КОНЦЕРТЫ 23 января в Колонном зале им. Н. Лысенко Национальной филармонии Украины состоится концерт цикла «Симфонии Бетховена», в котором прозвучат Четвертая и Седьмая симфонии гениального немецкого композитора. Симфония №4 си-бемоль мажор, написанная между двумя «героическими» (Третьей и Пятой), – одно из самых светлых, самых лирических творений Л. Бетховена. Выдающийся немецкий композитор Р. Шуман сравнивал ее со стройной эллинской девушкой, стоящей между двумя северными исполинами. Созданная в 1806 году, в счастливую пору жизни композитора и, как писал Р. Роллан, «единым духом, без предварительных набросков», симфония отразила душевный подъем Л. Бетховена в гармонически ясном и радостном видении мира. Лирической открытостью чувств, яркими пейзажными ассоциациями, причудливой игрой творческой мысли она как бы предвосхищает крупные формы композиторов-романтиков. Но, опять-таки по Р. Роллану, «за всеми этими забавами, фантазиями и даже самой нежностью симфонии чувствуется грозная сила, изменчивый нрав, гневные вспышки». Вступление (Adajio) исполнено таинственного очарования. В оркестре царит та затаенная тишина, какая бывает в природе, когда из предрассветной мглы рождается день. Несколько ярких аккордов оркестра, следующих за этим эпизодом, и в музыке господствует радостное оживление солнечного утра. Вся первая часть (Allegro vivace) – бесконечный поток мелодий. То скерцозные, то плавные и нежные, то напоминающие пастушьи наигрыши, пленяющие красотой и непосредственностью чувств, они чередуются, дополняя друг друга. Светлый жизнерадостный колорит, лишь изредка оттеняемый бетховенскими «вспышками гнева», царит на протяжении всего произведения, достигая апогея в финале симфонии. «Среди лучших моих сочинений я с гордостью могу указать на ля мажорную симфонию», – написал Л. Бетховен о Симфонии №7. И хотя далеко не все современники сумели по достоинству оценить это сочинение, ибо в самой его форме (огромное вступление, необычная последовательность частей) заложена масса новаторских идей, жизнь подтвердила правоту композитора. Сегодня это произведение стало одним из популярнейших опусов Л. Бетховена. Монументальное по объему вступление выполняет важную драматургическую роль в развитии образной сферы и тематики всего сочинения. Именно в его недрах «вызревает» яркая, броская тарантелльная тема, характерный ритм которой пронизывает всю первую часть симфонии, и благодаря ему она воспринимается как картина грандиозного массового празднества. Именно эта исполинская мощь, гигантский размах позволили видному российскому композитору и музыкальному критику XIX века А. Серову назвать бетховенское сочинение «героической идиллией». В концерте также прозвучит симфоническая увертюра «Кориолан». Созданная Л. Бетховеном как вступление к одноименной трагедии австрийского драматурга И.-Г. Коллина, она со временем стала одним из популярнейших сочинений композитора, и в наше время, как правило, исполняется как самостоятельное концертное произведение. Программа вечера будет звучать в интерпретации симфонического оркестра филармонии под управлением заслуженного деятеля искусств Украины Николая Дядюры. |
КОНЦЕРТЫ Национальный дом органной и камерной музыки Украины 23 января представляет оригинальную программу инструментальной музыки, подготовленную заслуженным ансамблем Украины, струнным квартетом им. Н. Лысенко (художественный руководитель коллектива – народный артист Украины, лауреат Шевченковской премии Анатолий Баженов), заслуженным артистом Украины Владимиром Кошубой (орган), заслуженным артистом Украины Виктором Тимцем (кларнет) и Екатериной Лебедевой (фортепиано). Редко исполняемые произведения, необычные типы камерных ансамблей и прекрасный состав исполнителей сделают этот концерт весьма интересным даже для искушенных ценителей классики. Безусловным украшением вечера станет выступление Владимира Кошубы – пожалуй, наиболее маститого из отечественных органистов, с успехом гастролирующего по всему миру. Тем более, что при всем разнообразии данной программы именно «органный раздел» является внутренней доминантой, стержнем концерта, сообщающим ему логическую стройность и завершенность. Приятные сюрпризы ожидают слушателей буквально с первых же минут вечера, ибо откроют его «Церковные сонаты» В.