В мировых компаниях

сотрудничество

С новыми силами
Air France-KLM и Delta Air Lines – партнеры по альянсу SkyTeam – нашли способ сэкономить по $150 млн. каждая. 20 мая они объявили о создании СП, которое объединит их трансатлантические рейсы и обеспечит им лидерство в секторе. Совместными усилиями они смогут перевозить через Атлантику около 50 тыс. пассажиров в день, что соответствует 25% трафика на этом направлении. Оборот нового СП составит $12 млрд. – этими деньгами, равно как и прибылью, стороны будут делиться поровну. Более того, объединение операций позволит упростить уровень обслуживания клиентов, а также регулировать загрузку самолетов. К примеру, если Air France-KLM и Delta каждый день отправляют полупустые самолеты по одному маршруту, то теперь смогут объединить их в один. Сэкономить также удастся на общей системе бронирования билетов, маркетинге, обслуживании и т. д. Гендиректор Air France-KLM Пьер-Анри Гуржон смотрит более широко: «СП позволит нам пережить нынешнюю экономическую ситуацию и защитить свой портфель услуг». И действительно, франко-голландская авиакомпания оказалась уязвимой в период кризиса: по итогам прошлого финансового года, завершившегося 31 марта, она ушла в минус на $814 млн. Это первый чистый убыток с момента слияния Air France и KLM в 2003 г. Delta также остается убыточной, хотя постепенно налаживает бизнес. В январе-марте ее потери в годичном исчислении сократились на 88% – до $794 млн.

По прогнозам экспертов, через несколько лет практически все трансатлантические перелеты будут осуществляться такими совместными предприятиями. Стартовал этот процесс в марте 2008 г., когда в силу вступило соглашение о либерализации сообщения между американскими и европейскими аэропортами. British Airways, American Airlines и Iberia уже ожидают одобрения антимонопольных органов США на совместную деятельность на этих маршрутах. Разработкой аналогичного соглашения заняты Lufthansa, United и Continental. «Выжить смогут либо те перевозчики, которые имеют большую сеть трансконтинентальных перелетов, либо крупные дискаунтеры», – подтверждают эксперты RBS.


кризис-менеджмент

Прощание со своими

American Express (AmEx), крупнейшему в США оператору кредитных карт, уже во второй раз за время кризиса приходится прощаться с частью сотрудников. Впервые это произошло в октябре 2008 г., когда в целях экономии $1,8 млрд. компания уволила 7 тыс. служащих – 7% персонала. Теперь уведомления о сокращении получили еще 4 тыс. человек. Благодаря этой мере, а также урезанию расходов на маркетинг и развитие бизнеса – сферы, в которые AmEx традиционно направляла солидные инвестиции, – в бюджете сохранится $800 млн.

Без таких жестких решений не обойтись: финансовые показатели компании падают уже несколько кварталов подряд. Только в январе-марте выручка опустилась на 18% (до $5,9 млрд.), а прибыль – на 56% (до $437 млн.).

Причиной тому стал рекордный рост безработицы и снижение платежеспособности населения в США на ключевом для AmEx рынке. Причем компания оказалась даже в более рискованном положении, чем ее основные конкуренты – Visa и MasterCard. Последние только обслуживают платежи, тогда как выплаты по кредитным картам гарантируют независимые банки-эмитенты. А потому ничто не мешало Visa с октября 2008 г. по март 2009-го нарастить чистую прибыль на 50% (до $1,1 млрд.). Бизнес-модель AmEx предполагает более высокие финансовые риски, поскольку компания действует одновременно и как оператор карт, и как банк. В итоге количество долгов, которые AmEx уже не надеется вернуть, выросло в апреле до 10,1% по сравнению с 8,8% в марте. Хотя, по данным Capital one Financial Corp., средний показатель дефолтов по кредитным картам в США в апреле снизился до 8,6%, AmEx ужесточила стандарты по открытию кредитных линий и стала активнее отсеивать сомнительных клиентов. Однако это дало лишь незначительный эффект, ведь главные проблемы кроются скорее в нынешних клиентах. С одной стороны, среди них много американцев, проживающих в Калифорнии и Флориде – штатах, наиболее пострадавших от ипотечного кризиса. С другой – AmEx активно обслуживает представителей мелкого бизнеса, которые более предрасположены к дефолтам по кредитным картам, чем индивидуальные держатели.

Впрочем, нагнетать обстановку тоже не стоит. Об этом говорят результаты недавних стресс-тестов правительства США, показавшие, что в увеличении оборотного капитала AmEx не нуждается. Воодушевленное руководство даже заявило о желании вернуть государству $3,4 млрд., полученные в рамках Программы спасения проблемных активов (TARP).


