Бизнес на играющих

Полностью покончив с одним бизнесом и наладив другой в начале 2000-х, Одрексу все же придется вернуться к истокам и объединить их оба.





Этой компании присущи все атрибуты современного бизнеса, кроме большой неоновой вывески на здании или хотя бы самой обыкновенной у парадной двери. Да и скромный вид головного офиса не выдает наличия в нем компании европейского масштаба. Но тут так принято – все без пафоса.


Бренд «Одрекс» уже давно популярен в кругах игорного бизнеса в мире. В нашей стране это имя практически никто не знает. Украинцам корпорация наиболее известна одним из своих направлений – сетью залов игровых автоматов «Невада».


Аттракционы «не катят»
Тот облик, в котором Одрекс существует сейчас, был приобретен в 2001 г. Но история компании началась еще в 1997-м, и тогда к игорному бизнесу ее создатели не имели никакого отношения. Изначально они создавали развлекательные комплексы в Одессе. Но бизнес, построенный на аттракционах, в то время был не настолько привлекательным, каким казался. Необходимо было инвестировать немало средств в оборудование, завозить его с Запада, а окупалось оно очень медленно. Слишком непредсказуемой в конце 1990-х была и ценовая политика арендодателей, что усложняло процесс планирования затрат. Уже первые полгода работы компании показали ее владельцам, что детские аттракционы – не тот бизнес, который интересно развивать.





Поэтому совет директоров решает пойти на эксперимент с игровыми автоматами. На тот период игорный бизнес в Украине был в зачаточном состоянии, и достойных примеров для подражания среди операторов еще не было, потому учиться приходилось путем собственных проб и ошибок или на примере других стран. Решая, какие именно игровые автоматы лучше всего подойдут для украинской аудитории, и какую технику стоит закупить в первую очередь, топ-менеджмент руководствовался примером стран Балтии. Исследовав прибалтийский рынок, они остановили свое внимание на нескольких наиболее популярных там моделях техники и приобрели их. Автоматы расставили в общественных местах – кафе, барах, клубах. Уже первые месяцы работы показали, что новые развлечения были хорошо восприняты одесситами. Такой мини-успех придал уверенности топ-менеджменту компании в правильности решения заняться игорным бизнесом, причем не только в Одессе, но и в других регионах.


Бизнес с лицом и позицией
Законодательное поле игорного рынка в конце 1990-х – начале 2000-х было неурегулированным. Операторы при ведении дел могли руководствоваться всего лишь несколькими подзаконными актами и общими правилами сферы услуг и торговли. Никаких жестких ограничений для этого увлекательного бизнеса не существовало. Это помогало одесским бизнесменам без особых усилий находить во всех регионах партнеров, готовых инвестировать. Наиболее активное развитие началось в городах-миллионниках. Наработав за два года опыт в технологии учета, контроля и легитимизации этого бизнеса, компания уже была в состоянии предложить партнерам не только технику, но и технологию эффективной работы. Используя эти наработки, партнерские фирмы и региональные филиалы очень быстро развивались. Поэтому в 2001 г. одесситы пришли к пониманию того, что для сохранения управляемости процессом им необходимо объединить все структуры под единым брендом с единой технологией работы. Так появилась корпорация Одрекс, включившая в себя сеть залов игровых автоматов «Невада».


Придав «лицо» своему бизнесу, топ-менеджмент четко определился в желании развивать в собственных помещениях сеть игорных заведений, отделенных от других бизнесов. В рамках новой структуры, кроме сети игорных автоматов, появились еще два направления развития – производство игорного оборудования и организация полноценных казино. Сегодня, когда компания достигла международных масштабов, ее топ-менеджмент уверен, что им удалось все восемь лет эффективно развиваться только за счет четко сформулированной еще в 2001 г. позиции. Заключалась она в том, чтобы долго оставаться на рынке, поэтому целью компании стало желание не просто зарабатывать, но и взаимодействовать с обществом. С этой идеей она изначально стала на тропу легального бизнеса и в последствии стремилась оставаться исключительно в правовом поле. К подобным заявлениям в Украине трудно относиться без скепсиса, но руководство отраслевой ассоциации подтверждает, что в отношении Одрекса это именно так.


С востока на запад
Как только работа в режиме корпорации была отлажена, совет директоров принял решение не только изучать зарубежный опыт, но и пробовать себя за пределами Украины. В начале 2000-х Одрекс организовал бизнес сразу в трех странах – России, Казахстане и Грузии.


