ТЕАТР Театр драмы и комедии на Левом берегу Днепра 18 ноября представит премьеру одноактового спектакля «Врун(ы)». Спектакль возвращает зрителя в конец 1980-х годов, когда многие украинцы ездили торговать в Польшу. …Поздним вечером на вокзале встречаются двое. Она – разведенная малообразованная перекупщица из Украины, Он говорит на чистом польском и, стало быть, в ее глазах выглядит местным жителем. Она рассказывает о себе и о причинах, которые привели ее на польские рынки. Вскоре к ним присоединяется полицейский, а чуть позже – русский «бандит». Главный герой обманывает, что он поляк (на самом деле он украинец из Львова), но раскрывшийся обман не препятствует возникновению у главной героини симпатии к молодому человеку. Русский врет полицейскому, что у него есть паспорт, но страж порядка, вспомнив, в каком бедственном экономическом положении находится соседняя страна, со снисходительностью относится к нему. Все просто и по-доброму… Очень камерная постановка (играется на малой сцене) лаконично и образно реализует две задачи. Во-первых, зрителю напоминают вполне реальные и не очень отдаленные во времени события, драматические как для Украины, так и для Польши. А во-вторых, утверждается простая истина, в современных спектаклях «задавленная» массой нововведений, эклектичной и пост-постмодерновой формой: какое бы время не было, какие бы исторические трения между нациями или народами не происходили, люди есть люди, и ничто человеческое им не чуждо. Спектакль поставлен по пьесе известного в Украине поэта и писателя Александра Ирванца, одного из создателей существующего уже 10 лет литературного объединения «Бу-Ба-Бу» (сокращение от слов «бурлеск-балаган-буффонада»). Он новатор и бунтарь в литературе, его произведения переведены на польский, хорватский, французский и английский языки. |
ТЕАТР На сцене Национального дворца «Украина» 16, 17 и 18 ноября состоится киевская премьера российского молодежного мюзикла «Метро». Идея мюзикла «Метро» принадлежит Янушу Юзефовичу, достаточно известному польскому режиссеру и хореографу. Он решил сделать в Польше настоящий бродвейский мюзикл, и это ему удалось: премьера состоялась 30 января 1991 года. Мюзикл стал национальной сенсацией, и у его создателей появилась амбициозная идея: поставить «Метро» на Бродвее, сделав его англоязычным. И снова создателей ожидал успех. После премьеры в нью-йоркском театре «Минскофф» в апреле 1992 года он получил хорошую прессу и даже был выдвинут на престижную премию Tony. Позже «Метро» поставили во Франции, а в 1999 году состоялась премьера русской версии в России. Продюсерами русского «Метро» стали президент холдинга «Московские новости» Александр Вайнштейн и баронесса русского происхождения Катерина фон Гечмен-Вальдек в сотрудничестве с директором Театра оперетты Владимиром Тартаковским. Актеров набирали по объявлениям (из 3 тысяч выбрали 45 исполнителей). Исполнять музыку доверили участнику группы «Моральный кодекс» Николаю Девлет-Кильдееву. Сюжет мюзикла повторяет классические бродвейские схемы, известные с момента рождения жанра: талантливые ребята хотят сделать шоу, но им не дают возможности его сделать. Они начинают репетировать в метро (сарае, автомастерской, школьном актовом зале), добиваются цели, приходит признание и деньги, однако уходит главное – чистота и свобода. Так что тем, кто ждал неожиданности и свежести с этой стороны, придется попытаться получить удовольствие от другого. Например, от того, что герои мюзикла и играющие их актеры полностью совпадают по своей жизненной истории – почти все ребята, отобранные в результате конкурса, родились не в Москве, и «Метро» – их первый звездный шанс. Они играют самих себя – свои комплексы, ошибки, обиды, жажду понимания и любви, одиночество. Провинциальный говор, неловкость и угловатость искупаются нешуточным желанием пробиться во что бы то ни