Страховщики, не имея возможности самостоятельно справляться с растущим количеством регрессов, обратились к коллекторам. Первые результаты сотрудничества оказались ниже ожидаемых.
Недавний бум автострахования был примечателен не только ростом количества собираемых премий и убыточности, но и накоплением на балансах страховщиков задолженности по регрессным делам. Их собственные юридические службы уже не справлялись с растущим объемом регрессов, процесс взыскания долгов растягивался на долгие месяцы, если не годы. Используя опыт банков, страховщики обратились к коллекторам, и сегодня доля СК в портфелях собирателей долгов достаточно существенна. Так, у коллекторской компании CredEx этот показатель составляет около 45%, у ICA Украина – 20%. В абсолютных числах сумма задолженности по делам страховщиков у коллекторов будет расти, поскольку платежеспособность населения резко снизилась, а СК в условиях ухудшения финансового состояния заинтересованы в ускорении процесса возврата денежных средств. Но, как отмечают опрошенные «&» коллекторы, доля страховых компаний в общем портфеле их компаний будет снижаться за счет активного наращивания портфелей других категорий долгов, прежде всего банковских кредитов.
Спрос на коллекторов
Первый всплеск заинтересованности страховщиков в услугах коллекторов произошел в конце 2007 – начале 2008 г. Этому способствовало появление предложения профессиональных коллекторских услуг и возможность для СК получать максимально полный объем выплат по регрессным делам при минимальных затратах. «Передача дела коллекторам была более привлекательным решением по соотношению результат/затраты, чем решение проблемы собственными силами или через привлечение юридических фирм», – отмечает Сергей Деминский, генеральный директор CredEx.
Второй пик спроса совпал с началом кризиса в Украине – в IV квартале 2008 г. у страховщиков началась стагнация: объем новых продаж стал стремительно снижаться вследствие падения банковского кредитования и активности населения по страхованию имущества; количество и средняя величина убытков продолжали расти. «В момент активного развития рынка страховые компании успешно зарабатывали на разнице между суммами полученных премий и выплаченных возмещений. Снижение поступления новых премий заставило их обратить внимание на долги, которые не были погашены за последние три года (срок исковой давности). Сегодня абсолютно все компании независимо от размера или собственника заинтересованы в работе или уже работают с коллекторами», – констатирует Денис Дольский, начальник юридического департамента Независимого коллекторского агентства (ТМ ICA Украина). И как показывает статистика CredEx, речь идет о значительных объемах: если по АвтоКАСКО за 2006-2007 гг. средняя величина регресса составляла 12-18 тыс. грн., то в 2007-2008 гг. – 22-30 тыс. грн.
Наиболее активно коллекторы работают по трем продуктам: АвтоКАСКО, ОСГПО и финансовым рискам. Например, в ICA Украина портфель регрессионных дел страховых компаний имеет следующую структуру: 5% – ОСГПО, 20% – финансовые риски, 75% – АвтоКАСКО.
Стратегия передачи и приема долгов
Стратегии страховщиков по работе с коллекторами разнятся. Как отмечают в ICA Украина, бывают портфели, по которым юристы СК уже отработали должников и не смогли получить результат, но попадаются и такие, по которым компании еще не занимались взысканием, а сразу передают коллекторам. Также среди страховщиков популярна выборочная передача дел. Одни компании предпочитают максимальное количество мелких убытков передавать коллекторам, а с крупными суммами работать самостоятельно. Именно так поступают в Альфа Страхование. «Независимо от величины суммы регресса (будь-то 2 или 80 тыс. грн.) компания тратит одинаковый ресурс. Поэтому имеет смысл пользоваться услугами коллекторской компании при реализации большого количества незначительных регрессов. Регрессами на значительные суммы нам необходимо заниматься самим», – отмечает Андрей Супрун, первый заместитель председателя правления Альфа Страхование. Такую же практику работы подтверждают и в Украинской страховой группе: «Мы передаем коллекторам дела при небольшом размере задолженности, когда долг может быть погашен путем досудебного урегулирования. Передаются также определенные категории дел, где размер задолженности большой, но трудозатраты по его урегулированию специалистами регрессно-претензионной службы страховой компании будут более высокими, чем оплата услуг профессионального коллектора, в силу определенной специфики каждого конкретного клиента», – отмечает Константин Шкраб, заместитель председателя правления Украинской страховой группы. Иного подхода придерживается QBE Украина. Большинство дел, по которым существует вероятность регресса, она передает коллекторским компаниям, исключения составляют только единичные проекты. «Передача на аутсорсинг связана с кадровой стратегией компании – у нас нет необходимых специалистов», – рассказывает Олег Сосновский, генеральный директор QBE Украина.
