В Колонном зале им. Н. Лысенко Национальной филармонии Украины 10 ноября выступает известный пианист, лауреат международных конкурсов профессор Борис Блох (Германия).

КОНЦЕРТЫ

В Колонном зале им. Н. Лысенко Национальной филармонии Украины 10 ноября выступает известный пианист, лауреат международных конкурсов профессор Борис Блох (Германия).

Один из наиболее одаренных воспитанников всемирно известного Дмитрия Башкирова Борис Блох в самом начале семидесятых, после окончания Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского, уехал на Запад. После резонансных побед на международных конкурсах молодых исполнителей в Нью-Йорке (1976 г.) и им. Ф. Бузони в Больцано (Италия, 1978 г.) к нему пришло международное признание.

Сегодня в международном музыкальном рейтинге Борис Блох принадлежит к исполнителям «первого ряда». Искусство пианиста в 1989 году было отмечено золотой медалью Общества Ф. Листа в Вене, а в 1990 г. Общество Ф. Листа в Будапеште наградило музыканта «Гран При ду Диск Лист» за лучшую запись года.

Перед киевской публикой Борис Блох исполнит Концерт для фортепиано с оркестром А. Дворжака. Сочинение, созданное выдающимся чешским композитором в пору расцвета его дарования, крайне редко звучит в наших концертных залах. Музыка же этого композитора пленяет мелодическим богатством, искренностью, теплотой, задушевностью и сердечным лиризмом.

Во втором отделении концерта прозвучит Симфония №5 А. Глазунова. Классик российской культуры, чью музыку академик Б. Асафьев сравнивал с «весенним разливом благодатно раскинувшейся полноводной реки», в этом сочинении достигает оптимального соотношения монументального и лирического начал. Мужественная и светлая музыка симфонии словно внушает мысль о неизменном торжестве добрых начал – справедливости, красоты и любви.

В концерте принимает участие Национальный симфонический оркестр Украины под управлением Виктора Плоскины.

ТЕАТР

Французский культурный центр 12 ноября в Киевском государственном театре оперетты представляет балетную труппу «Азани» (Франция) со спектаклем «От берега к берегу».

Древнее название Африки – Азани – идеально проецируется на название труппы, созданной в 1992 году хореографом и танцовщиком Фредом Бандонге и джазовым музыкантом Арески Гамитушем. Обоих объединила эстетическая идея, буквально «витающая в воздухе» европейского художественного процесса последнего десятилетия: синтезировать в рамках определенных проектов различные традиционные этнические и современную культуры, смодулировав их в общее сценическое пространство, в целостный звуковой и хореографический ряд.

Особое влияние на формирование эстетического кредо созданной труппы оказали работы известного философа и культуролога Эдуарда Глиссана, в которых он утверждал: «Одна из самых очевидных задач современного искусства – содействие подсознательному осознанию человечеством факта, что человек человеку не враг; мы просто разные, и, контактируя друг с другом, мы не саморазрушаемся. Мы просто изменяемся, становимся иными, но это не имеет никакого отношения к обезличиванию каждого из нас».

В творчестве Фреда Бандонге эта идея воплотилась в музыкально-хореографических синтетических спектаклях далеких (географически) этнокультур, а балет «От берега к берегу» возник как ответ на вопрос Эдуарда Глиссана: «Как остаться самим собой, не отворачиваясь от другого человека, как раскрыться перед ним, не утратив самого себя?». Балет рассчитан на четверых танцовщиков (кроме самого Фреда Бандонге, хореографические партии исполняют Гарри Альберт, Альберто Гечеваррия и Рюи Морейра), которые посредством особой пластической системы открывают безграничный мир танцевальных культур Гваделупы, Кубы, Бразилии и Камеруна.

Неотъемлемая и очень важная в смысловом отношении часть спектакля – музыкальный ряд, восходящий к первоистокам джаза: африканским этническим ритмам и мелодиям. Следует отметить, что балетная труппа «Азани» работает не под фонограмму, а в сопровождении «живых» инструментов, и музыканты в этом коллективе – полноправные участники спектаклей. В балете «От берега к берегу» принимают участие четыре инструменталиста: Тьерри Деррьен, Антонио Козар, Арески Гамитуш, Марк Лорас и певица Ланди Андриам.

Спектакль «От берега к берегу» также будет показан 9 ноября в Днепропетровске в театре им. Т. Шевченко.

ТЕАТР

В помещении Академического театра русской драмы им. Леси Украинки 8 и 9 ноября состоятся гастроли московского театра Ленком.

Ленком привозит в Киев две комедии драматурга и режиссера Александра Галина. Он же является режиссером-постановщиком спектаклей.