-А. Моцарта. У гениального австрийского композитора есть и такой инструментальный цикл. (Впрочем, по содержанию и языку это сочинение тяготеет все же к традициям светского музицирования в духе венского классицизма.) А то, что эта музыка редко исполняется в концертных залах, связано, пожалуй, с необычным составом ансамбля: цикл создан композитором для двух скрипок, виолончели и органа. Затем последуют сочинения Й. Гайдна: в исполнении Владимира Кошубы прозвучит Интродукция из Мессы «Семь последних речений Спасителя с креста»; в интерпретации Екатерины Лебедевой, Анатолия Баженова и Ивана Кучера – Трио соль мажор. И снова весьма необычный инструментальный дуэт: орган и кларнет. В исполнении Владимира Кошубы и Виктора Тимца будет звучать «Адажио» И.-С. Баха. В заключение концерта еще один сюрприз: Сюита Л. Бетховена для механического органа. Единственное оригинальное сочинение гениального немецкого композитора, созданное им для этого величественного инструмента, стало известно миру спустя почти полтора столетия после смерти автора. Бетховенская рукопись этого произведения была обнаружена в 1959 году в одной из Боннских библиотек. Удивительная находка в те годы на Западе стала своеобразной художественной сенсацией, мы же имеем возможность познакомиться с этим сочинением лишь в настоящее время. |
КНИГИ Первый украинский перевод популярной на Западе книги Френка Джефкинса «Реклама» появился на книжном рынке Украины. Книга Френка Джефкинса, изданная при содействии Британского правительственного фонда Know How (British Governement Know How Found), пользуется на Западе репутацией мини-энциклопедии в области рекламной деятельности. В ней содержится информация о том, как привлечь внимание потребителей к той или иной продукции и найти для нее рынки сбыта, обеспечить продвижение продукции на рынке и организовать ее рекламную кампанию. «Реклама» Френка Джефкинса соответствует учебной программе по рекламной деятельности Института Лондонской торговой палаты и Образовательного фонда «Коммуникативные процессы, реклама и маркетинг». Без нее невозможно представить учебный процесс английского Королевского института маркетинга, и именно она является настольной книгой европейских и американских руководителей рекламных отделов предприятий и менеджеров по рекламе. В процветающих странах специалисты-практики пользуются трудом Френка Джефкинса как справочником, а студенты – как учебным пособием. Теперь западный бестселлер дошел до Украины. Книга вышла в издательстве «Знання» (Реклама: Практ. Посiб. Пер. з 4-го англ. вид. / Доповнення i редакцiя Д. Ядiна, 2001. – 456 с.), а перевод на украинский язык осуществил О. Чистяков. Это издание – лишь один из этапов предпринятой Британским правительственным фондом Know How программы поддержки переводов британской литературы, предназначенной для руководителей предприятий, менеджеров, экономистов и студентов соответствующих вузов и специальностей. |
ВЫСТАВКИ Художественная галерея «Ателье Карась» приглашает посетить выставку живописи Николая Кривенко. На ней экспонировано около двадцати новых работ известного украинского живописца, творчество которого, по глубокому убеждению руководителя галереи Евгения Карася, представляет собой одну из наиболее ярких и своеобразных страниц современного отечественного изобразительного искусства. По словам Евгения Карася, каждое новое полотно Николая Кривенко зиждется на большой внутренней духовной работе художника, что в целом рождает ощущение непрерывной эволюции индивидуального творческого процесса маэстро. Николай Кривенко – ученик одного из наиболее ярких представителей отечественного