Сумма задолженности – не единственный фактор, влияющий на решение страховщика о передаче дела коллектору. Как отмечают опрошенные «&» представители страховых компаний, имеет значение месторасположение (регистрация) ответчика (к примеру, виновника ДТП). «В случае если лицо, ответственное за причинение ущерба, проживает/находится за пределами Киева и области, то такие дела преимущественно передаются в коллекторскую компанию независимо от суммы задолженности и других характеристик», – отмечает Ольга Деревинская, начальник отдела регрессно-претензионной работы СК НОВА. «Что касается дел, по которым нужно вести работу в отдаленных от Киева районных центрах, то судебные разбирательства или работа с исполнительными службами на местах становится экономически нецелесообразной, учитывая издержки на командировки и затраты рабочего времени специалистов компании», – дополняет Константин Шкраб. Также имеет значение, то кем является ответчик: физическим или юридическим лицом. Страховщики охотно работают с юрлицами самостоятельно, а физлиц стремятся передать коллекторам. «Взыскать деньги с юридического лица легче, чем с физического благодаря рычагам законодательства Украины (у юрлица на балансе есть имущество, которое можно взыскать для компенсации убытков). До суда, как правило, больше удается удовлетворить регрессионные требования с юридических лиц, чем с физических», – говорит Максим Богаченко, главный юрисконсульт управления претензионно-исковой работы VAB Страхование.
Коллекторы выдвигают к передаваемым им СК долгам следующие ограничения:
¾ сумма минимального регресса, как правило, должна превышать 1 тыс. грн.;
¾ передаваемая задолженность должна быть в рамках срока исковой давности (менее трех лет) и иметь документальное подтверждение (хорошо подготовленную и юридически обоснованную базу для взыскания задолженности);
¾ не принимаются к рассмотрению дела, в которых фигурирует угон автотранспорта. «По таким делам работать нерентабельно, поскольку практически невозможно найти машину, по которой было страховое возмещение. В Украине найти машину проблематично, а за рубежом мы не имеем возможности, так как основная часть машин уходит на Кавказ, где наша компания не работает», – отмечает Денис Дольский.
Отягчающая специфика
Несмотря на значительный интерес со стороны страховых компаний, еще не все коллекторы могут предложить им качественное взыскание задолженности через полный комплекс процедур – от soft collection до legal collection. Большинство коллекторов ориентированы на взыскание банковской задолженности. Как результат – у них развит только soft и hard collection. «Основная часть коллекторов на рынке довольствуется обзвоном должников (soft collection), в лучшем случае – направлением выездных групп (hard collection). Очень слабо развиты услуги по юридическому взысканию задолженности (legal collection), лишь трех-четырех коллекторских компаний на украинском рынке хорошо поставлен процесс работы по этому направлению», – констатирует Денис Дольский. Но при работе с долгами СК решающим является legal collection, поскольку их долги кардинально отличаются от банковских. «В случае с кредитами должник понимает, что он должен банку деньги, и приблизительно знает сумму долга, – разъясняет Сергей Деминский. – При регрессе по АвтоКАСКО должник в большинстве случаев вообще не знает, что он должник, и крайне редко знает сумму долга». Более того, по словам Дениса Дольского, большая часть тех должников, с которых производится взыскание, не признают своей вины или признают ее частично. Также часты претензии к сумме оцененного ущерба. «По этой причине основная часть задолженности СК взыскивается через суд, до юридической стадии доходит 70-80% дел по АвтоКАСКО, так как достаточно сложно установить вину лица. В таких спорных ситуациях наличие вины должника и ее степень можно доказать только в суде», – уточняет Денис Дольский.
