В рамках музыкального проекта «Бархатная завеса» 25 ноября в Национальной филармонии Украины состоится концерт современной академической музыки.

КОНЦЕРТЫ

В рамках музыкального проекта «Бархатная завеса» 25 ноября в Национальной филармонии Украины состоится концерт современной академической музыки.

Премьера этого концерта была год назад в Кракове как часть проекта «Бархатная завеса», проходившего в рамках фестиваля «Краков 2000 – европейская столица культуры». Название проекта сложилось из словосочетаний-идиом: «железный занавес» и «бархатная революция». А значение новообразования в том, что «бархатную завесу» открыть легко и никаких революций при этом совершать не надо.

Киевский концерт очень необычен: произведения будут исполняться двумя лучшими в своих странах квартетами: украинским – им. Н. Лысенко и польским – Силезским – одновременно, при участии еще восьми музыкантов. В их исполнении прозвучит музыка малоизвестных широкому кругу слушателей современных композиторов – чеха Мартина Смолки, украинца Юрия Ланюка, литовки Онуте Нарбутайте и словака Романа Бергера. Все композиции, по словам первой скрипки квартета им. Н. Лысенко, народного артиста Украины Анатолия Баженова, «разные по характеру, но все – оригинальны, глубоки и захватывающи».

М. Смолка – пианист и композитор-революционер, играющий наперекор моде не то, что популярно, а то, что хочется. Прозвучит его произведение «Грибы и небо», которое хотя и построено по канонам классической музыки, но имеет и фольклорные мотивы. В Киеве оно будет представлено с вокальной партией: Галина Ведралова поет и одновременно играет на скрипке.

Сочинение украинского композитора Ю. Ланюка «Книга утаенных пространств и Элегия для Птицы Сияния» Анатолий Баженов определил как «великолепное сопоставление трубы и струнных, их диалог, построенный по типу старинных «кончерто-гроссо».

Произведение О. Нарбутайте – некая музыкальная абстракция, название которой – «Мелодии в оливковом саду» – автор взяла из стихотворения Рильке. Композитор говорит: «При написании музыки я думала о Яне Себастьяне Бахе, о виденных когда-то и существующих только в воображении пейзажах, о собственных, очень личных переживаниях. Однако я не стремилась предметы этих рефлексий иллюстрировать звуками моей композиции. Они оставались только первопричиной, стихией, в которой рождается музыка». Ее композиция очень экспрессивна, и все струнные звучат в ней ярко. Полифоничная структура тем не менее позволяет четко слышать каждый инструмент.

Более традиционным произведением будет композиция Р. Бергера «Корчак in memoriam». «Корчак, – говорит автор, – фамилия-символ. А символ принуждает мыслить». Бергер использует орган (играет Валерий Михалюк) – инструмент канонический, традиционный, звучащий зачастую, когда идет речь о «словах Иисуса на кресте». Сочинение напоминает небольшую мессу или реквием.

Дирижировать концертом будет поляк Роман Ревакович, частый гость в Украине.

Концерт состоится при поддержке Польского института в Киеве, Министерства культуры и национального наследия Польши и Чешского центра.

КОНЦЕРТЫ

В Национальном доме органной и камерной музыки Украины 25 ноября состоится концерт, посвященный 100-летию со дня смерти немецкого композитора-романтика Й. Г. Райнбергера.

Современник Й. Брамса и А. Брукнера, Йозеф Габриэль Райнбергер (1839-1901 гг.) в свое время был одним из наиболее известных композиторов, чрезвычайно продуктивно работавших практически во всех жанрах. Он написал огромное количество симфонических, кантатно-ораториальных, камерно-инструментальных (в том числе и органных) произведений. Но после смерти Й. Г. Райнбергера его сочинения на несколько десятилетий «ушли» из концертной практики, а имя постепенно забылось. (Впрочем, подобные случаи нередко встречаются в истории культуры – достаточно вспомнить гениального И.-С. Баха.)

Возрождение музыки Й. Г. Райнбергера, начавшееся в последнее десятилетие прошлого века, стало своеобразной сенсацией для европейской музыкальной общественности. Честь «открытия» и возвращения ее в контекст современной культуры и концертную практику принадлежит крупнейшему швейцарскому органисту и клавесинисту, профессору Бернхарду Биллетеру, выступившему также редактором издания многотомного собрания сочинений Й. Г. Райнбергера.