8 ноября будет представлен спектакль «Sorry…», созданный по пьесе о новой эмиграции как эксцентрическая комедия, в которой два главных героя – Он и Она. Покинув Россию много лет назад, Он возвращается на родину. Он приехал за бывшей подружкой, однокурсницей по филфаку, которая работает теперь санитаркой в морге. Жених богат, у него нет проблем, кроме одной – уговорить невесту уехать с ним. Самолет улетает завтра, а у нее сегодня ночное дежурство – работа, которую она боится потерять… Смешное и грустное в этой пьесе переплетается так стремительно и незаметно, что иногда даже непонятно, где смеяться, а где плакать. А такие великолепные актеры, как Инна Чурикова (Она) и Николай Караченцев (Он) до такой степени органичны в этом трагикомическом фарсе, что грань между вымышленными театральными героями и современной жизнью совершенно стирается. И зритель сопереживает им как своим друзьям и родственникам, которые тоже могли оказаться гражданами другой страны и пережить те же чувства.

9 ноября Ленком представит спектакль «Чешское фото».

…Два друга встретились после 30-летней разлуки. Когда-то оба были фотографами, делали художественные портреты обнаженной натуры. Одну из таких работ – для нее позировала актриса областного театра, в которую оба были влюблены, – напечатал известный в 60-е годы журнал «Чешское фото». В результате друзья были арестованы, но один из них предал другого и бежал. В наши дни он стал миллионером, а другой так и остался скромным фотографом. И вот теперь они ждут ту самую актрису, которая им позировала, а позже стала женой неудачника… Угасшие было страсти разгораются вновь.

Оба спектакля являются совместными постановками театра Ленком и Российского театрального агентства.

Гастроли организованы компанией «Офир».

КИНО

Один из самых скандальных и титулованных фильмов года – «Пианистка» – выходит в кинопрокат Украины 9 ноября.

В мае этот франко-австрийский фильм получил сразу три приза Каннского кинофестиваля – Гран-при жюри и премии за лучшую женскую и мужскую роли. А известный российский критик Елена Плахова назвала «Пианистку» «первым по-настоящему значительным фильмом XXI века». Эта картина принесла сверхпопулярность австрийскому театральному и кинорежиссеру и сценаристу Михаэлю Ханеке, снявшему до этого 19 телевизионных и полнометражных фильмов и поставившему несколько спектаклей. После победы в Каннах ему сразу предложили снять крупнобюджетную картину.

«Пианистка» – это протест против существующих общественных норм, затягивающих человека в клетку обыденности и безысходности. По идее Ханеке рамки правил столь сильно сдавливают человека, что порождают неизлечимые психические отклонения. Этот пугающий вывод как раз и вызвал скандал, который мог стать еще больше, если бы вывод сделал сам режиссер. На самом деле он взят из книги писательницы Эльфриды Елинек, пережившей все то, что переживает героиня «Пианистки« Эрика. Она находится под постоянным надзором матери, каждый ее шаг контролируется с самого детства. Детская травма, когда мать заставила девочку изучать ненавистную ей музыку (таким образом Ханеке наносит удар традиционному австрийскому воспитанию), переросла во взрослые проблемы. В итоге Эрика, сорокапятилетняя учительница музыки, днем преподает курс фортепиано в консерватории, а вечером посещает стриптиз-бары и секс-шопы садо-мазохистической направленности. Драма одного человека становится трагедией двух, когда студент Эрики, красавчик Вальтер, решает соблазнить свою учительницу, не подозревая о ее мазохистских наклонностях и душевных комплексах. «Чистая трагедия в наше время вряд ли возможна, – говорит исполнительница главной роли именитая французская актриса Изабель Юппер. – Только трагифарс. Что касается мазохизма – то он, скорее, метафора боли и одиночества. Люди обычно стараются не думать о столь интимных вещах, отгородиться от них.» Предельная откровенность и пугающая убедительность вынесенных режиссером на всеобщее обозрение вещей и детальное их препарирование вызвали противоположные реакции – одних фильм возмутил, других заставил задуматься. Юппер говорит, что роль Эрики помогла ей раскрепоститься.

КНИГИ

Два произведения двух известных авторов – украинского Юрия Андруховича и польского Анджея Стасюка – составили недавно вышедшую книгу «Моя Европа».

Это два взгляда очень популярных в своих странах писателей Андруховича и Стасюка на Европу. Каждый из них объездил не одну страну и собрал много разных исторических и псевдоисторических фактов, вымышленных и реальных историй, на основе которых и созданы произведения.

Эссе Стасюка «Корабельный дневник» – это глубокий и сложный экскурс в настоящее Старого Света. Автор начинает с географической справки, постепенно углубляясь в историю Европы, причем приводит много познавательных фактов. Авторские шутки, иногда ирония, придают прозе Стасюка несколько вольный характер, и читается она очень легко. Важным моментом в эссе «Корабельный дневник» является атмосфера. Чувствуется, что Стасюк говорит о Европе с любовью, нежно называя ее «моя Центральная Европа».