Подобная специфика приводит к тому, что простой обзвон должников эффекта практически не дает, в чем на собственном опыте убедились некоторые украинские страховые компании. «Нанятые коллекторы отрабатывали портфель регрессов только через call-центр. При этом операторы центра не понимали специфики регрессных дел. Как результат, уровень возвратов был ниже 1%», – сообщает г-н Деминский. Подтверждают сказанное и в СК НОВА: «По истечении шести месяцев с момента начала сотрудничества с коллекторами мы провели оценку их работы, в результате чего была выявлена крайне низкая результативность некоторых из них (до 3%), а также практически полное отсутствие серьезной работы с переданными делами (исключительно стадия обзвона и отправки писем). Ведь работа по взысканию регрессной задолженности требует больших усилий, других планов реализации, активности, более жестких мер по сравнению с взысканием бесспорной задолженности по кредитам», – говорит Ольга Деревинская. Поэтому со страховыми компаниями эффективно работают лишь те коллекторы, которые имеют возможность массово подавать иски в суд, представлять там интересы и исполнять его решения.
Иную точку зрения на этот счет имеют специалисты VAB Страхование. «Мы в основном работаем с компаниями, имеющими опыт получения задолженностей в добровольном порядке. Чем выше профессиональный уровень сотрудников коллекторской компании, тем больше процент возвратов по регрессам можно получить на этапе досудебного урегулирования спора. Коллекторы-профессионалы высокого уровня возвращают до 50% долга, но такое бывает в редких случаях. По свежим делам (когда после выплаты не прошло и месяца) возврат коллекторов составляет 70-80%, по делам двух-трехгодичной давности, как показывает практика, возврат составляет до 15%», – резюмирует Светлана Негрич, начальник управления правового обеспечения VAB Страхование.
Плата за труд
Оплата услуг коллекторов во многом зависит от эффективности их деятельности. По словам Олега Сосновского, комиссионные зависят от того, как коллекторы оценивают вероятность успешного завершения дела: чем проще взыскать задолженность, тем ниже комиссионные, и наоборот, чем сложнее вернуть долги, тем выше вознаграждение за проделанную работу. Кроме того, на цену услуг влияют срок реализации регрессного права коллекторами, география, количество передаваемых страховщиком дел, средняя величина задолженности по нему, уровень юридической подготовки документов, передаваемых страховыми компаниями коллектору, наличие судебных решений в отношении долгов. Также цены зависят и от этапа взыскания долга. Стоимость реализации регрессного права коллекторами в добровольном (досудебном) порядке ниже, чем в судебном, поскольку в последнем случае коллекторам приходится тратить значительно больше дополнительных ресурсов. По данным ICA Украина, на досудебном урегулировании стоимость услуг коллекторов составляет 15% от суммы взыскания, на стадии судебного урегулирования – 25-30%. А по оценкам QBE Украина, в отдельных случаях сумма вознаграждения коллекторам доходит до 50%.
Страховщики и коллекторы расходятся в оценках направленности движения цен на услуги. Валерий Светлов, генеральный директор коллекторского агентства Verdict: «Стоимость качественных коллекторских услуг для страховых компаний будет расти. Сбор задолженности существенно усложнился вследствие резкого уменьшения доходов населения. Требуется больше визитов, звонков и писем, чтобы собрать такую же сумму долгов, как раньше». А в компаниях VAB Страхование и Провідна заметили тенденцию снижения цен, что, по их мнению, обусловлено ростом конкуренции, появлением на рынке новых коллекторских компаний, а также большой ротацией кадров.
Что касается формы оплаты услуг коллекторов, то на рынке пока доминирует использование договоров поручения, согласно которым коллектор получает оговоренный процент от взысканной задолженности и действует от лица стр аховщика. Коллекторские компании получают свое вознаграждение только тогда, когда сумма регресса поступает на счет СК. Но сейчас уже начинают происходить изменения. «Многие коллекторские компании переходят на авансовую оплату фиксированной суммы в случае рассмотрения дела в суде. Данная необходимость вызвана текущими затратами компании на представление интересов клиента в судебных органах», – констатирует г-жа Деревинская. Возможно, через несколько лет коллекторы начнут покупать портфели страховых компаний: подобное они сейчас практикуют в работе с банками. «Для этого еще нужно набраться опыта, чтобы мы могли по достоинству оценивать портфели страховщиков, на что может потребоваться еще полтора-два года», – предполагает Денис Дольский.