КОНЦЕРТЫ В Национальном доме органной и камерной музыки Украины 4 ноября выступает известная канадская певица Галина Ваверчак (меццо-сопрано). Артистка, с большим успехом гастролировавшая по крупнейшим культурным центрам Канады и США, в Украине выступит впервые. Выпускница Монреальского университета «Конкордия» (который она закончила по классам вокала и хорового дирижирования) представляет программу не совсем обычную для наших концертных залов. Помимо солидного «блока» украинской романсовой литературы, в ней будут и редко звучащие в Украине сочинения мировой музыкальной классики, и исполняющиеся впервые произведения. К последним, например, относится вокальный цикл чешского композитора А. Дворжака «Цыганские мелодии». Произведение, практически неизвестное отечественным меломанам, по своим художественным качествам – проникновенности, выразительности и обаянию – вполне способно пленить и очаровать самого взыскательного ценителя классики. Настоящим открытием для слушателей станут и «Четыре духовные песни» И. Брамса. Одно из последних сочинений выдающегося немецкого композитора, вводящее в совершенно особый мир, исполненный чистоты, благородства, глубины мыслей и чувств, прозвучит впервые в Украине. Посвященный музыке украинских композиторов большой раздел второго отделения программы обязан этническим корням Галины Ваверчак – она родилась в Канаде в семье этнических украинцев. Певица обратилась к лучшим страницам отечественной камерно-вокальной лирики, представив ее сочинениями Н. Лысенко, К. Стеценко, А. Кос-Анатольского, Л. Ревуцкого и Ю. Мейтуса. В заключение выступления прозвучит несколько миниатюр канадских композиторов – Л. Флеминга, А. Фортье и С. Скотта. Все с пометкой «первое исполнение в Украине». Все произведения в концерте будут исполняться на языках оригиналов (Галина Ваверчак владеет девятью языками), что даст возможность слушателям максимально приблизиться к аутентичности материала насыщенной и многообразной программы. В концерте также принимают участие солистки органного зала Екатерина Лебедева (фортепиано) и Валерия Балаховская (орган). |
КОНЦЕРТЫ Ансамбль «Киев-брасс» представляет в Национальном доме органной и камерной музыки Украины 5 ноября программу, посвященную 100-летию со дня рождения Луи Армстронга. Концерт состоится при поддержке Посольства США в Украине. Известный историк джаза М. Уильямс однажды сказал: «Мы должны забыть ранние исторические концепции, рассматривавшие джаз 1920-х и 1930-х годов с географической точки зрения, например, такие термины, как «новоорлеанский стиль», «чикагский стиль», «нью-йоркский стиль», «стиль Канзас-Сити» и так далее. Теперь уже, пожалуй, ясно, что с конца 1920-х годов … в джазе господствовал стиль Луи Армстронга». Век джаза – век Армстронга. Ибо он исполнил практически все, чем был славен век джаза: старинные блюзы и спиричуэлсы, музыку из мюзиклов и кинофильмов, сочинения композиторов-современников. Петь с ним почитали за честь едва ли не все выдающиеся певицы Америки: от Эллы Фицджеральд до Барбары Стрейзанд, а играть – очень многие знаменитые музыканты. Для них это означало «пройти академию Армстронга». Он воистину стал символом джаза: золотая труба, а за ней – обаятельное лицо, ликующее и страдающее одновременно. И совершенно уникальный «горловой» голос, в котором слились воедино горести, восторги, лукавый юмор – неповторимая, богатейшая палитра эмоций… Напомнить киевским слушателям об этом гениальном джазовом музыканте решили участники ансамбля «Киев-брасс», в состав которого входят молодые талантливые исполнители: лауреат международных конкурсов Андрей Илькив (первая труба и руководитель коллектива), Геннадий Шепель (вторая труба), Михаил Желизняк (валторна), Сергей Кашин (тромбон) и лауреат Всеукраинского конкурса Павел Сиротюк (туба). В программе их выступления сочинения как самого Луи Армстронга, так и произведения композиторов-современников, входившие в его репертуар: Дж. Гершвина, Д. Эллингтона, Л. Бернстайна, Б. Гудмена. Руководитель проекта – один из лучших киевских специалистов по джазу Андрей Белоусов. |
