Непотопляемая профессия

Многие, наверное, помнят замечательную пародию на социальные кампании служб занятости, которая появилась в Интернете в конце прошлого года. Там несчастная девушка-пиарщица, заключенная внутрь стиральной машины в прачечной, окончательно выбиваясь из сил, трет белье. А на фоне всей этой эксплуатации человека человеком лозунг: «Пиарщики! Мы найдем вам работу!».


Действительно, конец прошлого и начало этого года не обещал pr-специалистам ничего хорошего. Компании под корень резали свои бюджеты на продвижение, и рынок pr-услуг в результате этого ожидал чуть ли не 50%-ного «обрезания». Что, в свою очередь, заставило многих специалистов этого рынка задуматься о том, что дворник, в общем-то — тоже профессия.


Ни больше, ни дешевле


Но взять метлу в руки не пришлось. Как показал первый квартал текущего года, сегмент public relations не просто не умер, а одним из немногих сохранил такой признак докризисного периода, как кадровый дефицит.


«Как был в прошлом году в Украине дефицит pr-специалистов, так он и остался. То, что на рынке вдруг появилось много людей, вовсе не означает, что есть из кого выбирать. Без труда найти обычного, средненького менеджера можно было и в прошлом году. Хорошего же специалиста сегодня отыскать так же сложно, как и раньше», — констатирует директор киевского офиса PR-агентства SPN Ogilvy Дмитрий Халанский. Более того — по словам Халанского уровень зарплат квалифицированных pr-специалистов по сравнению с прошлым годом также не изменился. «Люди, которые действительно важны для агентства, хорошо знают себе цену, и не собираются ее снижать. Обычные, рядовые менеджеры действительно стали немного дешевле, но об обвале зарплат я бы не говорил», — отмечает он.


Правда, эксперты добавляют, что сегодня цену на пиарщиков немного сбивают массово появившиеся на рынке безработные журналисты, которых считают первыми претендентами на работу в PR-отрасли. Впрочем, комментарии руководителей ряда агентств частично опровергают это мнение: несмотря на все плюсы (знание медиаполя, умение писать, и пр.) журналисты, из-за своего здорового (а иногда — и не очень) цинизма по отношению к клиенту являются вовсе не идеальными сотрудниками pr-компаний. Куда ближе сердцам директоров агентств сегодня оказываются специалисты по маркетингу, а также социологи.


Что же касается конкретных сумм, на которые сегодня могут рассчитывать труженики пиара, то анализ вакансий (кстати, с марта их количество начало неуклонно расти) показывает, что средняя заработная плата, которую сегодня готовы предложить соискателю в PR-агентстве (заработная плата корпоративного пиарщика немного ниже) составляет $800-1000. Но даже на эти, достаточно неплохие по кризисным меркам деньги, по признанию самих работодателей, найти хорошего менеджера весьма непросто — несмотря на кризис, претенденты не спешат соглашаться на такие суммы.


Правда, многие агентства пока не решили — готовы ли они возвращаться к прошлогодней модели работы, то есть вновь идти на поводу у желанного кандидата, давая столько, сколько просят, или избрать другой путь.


Помоги себе сам


Альтернативным методом решения «кадрового голода» Дмитрий Халанский считает выращивание агентством собственных специалистов. Ведь ни в Украине, ни в России учиться пиару, толком, негде. «Да и люди, даже получившие профильное образование, имеют немного преимуществ перед теми, у кого его нет», — отзывается об уровне вузовской pr-подготовки эксперт. Поддерживает его и Дмитрий Кантор, заместитель генерального директора центра коммуникативных технологий «PRопаганда»: «Дело в том, что в alma mater преподают в основном теорию, взятую по большей части из западных учебников, а потому не всегда применимую в отечественной практике. Последнее замечание особенно важно, поскольку работа в области связей с общественностью напрямую зависит от менталитета этой самой общественности. Сами педагоги зачастую являются лишь теоретиками. Опытные успешные пиарщики редко соглашаются читать лекции: у них нет времени заниматься академической деятельностью».


Соответственно, заполучить высококлассного специалиста можно только двумя путями: перекупить у конкурентов, либо вырастить самостоятельно. И руководители агентств все больше склоняются ко второму. Правда, срок «взращивания» пиарщиков, которым можно доверить управление агентством, по словам руководителя SPN Ogilvy, исчисляется не месяцами, а годами.


Правда, заметная активизация украинских компаний в области public relations (кризис, вынудивший компании пересмотреть расходы на продвижение, заставил многих остановить свой выбор именно на PR, как наиболее экономном, и в то же время эффективном инструменте) может сократить этот период. Ведь PR это та сфера, где специалистами становиться не за выслугу лет, а за счет реализованных проектов. И чем больше их будет, тем быстрее будут расти pr-специалисты. А там, глядишь, и дефицит кадров в этой области наконец-то пропадет.

Залишити відповідь