Апология бедности

Финансовый кризис стимулирует развитие новых идей о том, что такое нормальная жизнь.


В 2005 г. в Германии вышла книга Александра фон Шёнбурга, журналиста-фрилансера по профессии и саксонского аристократа по происхождению. На обложке издания были изображены «грустный хот-дог» (без кетчупа и горчицы), свернутая в трубочку газета Financial Times и субтильная сумка. Аскетический натюрморт перемежался словами: «Искусство стильной бедности. Как стать богатым без денег». Вопреки тому, как это обычно бывает с бестселлерами, популярность, завоеванная книгой Шёнбурга, не спорила с хорошим вкусом, а текст испускал лучи спокойствия и благоразумия. Неудивительно, что всего за несколько недель немцы раскупили более 70 тыс. экземпляров этой книги, и времена, последовавшие за ее изданием, без перерыва работали на ее актуальность.


Дворянский род Шёнбурга давно лишился тех богатств, которыми воображение обывателя обычно наделяет представителей этого сословия. В начале 2000-х граф редактировал приложение к газете немецкого истеблишмента Frankfurter Allgemeine Zeitung. Дела обстояли довольно неплохо, Шёнбург готовился к ежегодному повышению оклада и обеспеченному будущему. Но в 2002-м его, как и многих журналистов, уволили в рамках «резни бензопилой на рынке хорошо оплачиваемого труда». Это событие, жизнь после него и небезынтересные размышления безработного аристократа сплелись в ткань будущей книги.


Книга начинается с плохих новостей: «Не будем обманываться: лучшие годы уже позади… большинство экспертов, к сожалению, считают, что массовые увольнения – лишь предвестники будущего величия… цены на электричество, отопление, воду, транспорт взлетят вверх… время, когда можно было включить стиральную машинку, чтобы постирать пару носков, скоро станет для нас далеким, сказочным прошлым». Позитивный раздел состоит из советов о том, как сократить свои денежные расходы, сохранив при этом достоинство, получив эстетическое удовольствие и испытав чувство глубокого удовлетворения от жизни, освобожденной от неразумных, безвкусных и навязанных трат. Но самое интересное и важное в этой книге то, что ее автор закладывает моральный фундамент для жизни небогатого человека. Для того чтобы проиграть денежную гонку, существуют не только субъективные причины. Доля проигравших постоянно растет. Среди них попадаются как инфантильные лентяи и мрачные аутсайдеры, так и вполне симпатичные, трудолюбивые и разумные ребята. Так почему бы им не иметь собственной альтернативной морали и стиля жизни, знакомство с которым принесет пользу и тем, кто пока что считает себя богатым?


Для германского благоденствия в течение последних десятилетий показателями нормы было две машины на семью, три отпуска в году и ранний выход на пенсию. Если эти люди еще в 2005-м раскупили весь тираж книги, расписывающей позитивные стороны обеднения, не значит ли это, что речь идет о чем-то серьезном? Причем не только для немцев и не только на период кризиса.

Залишити відповідь