модернизма 1960-1980-х годов Григория Гавриленко, и в своих работах неизменно подчеркивает духовную связь своего творческого «я» с основополагающими постулатами учителя. По словам художника, он с начала 1970-х и в 1980-е пробовал себя в различных жанрах изобразительного искусства, но именно сфера абстрактной живописи оказалась для него самой близкой и наиболее притягательной. «Начиная с 1970-х, – пишет Николай Кривенко, – я прошел сквозь влияние великих абстракционистов, тем не менее воздействие Малевича и Кандинского я как бы пережил сквозь призму творческой личности Гавриленко. В 1989-м я вошел в пространство абстракционизма и с этого времени неизменно в нем пребываю. Это мой образ жизни.» По мнению Николая Кривенко, абстракционизм – это искусство-идея. Лишенное сиюминутных социальных влияний и внешней декоративности, оно творит самоценное пространство-цвет, пространство-время, подчиняющееся непостижимо глубоким внутренним закономерностям. Николай Кривенко был участником многочисленных международных проектов, проходивших в Германии, Франции, Финляндии, Дании. Коллекции его работ представлены в Национальном музее изобразительного искусства Украины, музее С. Параджанова в Ереване, частных собраниях во Франции, Норвегии, США, Бельгии, Великобритании, Украине. Выставка живописи Николая Кривенко в галерее «Ателье Карась» продлится до 30 января. Ее адрес: Андреевский спуск, 22-а. |
ВЫСТАВКИ В галерее современного искусства «Город «N» 23 января открывается выставка «Вечер над Киевом» известной украинской художницы Гаяне Атаян. Дочь одной из самых знаменитых украинских художниц, Татьяны Яблонской, Гаяне Атаян уже давно заявила о себе как о самодостаточном и плодовитом мастере. Хотя, безусловно, многое Атаян взяла у матери, и этим гордится. Один из искусствоведов даже назвал Гаяне «ветвью, которая выросла из яблони». Ее новые работы – всего на выставке будет представлено около 50 картин – объединены одной темой: город Киев. Первые наброски и этюды на эту тему художница сделала еще в студенческие годы, а серьезные работы начали появляться из-под ее кисти в конце 1980-х. Именно тогда проявился авторский стиль художницы. Более всего Атаян любит тройственность композиции: холмы, деревья и дома. Ее пейзажи – немного грустные, задумчивые, – почти всегда осенние и, как правило, вечерние. «Меня восхищает вечернее время, – говорит Гаяне, – когда все плавится золотом, когда все объединяет одно золотое зарево». Кстати, цветовая гамма ее картин – вовсе не агрессивно яркая, что часто можно увидеть в изображениях заката и осени. Художница использует мягкие, пастельные тона. При взгляде на работы Атаян возникает ощущение «тепла после или перед холодом»: она улавливает и запечатлевает моменты, когда холодная осень неожиданно порадовала приятной оттепелью, которая вскоре пройдет, но останется в памяти. Интересно, что художница, как правило, работает быстро и с натуры: пришла, увидела и перенесла на полотно. Позже, конечно, этюд дорабатывается, но изначально его «создают» эмоции, а они – всегда подлинны. Наверное, поэтому картины Гаяне Атаян, имея реалистичную основу, все же балансируют на грани условного. «Когда прислушиваешься к себе, ищешь пути и способы выражения, тогда реальность как бы меняется, и изображение становится отличным от оригинала», – замечает художница. Выставка продлится до 15 февраля. Адрес галереи: ул. Владимирская, 46. |
