кажется наиболее разумным выходом из ситуации, и тысячи компаний, начиная от продавцов электроники и заканчивая Walt Disney, именно так и поступают. Игроки вроде химического концерна DuPont предпочитают заморозить цены, а некоторые, включая Colgate-Palmolive и McDonald’s, в отдельных случаях даже повышают их (в декабре стоимость дабл-чизбургера выросла на $0,19). Этот выбор крайне важен, поскольку от него будет зависеть не только мгновенная отдача, но также долгосрочная конкурентоспособность бизнеса и сила бренда. Удешевив продукты, компания привлечет новых покупателей, но при этом пожертвует прибыльностью, на восстановление которой могут уйти годы.
Чтобы определиться со стратегией ценообразования, старший редактор FORTUNE Джефф Колвин советует использовать специальную матрицу, горизонтальная ось которой отражает степень необходимости продукта для потребителя, а вертикальная – степень его уникальности на рынке. По мнению эксперта, оптимальными для поднятия на них цен сейчас являются товары, расположенные в левом верхнем углу. Они жизненно необходимы (предметы первой необходимости) и незаменимы (не имеют близких аналогов на рынке). Пример тому – зубная паста. Немногие люди откажутся от привычных брендовых предметов личной гигиены, какой бы глубокой ни была бы рецессия. Зная это, компания Colgate-Palmolive в 2008 г. смогла поднять цены и повысить прибыль.
В наихудшем положении оказываются продукты из правого нижнего угла – товары повседневного потребления, но выборочного спроса. Покупатели не ощущают особой потребности в них, а предложения производителей мало чем отличаются одно от другого. Если вы поднимете цены, потребители, не раздумывая, перейдут к конкурентам. Это частично объясняет проблемы, которые сейчас переживают авиаперевозчики и автоконцерны.
Два других сектора занимают промежуточное положение. Жизненно необходимые товары, например, печенье или лампочки, никто не перестанет покупать, но бренд здесь не играет решающую роль. В то же время такие товары, как Rolls-Roys, обладают исключительными характеристиками, но особой необходимости в них никто не ощущает.