В IV квартале 2008 г. существенно увеличилось количество жалоб от заемщиков юридических и физических лиц. Значительная их часть была связана с односторонним изменением банками процентных ставок по действующим кредитным договорам, особенно по ипотечным кредитам, говорится в отчете Центробанка за 2008 г. Количество жалоб ЦБ не раскрывает.
«Счет шел на сотни», рассказал сотрудник Центробанка. Клиенты жаловались не только на повышение ставок, но и на сокращение доходов, неспособность платить по кредиту. Регулятор писал банкам письма, иногда рекомендовал им рассмотреть кандидатуру клиента для реструктуризации ссуды, говорит он. Со ставками было сложнее рекомендовать снизить их ЦБ не имеет права, тем более что банки убедительно объясняли причины таких повышений рост стоимости денег для них самих. Такие вопросы представители ЦБ обсуждали с менеджментом банков в устных беседах, говорит собеседник «Ведомостей». Регулятор напоминал и о риске невозвратов, и о том, что волна жалоб может повлиять на деловую репутацию банков, говорится в отчете ЦБ. Результаты имели место представитель ЦБ напоминает, что пара крупных банков, повысив ставки по кредитам, смогла найти возможности и снизить их.
«Едва банк повысил ставки по кредитам и корпорациям, и их сотрудникам, сразу же получил вал жалоб. Клиенты писали всем, включая Путина», вспоминает топ-менеджер одного из банков. Чтобы не нагнетать ситуацию, уже через две недели прирост ставки по потребкредитам для пользователей зарплатных проектов был уменьшен с 4% до 1,5%. С юрлицами разговор был коротким: не устраивает новая ставка возвращайте кредит, резюмирует банкир.
«Клиенты не читают договоры не важно, слесарь это или вип-клиент», жалуется представитель другого банка. Пока экономических проблем не было, многие не сталкивались, например, со штрафами за неплатежи, а с началом кризиса узнали для себя много нового и начали писать во все инстанции от Генпрокуратуры до президента.
Обычно порядок таков: заемщик жалуется, например, Медведеву, приемная президента пересылает письмо в Центробанк, а тот банку с просьбой рассмотреть и ответить клиенту. Часто выясняется, что заемщик даже не пытался узнать о решении проблемы в банке, утверждают банкиры.
Иногда ЦБ пишет банкам письма с подробными комментариями, говорит сотрудник одного из крупнейших банков. Правда, таких случаев за период кризиса было всего два, в основном запросы регулятора формальны. В одном из случаев банк полностью списал семье с тяжелобольным ребенком ипотечный кредит, хотя этот случай был единственным в практике, подчеркивает банкир.
«Предупреждение банков о вреде повышения ставок по кредитам, в то время как ЦБ сам увеличивал стоимость своих ресурсов для банков, можно назвать двойными стандартами. Другого способа повлиять на банки, кроме проведения бесед с ними, у ЦБ нет. В оправдание регулятору можно отметить то, что банки увеличивали свои ставки для клиентов больше, чем делал это ЦБ», говорит депутат комитета Госдумы по финансовым рынкам Павел Медведев.