ВЫСТАВКИ В художественной галерее L-ART продолжается выставка живописи Виктора Покиданца «На шифоньере». На ней представлено около двадцати новых полотен известного украинского мастера постмодернизма. Его работы интеллектуальны, ироничны, насыщены художественными реминисценциями различных эпох. Как всегда, исполнены какой-то недоговоренности, в их сюжетах как бы отсутствует точка, имеющая место быть в конце предложения. Вместо нее – многоточие ли, знак ли вопроса? Одним словом – недосказанность, вызывающая зрителя на определенный диалог, цель которого – «договорить» до логического конца, мысленно поставив «точку», отсутствующую на художественном полотне. По словам искусствоведа Александра Ляпина, «Виктор Покиданец является одним из тех художников, имя которых ассоциируется с современным искусством Украины… В его работах – особое состояние времени. Покиданец умеет заколдовывать секунды, минуты, часы, годы, столетия. Пространство же на его полотнах растворяется и начинает поглощать зрителя. Как в неком фантастическом фильме он (зритель) ощутит дуновение древней Греции и итальянского Ренессанса… Картины Покиданца – таинственные входы в миры, потерявшиеся в пространствах времени». Любой, кому уже приходилось «встречаться» с холстами художника, подтвердит, что каждому полотну Виктора Покиданца присуща некая магическая притягательность, побуждающая зрителя снова и снова возвращаться к его работам, чтобы прочесть зашифрованные в них символы, доносящие к нам отзвуки ушедших эпох и голоса великих мастеров прошлого, творческой волей художника вплетенные в контекст сегодняшнего дня. По словам директора галереи L-ART, кандидата философских наук Людмилы Березницкой, Виктор Покиданец – один из наиболее одаренных современных украинских живописцев, обладающих незаурядным потенциалом. От него всегда ждут новых и, как она считает, неожиданных художественных открытий. Художник активно участвует в выставках с 1978 года. Только за последнее десятилетие на его счету многочисленные художественные проекты в России, Дании, Канаде, Германии, США, Нидерландах, различных городах Украины и около полутора десятков персональных экспозиций на родине и в различных европейских странах. Выставка «На шифоньере» продлится до 31 января. Адрес галереи L-ART: Андреевский спуск, 2-а. |
ТЕАТР В Театре русской драмы им. Леси Украинки с 23 по 26 января будет реализован проект Гете-института «Новая немецкая драматургия». Зритель сможет увидеть 6 постановок пьес современных немецких драматургов. Подобный широкомасштабный проект реализуется в Киеве впервые. По форме эти постановки – так называемые сценические чтения, которые, по словам представителя Гете-института Юлии Емельяновой, «спектаклями в прямом смысле назвать нельзя. Они – нечто среднее, некая интерпретация немецких пьес украинскими режиссерами». В проекте занят 41 актер в большинстве своем из театра им. Леси Украинки и 6 режиссеров-постановщиков из киевских театров. Так, Дмитрий Богомазов (режиссер Театра драмы и комедии на Левом берегу Днепра) ставит новую пьесу драматурга берлинского театра «Берлинер Шаубюне» Роланда Шиммельпфеннига «Пуш-ап 1-3» (премьера 23 января) в украинском переводе Юрия Прохасько. Четыре небольшие истории о сотрудниках крупной компании объединены в одно целое, суть которого – показать отношение к карьере в нынешней Германии. «Я не буду ставить пьесу, – говорит Богомазов, – я буду представлять ее. А это нечто другое. К тому же я буду иметь дело с современной драматургией, а раньше ставил только классику. Поэтому для меня участие в проекте Гете-института – новый опыт.» Андрей Приходько (режиссер Национального академического драматического театра им. Ивана Франко) работает над уже известной пьесой -«Обозначенный огнем» Мариуса фон Майенбурга (25 января). Она ставилась во многих европейских странах, а в самой Германии удостоилась премии в поддержку молодых драматургов «Кляйст-Фердепрайз», а также премии Франкфуртского авторского фонда. Пьеса Майенбурга рассказывает о молодом человеке, которого сводит с ума одиночество. Кстати, все избранные для воплощения на сцене театра русской драмы пьесы отличает актуальность тем. Например, «Леголанд» Дирка Добброва (24 января) – о жизни в современных мегаполисов, об урбанизации, сковывающей людей ограничением места (пьеса также была отмечена премией «Кляйст-Фердепрайз»). «Леголанд» в украинском переводе Тимофея Гаврилова ставит львовский режиссер Владимир Борисяк, который сейчас стажируется в театре Леси