стало. Именно поэтому со сцены идет сумасшедшая волна энергии, давно забытая манерными московскими театрами. Артисты от 15 до 30 лет выкладываются от души: поют (причем только вживую), танцуют в лучах лазера (истово и заразительно). То, что происходит на сцене, не назовешь просто спектаклем. Ребята рассказывают залу истории из собственной жизни, из жизни своих приятелей или знакомых. Им особо и играть-то не нужно: просто они искренни, и зритель им верит. Концепция «Метро» интернациональна – в подземке мегаполиса молодые музыканты встречаются, любят, поют, добиваются цели и расстаются. История, которая может произойти и в Нью-Йорке, и Париже, и Москве, и в Киеве. В московском Театре оперетты «Метро» идет при неизменных аншлагах 10 раз в месяц, что само по себе феномен. Мюзикл успели посмотреть все VIP-персоны и первые лица государства. Владимир Путин назвал «Метро» «билетом в сказку». А известный кинорежиссер Андрон Кончаловский сказал о нем так: «Это первый спектакль в таком сложном жанре, и в этом смысле очень важно показать, что не только американцы и англичане могут задавать тон в мюзикле. «Метро» – этапный спектакль, который начинает новую страницу российского сценического искусства». В апреле этого года, на церемонии вручения российской премии «Золотая маска» создателя мюзикла Януша Юзефовича объявили лучшим режиссером года. Устроители гастролей мюзикла «Метро» в Киеве – театральное продюсерское агентство «АМИТ». |
ТЕАТР В помещении Киевского театра оперетты 16 ноября будет представлен московский премьерный спектакль «Фигаро» по бессмертной комедии Бомарше «Безумный день, или Женитьба Фигаро». Со времени написания этого гениального произведения уже минуло два века. И сценическая история пьесы насчитывает не одну сотню удачных постановок, связанных с именами всемирно известных актеров и режиссеров. Легкость и пьянящий аромат интриги лежат в основе новой постановки московской студии «Стеблов-фильм». Блистательная и талантливая игра актеров, смелые и эксклюзивные находки режиссера, задорная и заводная музыка, яркие и красочные костюмы никого из зрителей не оставят равнодушными. В спектакле заняты молодые актеры, ветераны, начинающие и маститые. Александр Сотников – все успевающий и обаятельный Фигаро, который то тут, то там; Владимир Жарков – хитрый и ревнивый граф; Елена Валевская – добрая и отважная графиня; Марина Ерисова – шустрая и неустрашимая Сюзанна; заслуженный артист России Юрий Кузьменков – чудаковатый мыслитель Бартоло; народная артистка России Нина Русланова – Марселина, проходящая весьма тернистый путь от коварной интриганки до добродетельной женщины; и наконец, Спартак Мишулин исполнит роль вечно пьяного садовника Антонио. Эта новая постановка «Фигаро» уже с успехом побывала на гастролях в Риге и Минске, Новгороде и Самаре, Уфе и Чебоксарах… И теперь оценить художественные достоинства спектакля или просто посмеяться может и киевский зритель. Гастроли организованы киевской продюсерской компанией «Этуаль». |
ТЕАТР В помещении Национального академического театра русской драмы им. Леси Украинки с 12 по 17 ноября проходят гастроли московского театра «У Никитских ворот» под руководством Марка Розовского. 12 и 13 ноября в спектакле «Песни нашей коммуналки» ведущие актеры театра исполнят более 40 шлягеров 30-60-х годов. Причем спектакль создавался для людей всех возрастов и интересов, а отнюдь не для какого-то особенного зрителя. Как сказал сам режиссер-постановщик Марк Розовский: «Мы, конечно, театр для избранных, но прелесть в том, что этими избранными могут быть все». На протяжении двух часов на сцене происходит чудо единения, веселья и доброты, воссоздается щемяще-грустная атмосфера тихих вечеров старого московского дворика, зрители объединяются в одну добрую компанию и вспоминают юность, свой двор, первых друзей и первую любовь. 