В отличие от Анджея Стасюка Юрий Андрухович в своей «Центральновосточной ревизии» говорит о прошлом – и нашей страны, и своего рода: «Я нiчого не вартий без моєї пам’ятi, це така країна, де в мене надто багато всього (рядки поетiв, вино руїн, перша любов, остання любов, сотня мiст, в яких я залишався назавжди, в моїй пам’ятi батько, веранда, двi колоди карт), надто багато всього, без чого немає, не було б мене».

Проза Андруховича максимально образна и честна, а его лаконичные предложения полны ассоциаций и глубокого смысла. Фразы кажутся магическими, они околдовывают своей красотой, образностью и стилистической многогранностью. Из-за этого произведения писателя (и это касается не только последней книги) кажутся идеальными, что и способствует успеху автора.

ВЫСТАВКИ

В художественной галерее «НЕФ» Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника продолжается персональная выставка живописи Анатолия Мельникова.

Это первая персональная выставка молодого талантливого живописца, и в определенной степени она подводит итоги его художественных поисков, находок и достижений. Внимательному и вдумчивому зрителю предоставляется прекрасная возможность «разглядеть» показанного «крупным планом» интересного, неординарно мыслящего живописца, поскольку экспонируемые картины в полной мере отражают амплитуду художественных пристрастий Анатолия Мельникова.

Работы выполнены в различных жанрах, стилях и техниках: тут полотна и философско-мистического характера, и мифологического, а также натюрморты, в которых автор намеренно сопоставляет различные времена и эпохи, превращая определенные структурные элементы в некие художественные символы. И все же при всей тематической и жанровой «полифонии» экспозиции в центре внимания Анатолия Мельникова – человек, его внутренний мир, отраженный сквозь призму мистерии творчества.

На выставке представлено 20 работ художника. Она продлится до 30 ноября. Адрес художественной галереи «НЕФ»: г. Киев, ул. И. Мазепы (Январского восстания), 21, корпус 20.

ВЫСТАВКИ

Художественная галерея «Город N» 7 ноября представляет выставку известного украинского художника Алексея Шевчука.

Шевчука знают и как художника-живописца, и как художника-дизайнера, и как скульптора. Экспозиция в галерее «Город N» в полной мере представит зрителю все таланты художника: выставка будет состоять из картин, скульптур и художественно выполненной мебели, объединенных замысловатым и концептуальным названием «поЭТИка проСТРАНСТВА». Определения этих слов по Далю оказались очень близкими по сути к философии творчества самого Шевчука. («Поэтика» – поэтическое искусство…, «пространство» – состояние или свойство всего, что простирается…). Художник говорит: «Меня интересует скульптурность объектов, поэтика дизайна. Я не ставлю четкую грань между, например, созданием скульптуры и созданием мебели. И то, и другое – творчество, одно вытекает из другого, взаимодополняет его, создает некую целостность». Мебель Шевчука скульптурна, а его скульптуры могут быть расценены как декоративная мебель. Кстати, одна из трех созданных художником за 2000 и 2001 гг. коллекций «Блестящий город» представляет собой как раз концептуальное соединение того и другого. Как пример, композиция «Сон о ежике»: стеклянный стол с фигурными ножками-колоннами, между которыми стоят и сидят человечки. Идея в том, что и стол, и скульптуры могут существовать отдельно друг от друга и находиться в любом углу квартиры, являясь частью внутреннего декора жилья. «Человечки, – сказал художник, – как бы незавершенны, и их движения, их позы – это игра в воображение, когда зритель может представлять себе то, что делает каждый из них.»

Произведениями искусства и чисто утилитарными предметами быта могут быть коллекция кожаных табуреток в виде пятнистых черно-белых коров (удостоена диплома «За лучшую коллекцию детской мебели» на последней выставке «Арт-мебель-2001», Россия).

Живопись Шевчука будет представлена 20 работами, датированными последними годами. В их основе – национальная тематика и глубоко философские идеи. Рисуя их, художник размышляет о Боге, о жизни. Они колоритны и ярки, а оригинальная техника ставит их особняком в череде картин других живописцев. Использованные художником в некоторых работах гротеск и гипербола вызывают двойственные чувства. С одной стороны, комичность сюжетов картин веселит зрителя, а с другой – она доносит общий философский замысел.

Выставка продлится до 21 ноября.

Адрес галереи: г. Киев, ул. Владимирская, 46.

