Создатель миров

В середине 1990-х предприниматель Владислав Троицкий оставил активное участие в успешном бизнесе. Создание собственных театральных миров показалось ему более интересным занятием.


Создатель миров





На пике экономического кризиса бывший бизнесмен, а ныне театральный режиссер Владислав Троицкий выглядит как человек, который знает, куда все движется. Ему известно, что существуют более серьезные опасности, чем финансовые риски. Его не гипнотизирует индекс Доу-Джонса, и он как никто другой готов к обвалу старой парадигмы, время для которого, безусловно, уже настало. В преддверии бури капитанский мостик, с которого он наблюдает за происходящим, кажется хрупким сооружением. Но капитан знает, что надо делать. По крайней мере, в это верят те, кто оказался вместе с ним на борту лайнера.


Мифология
В начале 1990-х, окончив аспирантуру КПИ, Владислав Троицкий успешно стартовал в зарождавшемся постсоветском бизнесе. Его предпринимательская карьера началась в области СВЧ-технологий. Он давал финансовые консультации банкам, занимался сельским хозяйством… В то время театр был для него как хобби. Впрочем, это довольно серьезное занятие, по его словам, «структурировало сознание» и «отводило душу от прозаичности и брутальности бизнеса». Со временем значимость этого хобби выросла настолько, что Троицкий решил поменять бизнес и театр местами. Спустя 12 лет после Рубикона, сидя на диване в скромном офисе театра «Дах», основателем и владельцем которого он является, экс-бизнесмен делится своими впечатлениями. «Здесь задачи гораздо интереснее, чем в бизнесе, – говорит Владислав. – Бизнес – это все-таки (на секунду задумывается)… – Можно, конечно, его романтизировать, но, к сожалению, он мне неинтересен. Искусство же дает человеку фантастическую возможность создать свой мир, почувствовать себя демиургом. Это великолепное ощущение, причем очень реальное».


Территория
«Фабрика», на которой Владислав Троицкий занимается производством своих миров, называется Центр современного искусства «Дах». Она расположена на первом этаже жилого здания на улице Красноармейской. Справа к «Даху» подступает казино, слева его подпирает интеллектом библиотека. Помещение своего театра Троицкий приобрел в 1995 г., отремонтировал и начинил оборудованием. В 2000-х он называл его «блиндажом». Похоже, так оно и есть. Фойе, гардероб, зал на 50 человек – все небольшое, обставлено по-домашнему. Перед сценой деревянные скамьи со спинками и сиденьями, выстеленными мягким материалом – всего пять рядов. Все очень скромно. Здесь действует неизменное, давно забытое театральное правило для зрителей – приносить с собой сменную обувь, (как говорит Владислав: «дело не в уборке, а в чувстве дома»). Это театр, в котором актеры все делают сами.


Общая площадь помещений «Даха» – 234 кв. м. «Не думаю, что кто-то сегодня может посоревноваться с нами в эффективности использования полезной площади», – не без чувства гордости говорит Троицкий. Впрочем, мысль об экспансии – важная составляющая его амбиций. Идеал режиссера – театральный центр площадью 10 тыс. кв. м. Этого места достаточно для того, чтобы по-настоящему заниматься современным театром. Немного меньшую площадь имеет, например, киевский театр имени Ивана Франко. Но он построен по образцу итальянских оперных театров – сцена и зал жестко конфигурированы. «Мне интересна современная павильонная модель театра, – говорит Троицкий. – Гибкость, которая позволяет быстро менять все параметры сцены и зрительного зала». Для того чтобы появился такой центр, нужны движения более серьезной машины под названием «украинское государство». Но в ближайшие десять лет тектонических изменений не предвидится, «Дах» сотрудничает с галереей «Лавра» (1 га) и «Мистецьким арсеналом» (крыло, в котором проходит «ГогольFEST», состоит из двух этажей длиной 170 и шириной 25 м).


