Таможенно-тарифная политика в ближайшие годы будет зависеть от конкурентоспособности российских товаров, решила бюджетная комиссия правительства под руководством премьера Владимира Путина. В начале недели она одобрила проект основных направлений таможенно-тарифной политики на 2010-2012 гг. (копия есть у «Ведомостей»).
Все группы товаров делятся в документе на пять категорий в зависимости от их конкурентоспособности на внутреннем рынке (ставки пошлин или сроки их изменения не указаны). В наиболее конкурентную группу вошли в основном сырьевые товары. Механизм определения пошлин на такую продукцию меняться не будет, не считая корректировки на инфляцию. Например, сохранятся на прежнем невысоком уровне пошлины на вывоз металлов (на черные — 15%, но не менее 15 евро за 1 т).
Недостаточно конкурентный товар поддержат повышением ввозных пошлин. На это могут рассчитывать производители стальных труб, проката, цемента и железнодорожной техники.
Список «частично конкурентоспособной» продукции наиболее обширный — вошли практически все потребительские товары: металлоизделия, бытовая химия, легковые автомобили (см. подробнее на стр. А1), значительная часть пищепрома (см. подробнее на стр. Б5). Их производителям правительство обещает покровительство: высокие пошлины для зарубежных конкурентов и низкие или нулевые для иностранного сырья и оборудования.
Больше других повезло производителям неконкурентных товаров: производителям промышленного оборудования, одежды и обуви, мяса и медикаментов обещаны «защитные» ввозные пошлины.
Сейчас нужно стимулировать спрос, дестимулируя импорт, говорит замдиректора Центра развития ГУ-ВШЭ Валерий Миронов, правительству приходится заботиться о сохранении рабочих мест даже на неконкурентоспособных предприятиях. Правительство и раньше не стеснялось вводить временные повышенные ввозные пошлины, а сейчас они еще нужнее отечественному производителю, считает аналитик «Метрополя» Вячеслав Смольянинов. Например, гривна девальвировалась к доллару сильнее рубля, рассуждает он: в таком случае украинский прокат и трубы могут составить конкуренцию российским, хотя наши производства и так загружены только на 70-80%.