Игорный бизнес России уже был достаточно активным на тот момент, поэтому записываться в конкуренты компаниям, которые прочно стояли на ногах в крупных городах европейской части страны, украинцы не стали. Они начали осваивать Россию с Сибири. Стратегия постепенного продвижения с востока на запад страны оказалась удачной. Сыграл на руку также хаос, царивший в начале 2000-х в местном законодательном поле, регулирующем рынок, – искусственных препон для развития не было. В результате за три года работы на российском рынке компания создала там 29 филиалов в разных регионах.





Мощное, хоть и упрощенное налогообложение в России в 2004 г. все же ввели, тогда усложнились и арендные отношения. А федеративность страны позволила выпускать дополнения к законам на локальном уровне, которые, как правило, всегда касались ужесточения условий работы. Это было началом конца. Новый Закон «Об игорном бизнесе», принятый в 2006 г., практически полностью обрубил существование игорных заведений в большинстве российских регионов. В результате его введения больше половины операторов рынка полностью прекратили свое существование. «Невада» тоже закрыла свои заведения там, где этого требовало законодательство, и сократила российскую сеть до четырех филиалов.


Достаточно широко компания была представлена и в Казахстане. Там сеть «Невада» некоторое время входила в тройку лидеров рынка, пока 1 апреля 2007 г. в один день полностью не были закрыты все игорные заведения.


Опыт в России и Казахстане хоть и получил печальное завершение, однако оказался ярким периодом в истории компании. Благодаря работе за рубежом Одрекс получил хороший опыт работы в разных условиях и подготовил себя к выходу на рынки других европейских стран.


Сегодня «Невада» работает в Румынии, где действует упрощенное и адаптированное к нормам Евросоюза законодательство. Поэтому в последние три года страна стала пристальным объектом инвестиций российских и некоторых украинских компаний. Только в столице – Бухаресте – уже действует около тридцати «живых» казино без учета множества слотовых залов (залов игровых автоматов). Интеграция Румынии с Евросоюзом продолжается, поэтому Одрекс возлагает на этот рынок большие надежды. Поскольку конечная цель – Западная Европа, то Румыния – хороший полигон для подготовки к работе в странах Евросоюза.


Выход в мир
Одной из составляющей успеха созданных компанией игорных залов и казино стало наличие собственного производства в Одессе, которое было запущено еще в начале 2000-х. Кроме удешевления продукта, Одрекс получил возможность оперативно тестировать новые разработки и самостоятельно совершенствовать устаревшее оборудование.





Поиск лучших идей по всему миру (топ-менеджмент компании не пропускает ведущие выставки отрасли и конференции) позволил достичь высокого уровня технологичности производимой техники. Сегодня Одрекс предлагает широкий ассортимент – начиная от простых игровых автоматов и букмекерских терминалов и заканчивая мебелью для казино. Особая гордость компании – пневматическая рулетка «Мистерион», которая пользуется большим успехом в разных странах. Игровое оборудование, произведенное в Одессе, сейчас используется в Чехии, Боснии, Болгарии, Сербии, Испании, Италии, Мексике и ряде стран Южной Америки. Причем украинский производитель практикует не только продажи, но и сдачу техники в аренду. Совместное ведение бизнеса оператором и производителем взаимовыгодно и широко применяется в Западной Европе. Сетевые операторы не всегда готовы, не зная оборудования, инвестировать в него большие суммы, поэтому оптимальным выходом является аренда. Не покупая технику, оператор увеличивает себестоимость предоставления услуги, но не перегружает себя материальными активами и имеет возможность динамично реагировать на новинки. А для Одрекса длительное сервисное партнерство – это вероятность получения опыта в разных странах, для того чтобы в будущем иметь возможность работать в них уже в качестве оператора.


Возвращение к истокам
Сегодня мечты совета директоров обращены в сторону полной публичности. Компания начала постепенно готовить себя к выходу на IPO. Финансово-экономический кризис, конечно же, замедлил движение к этой стратегической цели, но не остановил его. Одна из первых задач на ближайшие годы – перевести сеть игорных заведений «Невада» в макроформу организации бизнеса. Уйти от небольших залов и создавать настоящие комплексы не только с игорной, но и развлекательной составляющей. Данный шаг, по мнению топ-менеджмента, необходим, чтобы в перспективе оставаться востребованными на рынке. И здесь по воле судьбы придется вернуться к истокам – опыту, полученному в конце 1990-х при создании развлекательных комплексов в Одессе. &kubik_2009.eps







Организация игорного бизнеса в разных частях мира


Европа. Игорный бизнес был легализован еще во времена Римской империи. Сегодняшнее законодательное регулирование европейского игорного бизнеса считается самым совершенным. Подобная деятельность разрешена практически во всех странах за исключением Сан-Марино, Лихтенштейна и Кипра (греческая часть).