Несколько лет назад по приглашению руководства Национальной музыкальной академии Украины г-н Биллетер проводил мастер-класс и в Киеве. Именно тогда молодая солистка органного зала Валерия Балаховская, стажировавшаяся у знаменитого маэстро, познакомилась с музыкой Й. Г. Райнбергера. По словам Валерии, она была очарована красотой, глубиной, выразительностью и богатейшим лиризмом этой музыки. Благодаря настойчивости и труду В. Балаховской с музыкой неизвестного доселе в Украине композитора смогут наконец познакомиться и киевские слушатели.

Программа концерта составлена таким образом, чтобы слушатель смог получить максимальное представление о творчестве Й. Г. Райнбергера: она презентует сочинения различных жанров, созданные композитором в разные годы. В первом отделении будут исполнены несколько органных пьес, Соната до минор для скрипки и органа и Месса для смешанного хора и органа. Во втором, кроме чисто органных Сонаты-фантазии ля-бемоль мажор и концертных пьес, прозвучит Концерт фа мажор для органа с оркестром. Все сочинения будут исполняться в Украине впервые.

В концерте, помимо Валерии Балаховской, принимают участие Ирина Ольшанская (скрипка), хор студентов Национального педагогического университета им. М. Драгоманова (художественный руководитель Павел Ковалин) и Национальный ансамбль солистов «Киевская камерата» под управлением заслуженного деятеля искусств Украины Валерия Матюхина.

Концерт состоится при поддержке швейцарского культурного центра «Про Гельвеция».

КОНЦЕРТЫ

Колонный зал им. Н. Лысенко Национальной филармонии 23 ноября впервые в Украине представит знаменитый российский инструментальный дуэт в составе лауреатов международных конкурсов, заслуженных артистов России Максима Федотова (скрипка) и Галины Петровой (фортепиано).

«Блестящие российские виртуозы», «Популярнейший московский дуэт», «Вечер стал триумфом великолепного российского дуэта… благодаря мастерству, виртуозному блеску и артистической смелости» – эти отзывы зарубежной прессы достаточно ярко характеризуют профессиональный уровень и дают представление об исполнительском рейтинге дуэта, недавно отметившего десятилетие и с триумфом гастролирующего по всему миру.

Помимо высочайшего индивидуального профессионального уровня каждого из музыкантов, блестящему успеху дуэт обязан удивительно тонкому «унисонному» совпадению основополагающих творческих принципов Максима Федотова и Галины Петровой.

В их репертуаре практически вся мировая классика, созданная для скрипки и фортепиано: от венской школы до С. Прокофьева. Кроме того, Максим Федотов и Галина Петрова владеют эксклюзивным репертуаром, составляющим несколько концертных программ, ибо некоторые композиторы пишут музыку именно в расчете на этот уникальный дуэт. Так, Л. Исакова специально для музыкантов создала цикл, в основе которого – транскрипции шедевров симфонической и оперно-балетной русской и западно-европейской классики. С его фрагментами, представляющими сочинения М. Мусоргского, Н. Римского-Корсакова, А. Бородина и П. Чайковского, Максим Федотов и Галина Петрова выступят перед киевской публикой.

Концерт состоится при поддержке Фонда содействия развитию искусств.

КОНЦЕРТЫ

21 ноября в Национальной филармонии Украины в концерте цикла «Искусство фортепианной игры» выступит народная артистка Украины, профессор Людмила Марцевич.

Одна из наиболее опытных отечественных пианисток, чьи программы неизменно отличаются концептуальностью, а интерпретации – философской глубиной, Людмила Марцевич по праву завоевала реноме «музыкального интеллектуала». Она умеет находить «золотую середину» между романтической возвышенностью, одухотворенностью игры и классическим умением выстроить крупную форму, умело подчеркивая определенные структурные элементы произведения.

В насыщенном и объемном репертуаре пианистки широко представлена западноевропейская классическая и романтическая литература, нередко она выступает с монопрограммами из сочинений европейских композиторов. Людмила Марцевич очень последовательно популяризирует и лучшие страницы отечественной музыкальной классики. Пианистка не изменит своему творческому кредо и в этот раз: на ближайшем филармоническом вечере Л. Марцевич выступит с исполнением Концерта для фортепиано с оркестром А. Кос-Анатольского – композитора, по праву считающегося классиком львовской школы.

Во втором отделении симфонический оркестр филармонии под управлением заслуженного деятеля искусств Украины Игоря Палкина презентует русскую музыку. Его открывает оркестровое сочинение М. Мусоргского «Рассвет на Москва-реке». Хотя оно было задумано автором как вступление к опере «Хованщина», благодаря удивительной живописности и красочности музыки, а также завершенности формы сочинение достаточно часто звучит и как самостоятельное произведение.