КОНЦЕРТЫ В Колонном зале им. Н. Лысенко Национальной филармонии Украины 31 октября состоится концерт цикла «Искусство фортепианной игры», в котором выступает народная артистка России, лауреат международных конкурсов, профессор Элисо Вирсаладзе (Россия). Концерт состоится при поддержке Фонда содействия развитию искусств. Пианистке масштабного самобытного дарования просто было написано на роду играть на рояле. Она родилась и выросла в семье профессиональных музыкантов. Бабушку, профессора Тбилисской государственной консерватории А. Д. Вирсаладзе по праву считают главой грузинской пианистической школы. «Я никогда не думала о том, – призналась г-жа Элисо, – стану или не стану концертирующей пианисткой. Просто играла, потому что люблю музыку.» И уже одно из первых выступлений молодой пианистки на втором Международном конкурсе им. П. И. Чайковского не только пленило представительное жюри, но и принесло искренние симпатии и любовь публики. Критики же единодушно отмечали такие качества дарования Элисо Вирсаладзе, как поэтичность, романтическая взволнованность, удивительное обаяние и непосредственность. За годы, прошедшие с тех пор, талант Элисо Вирсаладзе окреп и в полной мере раскрылся, а ее искусство завоевало международное признание и успех. Перед киевской публикой пианистка исполнит Концерт №3 до минор для фортепиано с оркестром Л.-В. Бетховена. Любимая композитором тональность до минор, традиционно трактуемая им как героико-драматическая, определила образный строй сочинения: суровая, аскетическая тематика, мужественная лирика в первой части, мягкая, оплетенная кружевом фиоритур вторая часть и изумительная изобретательность в преображении тематики в финале. Во втором отделении прозвучит Симфония №2 ми мажор Л. Ревуцкого – классика отечественной музыкальной культуры, и фрагменты из балета А. Хачатуряна «Гаянэ», пленяющие то светлой окрыленностью и проникновенностью, то безудержным порывом и страстностью. В концерте принимает участие симфонический оркестр филармонии под управлением заслуженного деятеля искусств Украины Николая Дядюры. |
КИНО На украинском видеорынке появилась англо-франко-итальянская картина «Защита Лужина» – экранизация одноименного романа гениального писателя Владимира Набокова. …1929 год. В небольшой курортный городок в Северной Италии на чемпионат мира по шахматам приезжает потомок аристократической русской семьи, один из величайших шахматных гениев мира Александр Лужин. Он нелюдим и думает исключительно о шахматных комбинациях. Но лишь до тех пор, пока не встретил скромную милую девушку… Картина кардинально отличается от произведения Набокова как в деталях, так и в главном – идее. Так, в романе Набокова очень мало имен: писатель мастерски их обходил, придавая каждому герою особенные черты, по которым и узнавал его читатель. В фильме имена есть. Но у Набокова нет той мелодраматичности, которую вложила в фильм испанский режиссер, лауреат «Оскара» Марлен Горрис. Главное в романе – шахматы и трагедия существования таланта в мире, в котором никому этот талант не нужен, – Горрис просто опустила, выдвинув на первый план отношения мужчины и женщины. Структурно фильм поделен на две части: прошлое и настоящее. Картина начинается с настоящего, которое периодически перебивается гнетущими воспоминаниями о детстве и юношестве главного героя. Весь сюжет крутится вокруг двух увлечений Александра: шахмат и девушки Наталии. Горрис говорит: «Меня заинтересовала неспособность человека жить двумя страстями… В «Защите Лужина» меня в первую очередь привлекла возможность показать, как две страсти могут разорвать человека на куски». Благодаря актерам, играющим Лужина и Наталию (Джону Туртурро и Эмели Уотсон), фильм являет собой нечто большее, чем обычная мелодрама. Горрис говорит о Туртурро и Уотсон: «Джон исполнил роль Лужина так убедительно, что теперь я не могу представить этого персонажа другим. Он – актер, обладающий способностью предельно сосредоточиться на роли, во время съемок он сделал реальным духовный мир, в котором жил Лужин. А Эмели создала особую атмосферу в фильме. Ее актерская игра придает эмоциональную глубину, чего не смогла бы добиться актриса меньшего таланта». |