14 и 15 ноября спектакль «Гамбринус» (мюзикл в 2 частях по мотивам повести А. Куприна) перенесет зрителей в портовый кабачок Одессы в начале ХХ века. События, происходящие в мире, – еврейские погромы, русско-японская война, революция 1905 года – трагически отражаются на судьбах посетителей кабачка «Гамбринус» и главного героя – скрипача-виртуоза Сашки (которого играет профессиональный скрипач). В спектакле много музыки (русской, цыганской, еврейской), песен и танцев. 16 и 17 ноября будет представлен спектакль «Роман о девочках», поставленный по пьесе Владимира Высоцкого. Эта постановка – о времени, в котором мы жили раньше, а кто-то продолжает жить и сейчас. Об отчаянии. О любви, которая не получилась. Спектакль очень многолик, как и вся наша жизнь, и эта многоликость существует на сцене благодаря прежде всего песням Высоцкого. Причем Марк Розовский специально выдержал дух студийности благословенных 60-х, чтобы отразить почерк и стиль родной для Высоцкого «Таганки»… |
ВЫСТАВКИ Художественная галерея «Ирена» презентовала новый проект – групповую выставку «Преображение». Главная героиня всех экспозиционных работ – прекрасная бабочка, которая появляется из уродливой гусеницы. Это природное преображение, по словам директора галереи Ирины Асачей, «метафора нашей надежды на будущее: то, что сейчас нас окружает, переродится во что-то лучшее». Этой идее и посвящена выставка, на которой представлено 17 работ одиннадцати авторов. Среди них – и живопись, и коллажи, и скульптуры. Одними из наиболее интересных являются два коллажа Татьяны Волошиновой. Ее работы – визуальное изображение снов, когда один образ наплывает на другой, видения и фантазии смешиваются с воспоминаниями и образуют фантасмагорическое полотно. Это как бы «фотография» подсознания. Самая молодая художница, принимающая участие в выставке, – Марина Ольхова, выпускница Национальной академии украинского искусства и архитектуры, отдающая предпочтение оформлению книг, в частности, сказок. В экспозиции представлено три ее работы – рисунки к книге Л. Квитко «Здравствуйте» и к народной эскимосской сказке «Сказка о маленьком мышонке». Корифеем в скульптуре выступает Михаил Цветков, представивший бронзово-деревянную работу «Бабочка». Еще одна скульптура с аналогичным названием – металлическая работа Петра Дроздовского. Его бабочка больше напоминает механическую игрушку, чем настоящее насекомое, а ее гипертрофированные размеры являются своеобразным предупреждением неправильного развития человечества. А вот работа «Утренняя мелодия, звук воды» Зои Небожатко – очень простая и традиционная живопись. Бело-розовая с бежевым оттенком гамма картины успокаивает и завораживает. Выставка продлится до 23 ноября. Адрес галереи: ул. Артема, 35. |
ВЫСТАВКИ В Киеве продолжается выставка живописи «Столетие Цаймерта» – объемная многоплановая экспозиция полотен крупнейшего современного французского художника. Экспозиция демонстрируется в Музее русского искусства и Французском культурном центре. Не примыкая к какому-либо из современных художественных течений, Кристиан Цаймерт свыше четырех десятилетий создает собственные оригинальные полотна. Существуя вне влияния капризной изменчивой моды, он творит свой самодостаточный мир, исполненный внутренних закономерностей и по духу являющийся «плотью от плоти» французской культуры. Живописная манера художника зиждется на грани реализма (впрочем, не имеющего абсолютно ничего общего с академичностью), иронии и каламбура. Некоторые из работ Кристиана Цаймерта можно рассматривать как иллюстрации к устоявшимся франкоязычным фразеологизмам и лингвистическим клише, иные – как пародии на известные полотна мастеров прошлого. Истоки же, глубинные корни дарования художника, по мнению искусствоведов, уходят в толщу национальной народной культуры. Он работает очень тщательно и достаточно неспешно. Нередко толчком к созданию художественных