Человеку и пароходу посвящается

В Лондоне проходит выставка работ легендарного архитектора и дизайнера Ле Корбюзье.


Ле Корбюзье – искусство архитектуры» – так называется обширная экспозиция, собранная в лондонской галерее Barbican. До 24 мая здесь выставлены оригинальные макеты зданий, реконструкции интерьеров, исполненные Ле Корбюзье, эскизы, мебель, старые фотографии, фильмы, гобелены, живописные полотна, скульптура и книги, написанные виновником торжества. В дополнение к творениям мэтра представлены работы его коллег и современников: дизайнера интерьеров Шарлотты Перьян, архитектора Жана Пруве, художников Фернана Леже и Амеде Озанфана.


Учредители выставки решили не мудрить с тематикой и организовали самую обычную ретроспективу работ Корбюзье. Но в случае с персоной такого масштаба элементарный подход даже лучше – он не мешает восприятию экспонатов.


Трудно переоценить значение деятельности Ле Корбюзье: по мнению многих, он – самый талантливый и влиятельный архитектор XX в. Как и произведения других гениев, его творчество не получается загнать в узкие рамки одного направления. Критики говорят об интернациональном стиле, модерне, функционализме и конструктивизме, однако то, что делал Ле Корбюзье, удачнее всего выражено в названии журнала L’Esprit Nouveau, в котором в 1920-х наш герой вел архитектурный раздел. В начале XX в. «Дух нового» пришел во многие области культуры и искусства, а Ле Корбюзье сформулировал его постулаты в статье «Пять отправных точек современной архитектуры», которая стала руководством к действию в последующие 50 лет проектирования и строительства. По Корбюзье, необходимыми в современной архитектуре являются столбы-опоры, плоская крыша-терраса, свободная планировка внутренних помещений, окна любой величины и конфигурации и свободный фасад. Но он не только назвал эти новые принципы планировки зданий, но и аккуратно воплощал свою теорию в жизнь: строил роскошные виллы и студенческие общежития, административные строения (как, например, в индийском Чандигархе) и даже церковь во французском местечке Роншан.




Ле Корбюзье не только ввел в архитектурную практику свои изобретения, но и показал, что «Дух нового» может быть образом жизни, затрагивать все, что окружает человека. Он провозгласил тотальность своего подхода, доказав это на практике. Проекты Ле Корбюзье были созданы им от начала и до конца – он занимался дизайном интерьеров, проектировал мебель и делал рисунки для ковров и гобеленов. Одна из его деклараций такова: «Дом – это машина для жизни», и эта установка на функционализм была актуальной в архитектуре много лет. Сейчас здания, спроектированные этим гением, являются «золотым фондом» мировой архитектуры, точно так же, как и мебель, разошедшаяся по музеям дизайна. В числе культовых – шезлонг LC4, он выпускается итальянской мебельной фирмой Cassina, получившей лицензию на воспроизведение всей мебели Корбюзье от него самого.


Обширным наследием Ле Корбюзье владеет фонд его имени, который, однако, редко радует общественность выставками. К примеру, в Великобритании последняя экспозиция была организована в 1987 г. – более 20 лет назад. Но сейчас Fondation Le Corbusier не поскупился на экспонаты, да и галерея Barbican, помимо собственно предметной части, устроила вереницу различных действ: от лекций и семинаров до выступлений симфонического оркестра BBC, исполняющего произведения Яниса Ксенакиса, композитора и архитектора, который работал в свое время с Ле Корбюзье.







Знаковое место


Галерея Barbican не зря стала местом проведения выставки работ Ле Корбюзье. Лондонский район Барбикан – великолепная иллюстрация влияния на архитектуру его метода и стилистики. Один из старейших районов города был полностью разрушен бомбардировками во время Второй мировой войны, и в 1960-х городской совет решил его отстраивать, причем вполне в духе L’Esprit Nouveau – с нуля и с применением новейших достижений в архитектуре. Проектировало весь район бюро Chamberlin, Powell and Bon, которое для наружной отделки зданий применило особую технологию обработки бетонной поверхности, так называемый beton brut (франц. – необработанный бетон). Эту технику широко использовал Ле Корбюзье, ее позаимствовали и другие архитекторы – таким образом возникло архитектурное течение «брутализм».


В центре заново отстроенного Барбикана возвысился одноименный культурный центр, который включает в себя не только галерею, но и театр, кинотеатр, библиотеку, три ресторана и консерваторию.

Залишити відповідь