КИНО Со 2 ноября в украинский прокат выйдет совместный японско-американский фильм «Последняя фантазия», созданный с использованием принципиально новой технологии, заявленной как технология будущего. «Последняя фантазия» – лишь очередная экранизация одноименной компьютерной игры. Но фильм уже вошел в историю благодаря тому, что это – первая в мире художественная лента, полностью созданная на компьютере. От мультфильма ее отличает предельная реалистичность людей, их движений и речи. Один из кинокритиков, увидевший этот фильм на кинофестивале в Локарно (Италия), написал: «Фантазия» – зрелище почти галлюциногенное. Ее гиперреалистичные герои слишком совершенны. Подобные фильмы внушают беспокойство не только звездам класса «А», рискующим остаться не у дел, – они наталкивают мысли о бунте машин, которые когда-нибудь устранят людей и придумают свой идеальный мир». На то чтобы перенести компьютерную игру на кинопленку и при этом не использовать живую игру актеров, создатели израсходовали $145 млн. Идею очень долго вынашивал разработчик одноименной и самой популярной игры в мире, японский режиссер и продюсер фильма Хиронобу Сакагучи. «Когда стартовала «История игрушек», – говорит он, – мы уже были готовы. «Приключения Флика» и «Динозавр» уже были на горизонте. Но я тогда решил определить некоторые различия, проработать свои идеи, чтобы через 3 года они казались свежими.» Четыре года он вместе с 200 аниматорами из 22 стран создавал людей и Землю 2065 года. На каждые 5-6 минут экранного времени тратили по месяцу. Сюжет фильма получился оригинальным и очень отличается от игры. На оригинальном сюжете настоял сам режиссер Сакагучи, который сказал: «Действие разворачивается в мире, полном отчаяния и смятения. Люди настолько зациклились на смерти, что забыли о любви… Я хотел создать историю в картинках о чувствах, душе, об основном человеческом инстинкте – стремлении выжить». |
ВЫСТАВКИ Художественная галерея «Одекс Плюс» совместно с Всеукраинским фондом воссоздания выдающихся памятников историко-архитектурного наследия им. Олеся Гончара представляет выставку Василия Завгороднего «Наша дума – наша песня». Название экспозиции вытекает из жизненного пути этого одареннейшего мастера. Ибо его первое образование и первая профессия непосредственно связаны с музыкой: Василий Завгородний в свое время окончил Киевскую государственную консерваторию по классу знаменитого певца И. Паторжинского. Работал солистом Национального заслуженного академического народного хора им. Г. Веревки, затем – Национальной филармонии Украины. Но никогда на протяжении всей жизни не расставался с красками и мольбертом. Позже пришло увлечение резьбой по дереву. И колоссальное знание народно-песенного музыкального материала органично переросло в живописные и скульптурные работы, во многом определив их образный строй, средства выражения, особое ассоциативно-художественное мышление. На выставке в галерее «Одекс Плюс» представлено более семидесяти работ: живопись, графика и скульптура. Серия деревянных скульптур, созданных под впечатлением кобзарских дум, по силе заложенного в них художественного обобщения «вырастает» до уровня национальных символов. Чрезвычайно выразительны живописные работы, которые образуют несколько достаточно завершенных тематических циклов. В большинстве работ присутствует музыкальность: в сюжете ли, композиции или в общем образном строе. Выставка «Наша дума – наша песня» продлится до 4 ноября. Адрес галереи «Одекс Плюс»: ул. И. Мазепы (бывшая Январского восстания), 21, корпус 20, второй этаж. |