полотен становится труднопереводимая на любой иной язык игра слов, в оригинале рождающая целый ряд образных и лингвистических ассоциаций. К примеру, одна из работ Кристиана Цаймерта, названная им «Bonjour, monsieur courbe» (Ж. Д. Г. Курбе – великий французский живописец XIX века), в переводе на русский означает «Добрый день, коленопреклоненный господин». Французский искусствовед Ж. Ляско считает, что именно слово, которое «должно хоть на короткое мгновенье заинтриговать и рассмешить художника», нередко становится первотолчком, пробуждающим творческую фантазию великого живописца. По словам Ж. Ляско, часто именно «благодаря игре слов для Кристиана Цаймерта становится возможным создание полотна». Художник без устали отдает свою энергию, волю, годы жизни и работы художественному оформлению этих «шуток», превращая их силой своего уникального дарования в подлинные шедевры. Выставка «Столетие Цаймерта» организована при поддержке Посольства Франции в Украине. Она продлится до 10 декабря. Адрес Музея русского искусства: ул. Терещенковская, 9; Французского культурного центра: ул. Горького, 104. |
ВЫСТАВКИ В галерее «Ателье Карась» продолжается выставка живописи «Проникновение в сокровенное», которая является частью масштабного художественного проекта «Диалог с цитатой». На выставке представлены 19 новых работ семнадцати известных отечественных живописцев, созданных ими специально для этого проекта. По словам сотрудника галереи искусствоведа Оксаны Семеняк, цель данной экспозиции – не только знакомство с новыми полотнами украинских художников. Выставка несет и совершенно определенную концептуальную «нагрузку», помогая зрителю приблизиться к сокровенной сущности искусства, прочувствованной и воссозданной в художественной форме различными мастерами. Эпиграфом к «прочтению» и постижению экспозиции является высказывание известного российского философа П. Успенского: «Из того лабиринта противоречий, в котором мы живем, нет иного выхода, кроме совершенно нового пути, непохожего ни на один из тех, которые были нам известны и которыми мы пользовались. Но где начинался этот новый или забытый путь – этого я не мог сказать. Тогда мне уже был известен тот несомненный факт, что за тонкой оболочкой ложной реальности существует иная реальность, от которой в силу каких-то причин нас нечто отделяет. «Чудесное» и есть проникновение в эту неведомую реальность». Эта «неведомая реальность» – зовущая, манящая – совершенно индивидуально интерпретируется и соответственно «прочитывается» в работах каждого из участников экспозиции: в таинственно мерцающем диптихе Александра Матвиенко «Жар-птица», великолепных, исполненных внутренней свободы работах Василия Бажая («Диптих» и серия «Хутор «Сида»), изысканном и благородном по колориту полотне Тараса Табаки «Бегство в Египет», экспрессивной, обладающей колоссальной внутренней энергетикой «Живописи» Тиберия Сильваши. И как всегда, интригует очередная работа Андрея Блудова «Город и океан»: сквозь кажущуюся абстракцию в ней четко просматривается динамичный многоплановый фигуратив. Выставка «Проникновение в сокровенное» продлится до 4 декабря. Адрес галереи «Ателье Карась»: Андреевский спуск, 22а. |
ВЫСТАВКИ Художественная галерея «Одекс Плюс» совместно с Всеукраинским фондом воссоздания выдающихся памятников историко-архитектурного наследия им. Олеся Гончара представляет выставку Владимира Олифиренко «420о ART SPACE». Искусство пространства». Более трех десятков живописных и графических работ, экспонирующихся на выставке, по замыслу автора должны «расширить» обычные представления зрителя о пространстве. Ибо Владимир Олифиренко своим творчеством пытается доказать, что art space – художественное пространство – объемнее реального. Опытный мастер, активно сочетающий работу в таких разных жанрах, как живопись, станковая и книжная графика, графический