В заключение вечера киевляне смогут послушать блистательное «Итальянское каприччио» П. Чайковского. Созданное композитором в 1880 году после возвращения из Италии под впечатлением знаменитого Римского карнавала, насквозь пронизанное отзвуками кипучего веселья, шествий, маскарадов и фейерверков, воплощенных автором в совершенной эстетической форме, оно неизменно пленяет богатством мелодики и ослепительной красочностью инструментовки.

Концерт проходит при поддержке Фонда содействия развитию искусств.

КОНЦЕРТЫ

В Колонном зале им. Н. Лысенко Национальной филармонии Украины 27 ноября состоится заключительный концерт цикла «Антология симфоний Густава Малера» – масштабного художественного проекта, осуществленного художественным руководителем и главным дирижером Национального симфонического оркестра Украины, лауреатом Шевченковской премии Владимиром Сиренко. В программе концерта – Симфония №9 гениального австрийского композитора.

«Что пленяет в его музыке? Прежде всего – глубокая человечность. Малер понимал высокое этическое значение музыки. Он проникал в самые сокровенные тайники человеческого сознания, его волновали самые высокие идеалы. Гуманизм, неукротимый темперамент, горячая любовь к людям в соединении с изумительной композиторской одаренностью помогли Малеру создать его симфонии», – писал о творчестве гениального австрийского композитора классик российской музыкальной культуры ХХ века Д. Д. Шостакович.

Девятая симфония – заключительная, венчающая грандиозную симфоническую эпопею Г. Малера. Над ней композитор начал работать летом 1909 г. – за полтора года до смерти. Он уже знал, что дни его сочтены… Предчувствие близкой неизбежной смерти обусловило совершенно особый взгляд на окружающий мир, запечатленный в последних произведениях композитора, в том числе и Девятой симфонии. «Мир лежал перед ним в мягком свете прощания», – эти слова Бруно Вальтера, близкого друга, выдающегося дирижера и – в определенном смысле – ученика Г. Малера дают ключ к пониманию данного сочинения, исполненного глубокого трагизма и одновременно высшего смирения и умиротворения, предзакатного очищения от горечи нашего бренного и прекрасного мира.

ТЕАТР

На малой сцене Молодого театра 20 ноября состоится премьера моноспектакля «Площадь Святой Троицы», поставленного по двум романам известного польского писателя Бруно Шульца.

«Площадь Святой Троицы» – первая в Киеве инсценировка произведений Шульца, драматурга и художника еврейского происхождения, писавшего на немецком и польском языках, и жившего в Западной Украине. Классик литературы ХХ века пропал без вести во время второй мировой войны в пятидесятилетнем возрасте. Он стал легендой, героем различных литературоведческих и исторических эссе, книг и спектаклей. Сохранилась лишь часть произведений писателя, поместившихся в два тома, но они по-прежнему печатаются по всему миру и с успехом продаются. А 1992 год – год столетия со дня рождения писателя – был назван ЮНЕСКО «годом Бруно Шульца».

Два романа, по которым поставил свой моноспектакль львовский актер и режиссер Александр Оверчук, – «Коричневые лавки» (1934) и «Санаторий под клепсидрой» (1937) – признаны литературоведами шедеврами мировой прозы, «уникальными в европейской литературе ХХ века». (Кстати, по этим произведениям было создано очень много постановок за рубежом, в частности, в Польше, Франции, Великобритании и США.)

Как именно будет воплощаться на сцене сложный литературный мир Шульца, Оверчук предпочитает до премьеры не комментировать. Он лишь заметил, что придумал оригинальную форму для создания сложного мира героев Шульца: «В спектакле действие происходит в литургическом аспекте. Эта литургия – каркас Шульца. Это нормальное богослужение. И версия жертвенного тела, предложенная Шульцом, вычитана мною так, как это подано в спектакле».

Два с половиной года он, никому не раскрывая своих замыслов и идей, работал над проектом. Подогрел интерес к проекту недавний инцидент с похищением фресок Шульца из родного города писателя Дрогобыча. В результате спектакль Оверчука стал, по определению газеты «Высокий замок», его протестом против посягательств на искусство «и его утверждением высокой на все времена правоты Культуры».

Постановка создана при поддержке Польского института в Киеве.

ТЕАТР

Гастроли Мариинского театра пройдут в Национальной опере Украины 23 и 24 ноября. Будут показаны три спектакля в классической постановке известного хореографа Михаила Фокина.

Это уже второй приезд знаменитого театра в Киев в нынешнем году, хотя до этого Мариинка не посещала Украину почти 20 лет. Успешные зимние гастроли с классической постановкой Джорджа Баланчина «Драгоценности» убедили организаторов привезти в Киев три балетных спектакля еще одного гения, хореографа и балетмейстера Михаила Фокина: на сцене Национальной оперы покажут его «Шопениану», «Шехерезаду» и «Жар-птицу».