Население
Когда в 1996 г. Владислав ушел из бизнеса, чтобы заняться развитием своего театра, он первым делом занялся самообразованием и образованием своих актеров. Для этого он приглашал киевских и московских театральных педагогов, которые были ему наиболее интересны. Владимир Оглоблин, Борис Юхананов, Валерий Бильченко, Игорь Лысов, Клим. Из них только Оглоблин был представителем классической театральной школы, остальные создавали новый экспериментальный театр. В конце 1990-х владелец и основатель «Даха» сам поехал учиться в Москву, чтобы получить режиссерский аналог степени MBA – диплом РАТИ-ГИТИС. «На самом деле диплом имел формальное значение, – говорит он. – Зато совершенно неформальным моментом была учеба на курсе у Бориса Юхананова».


Впрочем, несмотря на наличие этих «корочек», в театральной среде Киева Троицкий по-прежнему считается маргиналом. Однако его это не сильно беспокоит. Две «Киевские пекторали», которыми были награждены его спектакли в 2001 и 2002 гг., он считает случайностью. Для него гораздо важнее, что в 2003-м в «Дах» пришло новое поколение актеров – его воспитанники и выпускники театрального института им. Карпенко-Карого, которые были согласны разделить со своим режиссером его маргинальную репутацию.


Нынешний «Дах» – это 27 человек, выполняющих задачи различного уровня сложности. Они играют в спектаклях, изготавливают декорации, занимаются подготовкой и проведением фестивалей. «В конце концов, эти люди мне верят», – говорит Троицкий. Для хорошей работы всей команды достаточно того, чтобы каждый, кто входит в ее состав, соблюдал принцип духовного прагматизма: «Ты должен находиться там, где нужен и максимально полезен».


Экономика
Когда у Виктора Пинчука спросили, кем он себя сегодня ощущает: бизнесменом, который интересуется искусством, или коллекционером, занимающимся бизнесом, он ответил – 50 на 50. Оно и понятно: чтобы покупать Херста, нужны немалые деньги. При этом сам миллиардер, насколько известно, пока не собирается заниматься консервированием акул. История Владислава Троицкого несколько иная. 95% времени он – режиссер, актер и продюсер, а оставшиеся 5% посвящает бизнесу (сельское хозяйство, сеть магазинов одежды), который финансово питает его идеи. Театр, по крайней мере, в том виде, который нравится Троицкому, – «убыточная история». Расходы на содержание «Даха» составляют порядка $150 тыс. в год. Владислав платит своим актерам зарплату и не отправляет их работать в сериалы на заработки – для театра вредно. «Сделать из небульварного театра коммерческий продукт очень сложно, – говорит он. – Возьмите «Дерево» Адасинского, которое базируется в Дрездене. Вы даже не представляете, какая жесткая система выживания у этих людей. Если два месяца их не приглашают на фестивали, они просто становятся нищими».


В 2007-м Троицкий реализовал свою самую масштабную идеи – провел международный фестиваль искусств. Первый «ГогольFEST» длился одну неделю, его посетили около 10 тыс. человек, бюджет составил $50 тыс. Но, по словам основателя, это была своего рода разминка. «ГогольFEST» №2 дал почувствовать всю серьезность намерений его организаторов. Весной 2008 г. фестиваль длился три недели, и одних только участников было около тысячи человек. Амбиции и оценка собственных финансовых возможностей Троицкого сошлись на цифре $650 тыс. Часть расходов покрыли спонсоры Евгений Уткин и KINTO, а также киевское управление культуры. Более $400 тыс. – кредит, который режиссер взял под свою ответственность.


«Сейчас у меня нет денег», – говорит Троицкий за полгода до третьего фестиваля, который должен состояться в сентябре. В условиях, когда личные ресурсы практически исчерпаны, ему нужно быть настолько убедительным, чтобы собрать около $300 тыс. Для него это очень важно, потому что задача, которую ставит перед собой Владислав Троицкий, гораздо серьезнее, чем просто поддержание на плаву маленького частного театра.


P.S. 3 апреля Владислав Троицкий станет участником мастер-класса «Положение вне игры: вызовы для лидера. Две точки зрения». Подробности см. на стр 25.

Залишити відповідь