дизайн, архитектура и скульптура, Владимир Олифиренко в данной серии работ достаточно убедительно выразил столь спорную «оптическую» идею. Во всяком случае серия его работ, представленная в галерее «Одекс Плюс» – где-то ироничная и остроумная, где-то отстраненно-холодноватая, органично сочетающая фигуратив и абстракцию, стильная и привлекательная целым рядом колористических решений, – ненавязчиво приглашает поразмыслить о соотношении реального и арт-пространства. Выставка «420о ART SPACE». Искусство пространства» продлится до 18 ноября. Адрес художественной галереи «Одекс Плюс»: ул. И. Мазепы (Январского восстания), 21, корпус 20, второй этаж. |
КИНО На украинском лицензионном видеорынке появился фильм самого известного «короля исландского кино» Фридрика Тора Фридриксона «Ангелы вселенной». Фридриксон создал кинофестиваль в Рейкьявике, а также первый и единственный в Исландии журнал о кино. Пропагандировал арт-фильмы и первым начал таковые снимать. Его шестая (и последняя на сегодня) полнометражная картина «Ангелы вселенной» усилила внимание к исландскому кинематографу: фильм был номинирован на соискание приза американской киноакадемии «Оскар», получил два «Феликса» Европейской киноакадемии и десять призов на различных фестивалях. У себя на родине «Ангелы…» побили все кассовые рекорды, но в других странах такого успеха не было – из-за психологически сложного и явно депрессивного сюжета. …Главный герой, брошенный своей девушкой, сходит с ума и попадает в психиатрическую лечебницу. Но оказывается одаренной творческой личностью – гениально рисует и сочиняет стихи. Однако общество его не понимает и не воспринимает, и в этом его трагедия. «Между мной и миром стоит огромная стена, построенная самим миром», – говорит главный герой. И эту стену ему так и не удалось разрушить… Фридриксон рассказывает реальную трагедию, случившуюся с братом его друга. Режиссер наполняет историю глубоким философским смыслом. «Шизофрения – это не рак, это нечто, что вычеркивает вас из общества. Общество не сочувствует сумасшедшим. Люди сочувствуют только больным, которых можно вылечить, которым можно что-то отрезать, а сумасшедший вроде как сам виноват, что сошел с ума», – делает вывод Фридриксон. Своим фильмом он пытается изменить отношение общества к таким людям. «Безусловный шедевр», как назвали фильм критики, помог сделать таким и исполнитель главной роли – Ингвар Эггерт Сигурсон. За свою роль он уже получил четыре приза. |
КИНО В кинопрокат Украины выходит «Искусственный интеллект» Стивена Спилберга. Новая картина одного из самых известных и чтимых кинотворцов США – особенна. Во-первых, потому что заявлена не как фильм действия (специализация режиссера), а как социальная фантастика с философским подтекстом. А во-вторых, потому что идею постановки этой картины задумал еще 18 лет назад режиссер Стенли Кубрик, соотечественник Спилберга, в свое время расширивший границы кино картинами «Космическая одиссея 2001 года» и «Механический апельсин». В начале 80-х Кубрик, прочитав рассказ Брайана Олдиса «Суперигрушки в продаже все лето», стал думать над идеей фильма-предостережения. Фантастический мир будущего, придуманный Олдисом, – мир после глобального потепления, вызвавшего таяние полярных льдов и затопление большей части суши. Технический прогресс привел человечество к черствости и бездуховности. Кубрик хотел вывести мораль: только добро и любовь могут спасти мир. Но воплотить свою идею не успел. Однако успел обсудить свои задумки со Спилбергом. В воплощении Спилберга «Искусственный интеллект» оказался некой футуристической притчей, показывающей вполне актуальные проблемы современного человечества. Надеждой (надеждой ли? – одновременно спрашивает режиссер) в фильме выступает появление искусственного разума и механических людей, которые могут любить. Главный герой – первый робот, способный чувствовать… |