Бартер: обновленная версия

Как организаторы Антикризисного расчетно–товарного центра намерены решить проблему неплатежей


Андрей Франко


У компании есть товар на продажу, а у контрагентов отсутствуют деньги на его покупку,
но бартер ее не устраивает? Выход из подобной, казалось бы, тупиковой ситуации предложил один из первых российских миллионеров 1990-х, создатель первой российской товарно-сырьевой биржи «Алиса» Герман Стерлигов.


Дефицит ликвидности и последовавший за ним кризис неплатежей стали основной головной болью для многих украинских компаний. Ситуацию усугубляет тот факт, что многие ранее надежные партнеры выбывают из игры, создавая дополнительные проблемы со сбытом продукции. Вариантов выхода из данной ситуации немного. Либо у бизнеса появятся деньги (на что при нынешних проблемах в банковской системе Украины рассчитывать в ближайшее время не приходится), либо их место займут уже подзабытые формы расчетов, к примеру, с помощью векселей или бартера, только в обновленном варианте — благодаря современным технологиям.


В обход прямого бартера
«У нас векселя никогда не уходили с рынка, — рассказывает Георгий Кононов, директор финансовой компании «Фактор». — Но в докризисные времена они носили вспомогательный характер. Ими пользовались только в пределах своих компаний. Теперь векселя стали инструментом для работы рыночных партнеров. При правильно организованной вексельной схеме стало возможно замещать часть денежных расчетов среди контрагентов. Используя векселя, производители продукции могут получать материалы для работы, не привлекая банковские кредиты, что приведет к экономии оборотных средств. В свою очередь покупателям продукции выгодно расплачиваться с производителем его векселями, так как в этом случае торговая компания имеет дисконт в цене векселя. Украинское законодательство позволяет беспрепятственно использовать векселя, которые можно выписывать, продавать, покупать или рассчитываться ими за товар. Проблема векселей только в одном: в отличие от денег они не обезличены. Это значит, что вексель, как бы ни обращался он на рынке, в конечном итоге должен вернуться к компании, которая его выпустила». С целью организации эффективного вексельного обращения на рынке стали появляться специализированные вексельные площадки. Одну из таковых недавно запустила

ФГ «Консалтинг и инвестиции». Кроме векселей, на ней перепродаются и долги по залоговому имуществу. В финансовой группе полагают, что возврат к бартерным и вексельным операциям — необходимость нашего рынка. Фактически в условиях дефицита денег в банковском секторе вексельные расчеты становятся единственно возможным вариантом работы в реалиях украинской экономики.

Другую схему выхода из кризиса неплатежей предложил один из российских миллионеров 1990-х Герман Стерлигов, создатель первой российской биржи «Алиса». В конце минувшего года им был организован Антикризисный расчетно-товарный центр (АРТЦ). На данный момент представительства центра уже открыты в России, Украине, Казахстане и Китае. На очереди другие страны.

Как сообщил &.ФИНАНСИСТ Герман Стерлигов, схема работы АРТЦ выглядит следующим образом. Через представительства в систему от компаний приходят заявки на обмен товаров и неплатежей. В тех же заявках указывается потребность заявителя в других товарах — взамен на свои товары и неплатежи. Специально разработанная программа обрабатывает поступающую информацию и выдает цепочки возможных обменов. Чтобы цепочки не были очень длинными, компьютер обрезает их после пятого звена и рассылает участникам со всеми контактами. Менеджеры предприятий, получившие разные предложения по своим запросам, сами выбирают подходящий им вариант, прорабатывают его и в случае согласия сторон осуществляют сделку безо всяких посредников. Чтобы цепочка замкнулась, последнее звено получает за свой товар деньги. Деньги — это такой же товар, как и остальные, и информация о них вносится в систему на тех же условиях. Они и замыкают цепочки. Таким образом, у предприятий отпадает необходимость в кредитах и гарантиях. Получается, что на оборот сделки требуется только 20% или даже меньше средств от финансового тела сделки. Это, по мнению г-на Стерлигова, и есть решение проблемы в условиях дефицита финансов. Единственный вопрос, который возникает в этих взаимоотношениях: какой смысл последнему звену прибегать к услугам АРТЦ, если у него и так имеются средства для покупки нужного товара? Однако, по словам создателя АРТЦ, выгодой для него является удешевление товара.