Фокина небезосновательно называют «отцом балета ХХ столетия». В начале века он разработал те приемы танца, которые сейчас, собственно, и являются балетом. Критики писали, что его творчество объединяет два направления: воссоздание стилей ушедших эпох и поиски в области пластической драмы и танцевального симфонизма. Кульминацией исканий балетмейстера стало создание так называемого «бессюжетного балета». Его первым и самым ярким примером может служить хореографическая одноактная композиция «Шопениана» (за рубежом более известна под названием «Сильфида»). Премьера состоялась в 1908 году в Париже. Разработка Фокиным музыкальных тем Фредерика Шопена (сюиты для фортепиано в оркестровке Александра Глазунова и Мориса Келлера) потрясла зрителей. Например, великий поэт Гийом Аполлинер написал несколько статей-дифирамбов и восторженных стихов о постановке. В наше время газета Financial Times назвала исполнение «Шопенианы», поставленной Мариинкой в 1994 году, «воздушным и поэтичным», а газета Times определила хореографию спектакля как имеющую «тонкую нюансировку».

«Шехерезада», спустя два года поставленная Фокиным по симфонической сюите Николая Римского-Корсакова, по настроению и энергетике уже совсем другая. Times написала: «После скромности «Шопенианы» «Шехерезада» дает шанс танцовщикам выпустить на волю дикую энергию тела. Нет сомнений в том, какую эмоцию выражает «Шехерезада» – сладострастие».

Еще один балет – «Жар-птица» – создан по музыке Игоря Стравинского. Фокин поставил его вместе со своим коллегой, балетмейстером Сергеем Дягилевым, использовав в качестве сюжета русские народные сказки. Как и два предыдущих, в 1910 году балет также презентовали в Париже. После этого постановщик получил мировую славу, а три его вышеупомянутых балета по сей день являются самыми востребованными на Западе.

В киевских гастролях примет участие не антрепризный состав Мариинки, а вся труппа театра. Они состоятся при поддержке продюсерской компании «Альянс Шатро» и при содействии чрезвычайного и полномочного посла РФ в Украине, специального представителя президента РФ по развитию торгово-экономических отношений с Украиной В. С. Черномырдина.

КИНО

На лицензионном видеорынке появилась романтическая картина «Легенда о пианисте», созданная выдающимся итальянским режиссером Джузеппе Торнаторе.

В целом критики отзываются об этом фильме как о красивой и романтической драме, в чем-то сравнимой с осовремененной сказкой. Идея, взятая из книги Алессандро Барикко «Новый век», – без особых интеллектуальных изысков и философских подтекстов. Но в киновоплощении она бесконечно эстетична, восхищает красочностью и эпичностью. На 45-й церемонии присуждения высшей кинематографической награды Италии Давида ди Донателло (итальянский аналог «Оскара») «Легенда о пианисте» была удостоена сразу четырех призов: за режиссуру, операторскую работу, художественное воплощение и музыку. Последнюю из перечисленных наград получил известный современный композитор Эннио Мориконе, написавший музыку уже более чем к 350 фильмам. За мелодии, созданные к «Легенде о пианисте», он удостоен и приза Голливудской ассоциации иностранной прессы «Золотой глобус». В этой картине работа композитора была особенной, так как речь идет о музыканте, умение играть которому даровано свыше. По сюжету будущего музыканта нашли младенцем в банкетном зале океанского лайнера «Вирджиниа». Обнаруживший мальчика кочегар решил лично вырастить его, дав при этом весьма замысловатое имя: Денни Гудмен Т. Д. Лемон Тысяча Девятисотый. Денни Гудмен-младший никогда не покидал корабля, все свое время проводя у иллюминатора или в обществе других кочегаров. В 4 года он впервые поднялся в тот самый банкетный зал, где был найден, сел за пианино и сразу стал играть. Причем, играть совершенно. Потрясенный капитан позволил мальчику развлекать пассажиров. Но когда музыканту-самоучке исполнилось 27 лет, корабль списали…

Тысяча Девятисотого играет английский актер Тим Рот, карьера которого очень напоминает историю главного героя. Он тоже самоучка, и так же привлек к себе внимание первой ролью. А после «Криминального чтива» о нем узнал весь мир.

Примечательно, что «Легенда о пианисте» частично снималась в Украине. Как оказалось, Одесса стала для Торнаторе, искавшего натуру для своей новой картины, идеальным местом съемок. Режиссеру понравился корабль, стоявший на одесской пристани. Он и был арендован на некоторое время, а после съемок лайнеру вернули прежний облик.

Залишити відповідь