Государственная монополия на отдельные виды (организация азартных игр в казино) применяется в Швеции, Финляндии, Австрии, Нидерландах и Монако. Эксплуатация игровых автоматов вне казино запрещена в Греции, Франции, Португалии, Монако и Люксембурге.


Азия. Первые игорные заведения в этой части мира появились в Японии и Китае. Сегодня игорный бизнес доступен в Индии, Вьетнаме, Грузии, Армении, Казахстане, Киргизии, Туркмении, Камбодже, Мьянме, Непале, Северной Корее, Южной Корее, Лаосе, Ливане, Макао, Гонконге, Монголии, Сингапуре, Шри-Ланке, Японии и на Филиппинах. Во всех остальных странах он практически полностью запрещен.


Америка. В той или иной форме игорный бизнес разрешен в США, Канаде, Панаме, Коста-Рике, Арубе, на Багамских островах, в Белизе, Гватемале, Гондурасе, Доминике, Доминиканской Республике, Никарагуа, Гаити, Сальвадоре, Тринидад и Тобаго, Ямайке, Колумбии, Венесуэле, Суринаме, Эквадоре, Перу, Боливии, Аргентине, Чили, Уругвае и Парагвае. Ограничения существуют в Мексике и Бразилии. Полностью под запретом игорный бизнес на Кубе. В некоторых странах разрешен только онлайновый игорный бизнес.


Африка. Первое крупное казино появилось в Марокко в 1950-х. Сегодня большинство африканских стран легализовали игорный бизнес. В некоторых странах Северной Африки он существует только в виде казино, которые могут располагаться в отелях и управляться иностранными компаниями. Запрещен игорный бизнес в Ливии, Алжире, Судане, Эфиопии, Эритрее, Сомали, Бурунди, Руанде, Западной Сахаре и Нигере.


Австралия и Океания. Особенностью законодательного регулирования на этом континенте является его близость к европейскому регулированию – первые законодательные акты Австралии и Новой Зеландии разработаны на основе британской модели.







Идет осознанная профессиональная конкуренция


Евгений Городыский, генеральный директор компании Невада.


Какая модель ведения игорного бизнеса, на ваш взгляд, оптимальна для Украины?
Игорный бизнес в нашей стране не может быть уличным. Он должен укрупниться, расположиться по соседству с заведениями отдыха и развлечений и стать максимально прозрачным с точки зрения доступа информации об операторах рынка. Я сторонник того, чтобы наш бизнес в дальнейшем развивался в рамках крупных игорных заведений в черте больших городов. Инфраструктура Украины пока не развита настолько, чтобы выносить игорные заведения за пределы города или сосредоточить их в специально отведенных зонах, как это принято во многих других странах. Казино не может существовать само по себе. Рядом с ним должны располагаться отели и другие развлекательные комплексы. А для их создания необходима мощная государственная политика. Для того чтобы вынесение игорных заведений в определенные зоны стало возможным и в Украине, нужно наладить для начала авиасообщение между региональными городами. Клиенты казино – это состоятельный контингент азартных людей. Поэтому для них легче прямым рейсом за два часа добраться, к примеру, до Монако, нежели с пересадкой в Киеве лететь из Одессы в Днепропетровск.
Что касается нынешнего законодательного поля Украины в области регулирования игорного бизнеса, оно диктует одну достаточно понятную модель его ведения, которую успешно используют уже около 15 крупных операторов. Рынок еще не выстроен полностью, но уже структурирован. Мелких предпринимателей на нем осталось мало. Идет осознанная профессиональная конкуренция сетевых компаний.


За счет чего вашей изначально региональной компании удалось выйти не международный уровень?
Этому способствовал ряд таких факторов, как удачный маркетинг, жесткая финансово-экономическая политика внутри компании, динамичность принятия решений и их исполнения, успех в подборе менеджеров на местах, удачно построенная модель финансово-юридической службы. Огромную роль, бесспорно, сыграло наличие собственного производства.


Ваш головной офис до сих пор расположен в Одессе. Не собираетесь переехать в столицу?
Мы очень любим Одессу, считаем ее центром мира, и это не обсуждается (улыбается). Офис в Киеве должен быть не самоцелью, а необходимостью. В столице у нас есть торговое представительство и филиал. К счастью, авиасообщение и автодорожная трасса Киев – Одесса очень хороши. Но, конечно же, головной офис в Киеве – это в первую очередь возможность динамично общаться со всеми структурами власти. Поэтому, наверное, в скором будущем мы его все же перенесем.


Залишити відповідь