Плюсы и минусы
В АРТЦ признают, что в работе системы все же есть минусы. В частности, бартерная сделка значительно труднее в осуществ­лении — в ней больше головной боли для менеджеров, чем при использовании прямого платежа. Более того, если хотя бы одно предприятие в цепочке что-либо не устроит, то вся «пятерка» считается нерабочей, компьютер подбирает новый вариант, и участникам предстоит договариваться заново.
В то же время россияне выделяют несколько неоспоримых, по их мнению, преимуществ участия в АРТЦ. Во-первых, каждое звено информации подтверждено гарантийным 2%-м денежным залогом (от стоимости товара): 1% — плата системе за услуги, 1% возвращается участнику после завершения сделки. Это новшество отличает подобные сделки от чисто бартерных и дает их участникам определенную гарантию. Во-вторых, с помощью системы можно распутать цепочку неплатежей. «Все неплатежи — это наш конек, — констатирует Герман Стерлигов. — «Дебиторка», «кредиторка» — тот же товар, который можно вносить в заявку. Неплатежи сейчас у всех, но интересны они только нам — больше никому. Мы одни на этом рынке. Недавно один крупный бизнесмен, руководитель питерского филиала АРТЦ, сказал мне: «Проснулся сегодня утром и понял, что сбылась «мечта идиота»: выходишь, а вокруг груды товаров, и ты один!» Правила игры меняются, а новые пока создаются только нашими силами».

В-третьих, АРТЦ — установление связей по обмену товарами между доселе незнакомыми фирмами и организациями. Ведь, как правило, компании хорошо знают своих конкурентов и контрагентов. Остальная же часть экономики для них, по сути, неведома.
В настоящее время о каких-то цифровых показателях, в том числе потенциальных объемах сделок через АРТЦ, по словам его создателей, говорить рано, поскольку сейчас происходит наполнение базы данных и открытие центров в большинстве крупных городов СНГ и дальнего зарубежья. Только после создания разветвленной сети система сможет заработать на полную мощность. Впрочем, эксперты уже сегодня скептически оценивают шансы АРТЦ решить проблемы отечественных предприятий со сбытом продукции и неплатежами, хотя и не исключают, ссылаясь на мировой опыт, что для отдельных предприятий его услуги могут оказаться полезными. Идея г-на Стерлигова ненова: электронные системы товарного обмена, позволяющие выстраивать бартерные цепочки, существуют во многих странах (в Великобритании — Bartercard, в США — BizXchange).

Своих клиентов они имели и в более благоприятный для экономики докризисный период. Так, по оценке International Reciprocal Trade Association, объединяющей бартерные площадки разных стран, услуги коммерческого бартера сегодня предоставляют около 600 компаний, а мировой объем бартерной торговли составляет $64 млрд. (0,5% от оборота всей международной торговли, достигший $13,6 трлн. по итогам 2007 г.).


Мнение практиков


Бартерные операции можно рассматривать как возможность для компании расширить рынки сбыта или предотвратить падение продаж