Украинки. Есть среди постановщиков и дебютанты. Так, Алла Рыбикова, переведя на русский язык три пьесы («Кларины связи» Деа Лоэр, «Гости» Оливера Буковски и «Косу» Вернера Фрича), первую сама же и инсценировала. В изначально написанных по заказу венского театра «Винер Бургтеатр» «Клариных связях» (25 января) рассказывается о женщине, которая счастлива только тогда, когда пребывает в мире собственных фантазий. «Гости» (24 января) – комедия ситуаций. Ее ставит режиссер Театра русской драмы им. Леси Украинки Олег Никитин. Пьеса «Коса» в свое время получила в Германии премию за лучший аудиоспектакль Общества незрячих инвалидов войны. Это моноспектакль, а ее режиссер-постановщик Валентин Шестопалов является одновременно и исполнителем. Спектакль представляет собой полноценное сценическое чтение: монолог слепого ветерана войны. Все постановки – если никто из режиссеров проекта не решит преобразовать их в полноценные спектакли – будут показаны всего один раз. |
КИНО Два фильма-претендента на премию «Оскар» – кассовые хиты США «Другие» и «Ванильные небеса» – вышли в кинопрокат Украины. К созданию обеих картин имеют прямое отношение испанский режиссер Алехендро Аменабар и американский актер Том Круз. Круз, помимо того, что выступил продюсером обоих фильмов, сыграл и главную роль в «Ванильных небесах». Аменабар написал сценарий и срежиссировал фильм «Другие», а «Ванильные небеса» были поставлены по мотивам его картины «Открой глаза». Аменабар – новая звезда на небосклоне Голливуда, засветившаяся после выхода фильма «Другие». Это его третья и самая успешная картина на сегодня. В «Других» Аменабар предпринял смелый, но рискованный шаг реанимировать стиль триллера, который был создан Альфредом Хичкоком, но после 1960-х незаслуженно забыт. Интересно, что испанский режиссер изначально планировал сделать черно-белый фильм, но когда продюсеры в этом отказали, ему «пришлось довольствоваться концепцией недостаточного цвета». Поэтому в картине мало светлых моментов как в прямом, так и в переносном смысле. «Другие» резко контрастируют со всеми создаваемыми сейчас триллерами, в основе которых лежит мистика пополам с драмой. Отличие состоит прежде всего в отсутствии спецэффектов. Зритель не увидит эффектно выпрыгивающего из стены привидения или столь же эффектно умирающего героя. Есть лишь намек, загадка, недосказанность и ощущение присутствия. Аменабар прекрасно, по всем правилам все того же Хичкока, соединил три наиболее воздействующих на зрителя элемента: внезапное увеличение звука, кадры темных углов, резкое передвижение камеры в определенные моменты. Напряжение нагнетается очень неспешно и планомерно с самого начала картины, когда в огромном доме викторианской эпохи в Англии хозяйка (по отзывам критиков, лучшая роль в карьере Николь Кидман) рассказывает новым слугам о том, что ни в коем случае не должна быть открыта вторая дверь, пока на заперта первая; что все окна должны быть днем занавешены, так как ее дети страдают сильной аллергией на свет; что предыдущие слуги неожиданно исчезли, даже не взяв положенных им денег и т. д. Аменабар всего лишь облек в форму триллера сильную драму. Впрочем, о том, в чем суть этой драмы, зритель узнает только в самом конце фильма, когда интрига достигнет своего апогея. Римейк фильма «Ванильные небеса» может войти в историю хотя бы потому, что исполнительница главной женской роли испанка Пенелопа Крус, уже играла эту же роль в оригинале. Такого в истории кино еще не было. В римейке актерская пара – Крус-Круз выглядит очень органично. По оценкам критиков именно их игра сыграла не последнюю роль в том, что фильм собрал $113 млн. Прелюдия картины прозаична и мелодраматична: богатый ловелас Девид Аамес (Том Круз) влюбился в подругу своего лучшего друга Софию Серрано (Пенелопа Крус). Продолжение – уже в духе триллера. Бывшая девушка Девида, Джули (Камерон Диас), не желая разрыва, встречает Девида на улице и приглашает сесть к ней в машину. Шантаж и агрессия не помогают ей вернуть прошлое. Тогда она в отчаянии направляет машину в кювет. Джули погибает, а Девид остается жив, но с очень обезображенным лицом. И снова триллер сменяется мелодрамой: София принимает Девида даже таким и признается ему в любви, а пластическая хирургия вскоре способствует, казалось бы, невозможному. Впрочем, это далеко не конец сюжета… Резкие «перепады» жанров отнюдь не разваливают фильм, наоборот, картина от этого даже выигрывает, ибо дальнейшее развитие событий становится непредсказуемым, а значит – захватывает и держит в напряжении. |