ВЫСТАВКИ

В киевском Музее культурного наследия при поддержке компаний «Фармако» и «Укргазконтракт», посольства США в Украине, Музея истории Киева, агентства «ПРактик», медиа-поддержке журнала «Компаньон», телеканала ICTV и радио «Ностальжи» проходит выставка живописных, графических и видеоработ известного художника Александра Ройтбурда «Распятый Будда».

Отечественные и зарубежные искусствоведы называют Александра Ройтбурда звездой современного искусства и самым известным представителем так называемого украинского постмодернизма. На его счету участие в более 100 национальных и международных выставках и проектах, в том числе и в широко известном в мире Биеналле (Венеция). Работы Ройтбурда представлены в экспозициях Музея современного искусства в США, Третьяковской галерее, Музее Циммерли (США), а также во многих частных коллекциях. Сейчас художник живет и работает в США.

На выставке «Распятый Будда», которую художник посвятил десятой годовщине современного искусства в независимой Украине, представлено 10 живописных и несколько графических и видеоработ Александра Ройтбурда. Несмотря на небольшую экспозицию, в нее, по словам художника, вошли самые знаковые и принципиальные для него работы. Изображенные на картинах образы полны аллегорий и подталкивают зрителя к раздумьям о сути жизни. Александр Ройтбурд говорит, что воплотил на полотне собственные нереализованные желания и фантазии.

Выставка продлится до 27 ноября.

КИНОРЕЙТИНГ

На украинском видеорынке появилось четыре фильма из десятки самых прибыльных фильмов США по итогам прошедшего уик-энда.

Исторический костюмный триллер «Из ада» является экранизацией одноименного романа Алана Мура, посвященного событиям конца XIX века, когда в Англии зверствовал Джек Потрошитель. Название романа – это подпись писем убийцы, которые он посылал в лондонскую газету «Таймс». «Существует несколько теорий, кем был Джек Потрошитель, – говорит исполнитель главной роли Джонни Депп, – и эта одна из лучших. Замешано правительство, люди английского высшего общества, королевская семья.» Депп играет инспектора Фреда Эбберлайна, расследующего в 1888 году цепь убийств проституток в бедном лондонском квартале Уайтчейп. По мере расследования он находит свидетеля, девушку Мэри. Возникшее чувство между детективом и свидетельницей придает триллеру оттенок мелодрамы…

Известный режиссер Барри Левинсон («Хвост машет собакой», «Человек дождя») свой новый фильм «Бандиты» также поставил по реальным событиям. Два друга для воплощения своей мечты – построить ночной клуб – не гнушаются нарушать закон. Оказавшись в тюрьме, они начинают мечтать о другом… После побега они грабят банки и берут в заложники журналиста, видя себя уже в лучах скандальной славы. Роли бандитов исполнили Брюс Уиллис и Билли Боб Торнтон, актерскую пару которых критики успели окрестить одним из лучших дуэтов этого года. В фильме также задействованы Кейт Бланшет («Елизавета») и Энн Хеч («Шесть дней, семь ночей»), а также Той Гэррит, известный лишь тем, что является сыном Джейн Фонды и нынешнего сенатора штата Калифорния Тома Хейдена.

Картина «Тренировочный день» поставлена по сценарию Дэвида Эйера, который прежде чем создать его, много времени общался и с полицейскими, и с бандитами. «Мне действительно хотелось заглянуть за ширму, – говорит сценарист, – и понять, что значит быть полицейским в наше время и как на это смотрит общество.» Главный герой фильма, полицейский-новичок Джейк Хойт (Итон Хоук), начинает свою службу в лос-анджелесском отделе по борьбе с наркотиками. Его напарник – опытный полицейский Алонзо Харрис (Дензел Вашингтон). Однако Алонзо уже давно ведет двойную игру: борясь с наркодилерами, он одновременно и работает на них. Молодому полицейскому нужно сделать выбор: с кем быть? Один из продюсеров фильма сказал: «Эта картина о выборе, который должен сделать герой в своей жизни, а зритель должен сделать свой».

Еще одна картина – «Интуиция» – уже вошла в историю как фильм, в котором в последний раз появились башни-близнецы Всемирного торгового центра в Нью-Йорке. События малобюджетной мелодрамы происходят именно в этом городе и крутятся вокруг двух в прошлом однокурсников Сары и Джонатана. Жизнь развела их в разные стороны. Сейчас они вполне обеспеченные люди, готовящиеся связать себя узами Гименея. Но обоих грызут сомнения: оба не могут забыть одну-единственную ночь, проведенную вместе во времена учебы в колледже… Героев сыграли восходящая звезда Голливуда Кейт Беккинсейл, «засветившаяся» в «Перл-Харборе», и Джон Кьюсак, известный нашему зрителю по картине «Быть Джоном Малковичем».

Залишити відповідь