Наталия Нестеренко, финансовый директор ЗАО «Киевский витаминный завод»:
— Если в экономике увеличивается доля бартерных операций и появляются расчеты по векселям, то возрастают риски, связанные с банкротством. Любое предприятие станет их закладывать в стоимость товара, что будет способствовать дополнительному усилению инфляционных процессов и дальнейшему ухудшению макроэкономической ситуации в стране. Но при высоком уровне инфляции, гипер­инфляции, дефолтов этот вид расчетов, конечно, выгоден. По крайней мере, лучше так работать, чем не работать вообще, тем более при отсутствии гарантий, что завтра экономическая ситуация нормализуется. К тому же бартерные операции можно рассматривать как возможность для компании расширить рынки сбыта или, по крайней мере, как способ предотвратить падение продаж (в количественном и денежном выражении). Предприятие таким образом загружает свои мощности, распределяет постоянные затраты, что позволяет сохранить прибыльность, а может даже повысить ее, обеспечив стабильный доход своим сотрудникам. В любом случае компания не может перейти на 100%-е бартерные отношения, процент бартерных товарных операций должен быть сбалансирован в общей массе валовых доходов предприятия с товарными операциями за живые деньги, поскольку необходимо платить зарплату, налоги и т. д.

Риски бартерных операций такие же, как и при денежных операциях: от приобретения некачественного товара до неисполнения обязательств по поставкам.

Вексельные взаиморасчеты также имеют некоторые преимущества при определенных ситуациях. Например, при импорте товара с погашением обязательств по векселям третьим сторонам на территории Украины отсутствуют затраты на покупку валюты и т. п.
К рискам вексельных взаиморасчетов можно отнести возможность отсутствия денежных средств на момент выполнения обязательств по векселям, или же компании могут не платить по векселям в связи с отсутствием живых денег. Появление в этих схемах компаний, оказывающих услуги «контроля», ведет к дополнительным затратам. Поэтому целесообразность использования векселей необходимо просчитывать заранее.


Будущее за информационным центром

Вадим Васько, партнер, адвокат юридической фирмы «Васько и Назарчук»:
— По системе своей работы Антикризисный расчетно-товарный центр (АРТЦ) действует как вариация товарной биржи, поскольку его целью является предоставление услуг в проведении разных сделок, а также исследование товарных цен, спроса и предложения на товары, изучение, упорядочение и облегчение товарооборота и связанных с ним торговых операций. Как известно, товарная биржа не прижилась в экономике нашей страны в том прямом понимании, как это представляется в развитых странах. Хотя некоторые попытки внедрить ее элементы у нас все еще есть. АРТЦ — этому пример. Потому вряд ли квази-биржа приживется в нынешних экономических условиях.
Центр не сможет предоставить комфорт и обеспечение для участников рынка товарооборота в условиях банковского кризиса и кризиса неплатежей, особенно в международных сделках купли-продажи товаров. Он несет собственный финансовый риск, поскольку не является обособленным финансовым учреждением и зависит от банковской системы, сейчас переживающей кризис.

Возможно, говорить о позитивах АРТЦ в условиях уничтожения банковской системы как таковой не слишком уместно. Ведь все расчеты и финансовые инструменты (включая предоставление кредитов и банковских гарантий) могут предоставляться (по закону) только банками.

Следует отметить, что система глобального бартера не является рецептом выхода из кризиса, поскольку проблема с платежами хоть и существует, но не настолько глобальна. Представляется, что АРТЦ может существовать как информационный ресурс или информационная система посредством массового накопления в ней заявок касательно спроса и предложения на те или иные товары. Это даст возможность формирования ценовой политики и аналитики товарооборота.


Деньги есть, бартер не нужен

Сергей Сухой, финансовый директор «МЕТРО Кеш энд Керри Украина»:
— «МЕТРО Кеш энд Керри Украина» работает на рынке B2B в формате мелкооптовой торговли. Сам формат «кеш энд керри» предполагает расчеты наличными денежными средствами. Удельный вес продаж с применением безналичных расчетов относительно низок, а среди покупателей отсутствуют крупные оптовики. Основной же причиной отсутствия потребности в осуществлении бартерных товарообменных операций является тот факт, что наша компания располагает необходимыми финансовыми ресурсами для регулярного осуществления расчетов со всеми партнерами компании.


&.Ф.

Залишити відповідь