КИНОРЕЙТИНГ Четыре фильма из десятки самых кассовых фильмов США по итогам прошлого уик-энда появились на украинском видеорынке. Сценарий к фильму «Игры разума» написал Акива Голдсман, использовав в качестве основы книгу Сильвии Насар. Насар, в свою очередь, взяла для своего романа реальную историю жизни одного из гениев ХХ века, нобелевского лауреата 1994 года в области математики Джона Форбса Нэша мл. История Форбса стала легендой и служит американцам примером для подражания. Теперь в школах изучают не только его математические теории, но и его жизненную трагедию. Красивый и талантливый Форбс на определенном этапе жизни вдруг стал страдать некой умственной болезнью. В короткое время он потерял работу и замкнулся в себе, отвергая всякие методы лечения. Форбсу удалось самому выйти из, казалось бы, безвыходного положения. Он излечился и закончил свою научную работу, которая впоследствии была удостоена Нобелевской премии. Теперь на соискание премии, правда уже другой – Голливудской ассоциации иностранной прессы Золотого глобуса – претендует актер, сыгравший Форбса в «Играх разума» – Рассел Кроу (прошлогодний лауреат Глобуса и «Оскара» за фильм «Гладиатор»). «Одиннадцать друзей Оушена» американские кинолюбители ждали уже давно. Причины две: во-первых, американцы свято чтут классический фильм 1960 года, предшественник «…Оушена», в котором снялись Френк Синатра, Дин Мартин, Питер Лоуфорд и др. звезды Голливуда; а во-вторых, как в старом, так и в новом фильме рассказывается о преступной деятельности весьма известной в США банды Денни Оушена. В римейке тоже играют голливудские звезды – Джорж Клуни, Бред Питт, Метт Деймон, Джулия Робертс и др. Сюжет крутится вокруг одного из самых дерзких ограблений в мире – одновременном нападении на три крупнейших казино Лас-Вегаса. Картина «Королевские Тиненбаумы» менее успешна, но комедийная основа и позитивное решение поставленной в сюжете проблемы понравились американцам: картина держится в десятке кассовых хитов США уже шестую неделю. Фильм о том, что успех – понятие относительное и весьма изменчивое. Семья Тиненбаумов была в фаворитах у судьбы. Каждый из трех детей, а также глава семейства по-своему достигли признания. Но стремительное восхождение к вершинам успеха резко остановили опрометчивые поступки отца. Правда, как это часто бывает в американском кино, в конце – «хэппи энд». Драма «Али» – эпическое трехчасовое полотно об одном из самых известных боксеров в мире, чернокожем Кассиусе Клее, прославившемся под именем Мохаммед Али. Режиссер Майкл Манн (автор динамичных и обстоятельных «Схватки» и «Последнего из Могикан») взял для экранизации жизни боксера десять лет его жизни, с 1964 по 1974 годы. Именно в это время Али пережил самые большие взлеты и падения: он вышел на ринг и все свои бои неизменно выигрывал; стал чемпионом мира в супертяжелом весе; женился, принял ислам, развелся, женился снова, покинул бокс, а потом с триумфом вернулся. Исполнитель главной роли, звезда кино и рэп-музыки Уилл Смит, специально для съемок поправившийся на 30 фунтов, говорит: «Я бы отверг предложение сняться в этом фильме несколько лет назад. Я знал, что буду иметь тройной режим работы. Я должен был изучить то, как дрался Али – самый великий боксер всех времен». В итоге газета Los Angelos Times еще до премьеры заявила, что «Смит получит «Оскара» за свою роль». |