топ-менеджмент

СЕО года
Джиму Скиннеру самое время принимать поздравления. СЕО McDonald’s назван Лучшим генеральным директором 2009 г. по версии американского журнала Chief Executive. Этот титул присваивается изданием, начиная с 1986-го, и в предыдущие годы его удостаивались Анна Мулкахи из Xerox (2008), Боб Ульрих из Target (2007) и А. Дж. Лафли из P&G (2006).
Скиннер считается одним из ветеранов компании: он начал работать в одном из ресторанов McDonald’s в возрасте 17 лет. С 2004 г., когда Джим Скиннер был назначен на высший руководящий пост, дела компании постоянно шли в гору. Топ-менеджер пересмотрел бизнес-стратегию, сделав упор не на открытие новых ресторанов, а на привлечение большего числа клиентов в уже существующие. Нападки со стороны медиков и правозащитников, обвинявших McDonald’s в продаже вредной для здоровья пищи, удалось смягчить за счет введения в меню новых фруктовых, овощных и молочных блюд. В 2008 г. глобальная прибыль сети поднялась на 80% (до $4,3 млрд.) на фоне 7%-го повышения выручки (до $23,5 млрд.). McDonald’s оказалась едва ли не единственной компанией, входящей в Dow Jones Industrial Average, зафиксировавшей рост котировок в прошлом году (+7%). Объяснить это можно так: компания предложила нужные продукты в нужное время.


слияния

Не мытьем, так катанием
Porsche отказался от планов поглощения Volkswagen (VW) в пользу слияния. В объединенной автомобильной группе около половины акций будет принадлежать производителю спортивных машин, еще 20% сохранят за собой власти земли Нижняя Саксония, оставшиеся 30%, как ожидается, перейдут в руки некоему иностранному инвестору. Но прежде чем объединение состоится, сторонам придется преодолеть существенные разногласия, которые уже чуть не сорвали переговоры.

Напомним, что Porsche наращивал свою долю в VW последние три с половиной года. В январе компания с помощью опционов собрала 51% акций VW, но в ее планы якобы входило увеличение пакета до 75%, после чего она получила бы контроль над денежными резервами VW. Реализовать идею не позволил разразившийся мировой финансовый кризис. Потратив на скупку акций VW порядка $23 млрд., Porsche заработал головную боль в виде долга в $9 млрд. и большие проблемы с его погашением, так что дальнейшее наращивание доли превратилось в несбыточную мечту. 7 мая Porsche официально отказался от этой идеи: обе компании приняли принципиальное решение о слиянии. Структура нового концерна должна была быть выработана в течение четырех недель. Участие в обсуждении его будущего, помимо руководства фирм, приняли представители семей Порше и Пьех, которым принадлежит 100% акций Porsche, представители профсоюзов обоих концернов, а также германской земли Нижняя Саксония.


финансовые итоги

Продажи обгоняют прибыль
Vodafone, крупнейший по выручке мировой мобильный оператор, оказался в неоднозначной ситуации: ему удается наращивать продажи, но не удается так же быстро наращивать прибыль. По итогам минувшего финансового года, завершившегося 31 марта, его доходы увеличились на 16%, составив 41 млрд. фунтов стерлингов. В условиях экономического спада абоненты старались меньше звонить и отправлять sms-сообщений, в том числе в роуминге, однако это компенсировалось растущей популярностью неголосовых услуг. Выручка в Европе снизилась (в Испании на 4,9%, в Великобритании на 1,1%, в Германии на 2,5%), а почти две трети роста продаж обеспечил прорыв на развивающихся азиатских рынках, который Vodafone осуществлял последние три года. Наконец, благодаря ослаблению фунта доходы от зарубежных операций в пересчете на эту валюту выглядели внушительнее. Без учета ревальвации их прирост составил бы всего 1,8%. В то же время чистая прибыль оператора за год сократилась более чем вдвое – до 3,08 млрд. фунтов стерлингов. Виной тому стали списания 5,9 млрд. фунтов преимущественно в Испании, Турции и Гане.

Гендиректор Vodafone Витторио Колао, занявший свой пост в июле прошлого года, как раз накануне кризиса, пока справляется неплохо. В попытке минимизировать издержки в феврале 2009-го СЕО уволил 500 сотрудников и заморозил зарплаты. Но, чтобы не допустить дальнейшего расшатывания финансовых показателей, Колао придется потрудиться. Очевидно, предложением новых экономпакетов и снижением платы за роуминг здесь не ограничиться. Так что топ-менеджер уже заявил, что ускорит выполнение программы сокращения операционных расходов: к марту 2010 г. он намерен сэкономить 650 млн. фунтов вместо запланированных ранее 500 млн. фунтов.

Залишити відповідь