сотрудничество
С новыми силами
Air France-KLM и Delta Air Lines – партнеры по альянсу SkyTeam – нашли способ сэкономить по $150 млн. каждая. 20 мая они объявили о создании СП, которое объединит их трансатлантические рейсы и обеспечит им лидерство в секторе. Совместными усилиями они смогут перевозить через Атлантику около 50 тыс. пассажиров в день, что соответствует 25% трафика на этом направлении. Оборот нового СП составит $12 млрд. – этими деньгами, равно как и прибылью, стороны будут делиться поровну. Более того, объединение операций позволит упростить уровень обслуживания клиентов, а также регулировать загрузку самолетов. К примеру, если Air France-KLM и Delta каждый день отправляют полупустые самолеты по одному маршруту, то теперь смогут объединить их в один. Сэкономить также удастся на общей системе бронирования билетов, маркетинге, обслуживании и т. д. Гендиректор Air France-KLM Пьер-Анри Гуржон смотрит более широко: «СП позволит нам пережить нынешнюю экономическую ситуацию и защитить свой портфель услуг». И действительно, франко-голландская авиакомпания оказалась уязвимой в период кризиса: по итогам прошлого финансового года, завершившегося 31 марта, она ушла в минус на $814 млн. Это первый чистый убыток с момента слияния Air France и KLM в 2003 г. Delta также остается убыточной, хотя постепенно налаживает бизнес. В январе-марте ее потери в годичном исчислении сократились на 88% – до $794 млн.
кризис-менеджмент
Прощание со своими
American Express (AmEx), крупнейшему в США оператору кредитных карт, уже во второй раз за время кризиса приходится прощаться с частью сотрудников. Впервые это произошло в октябре 2008 г., когда в целях экономии $1,8 млрд. компания уволила 7 тыс. служащих – 7% персонала. Теперь уведомления о сокращении получили еще 4 тыс. человек. Благодаря этой мере, а также урезанию расходов на маркетинг и развитие бизнеса – сферы, в которые AmEx традиционно направляла солидные инвестиции, – в бюджете сохранится $800 млн.
Без таких жестких решений не обойтись: финансовые показатели компании падают уже несколько кварталов подряд. Только в январе-марте выручка опустилась на 18% (до $5,9 млрд.), а прибыль – на 56% (до $437 млн.).
Впрочем, нагнетать обстановку тоже не стоит. Об этом говорят результаты недавних стресс-тестов правительства США, показавшие, что в увеличении оборотного капитала AmEx не нуждается. Воодушевленное руководство даже заявило о желании вернуть государству $3,4 млрд., полученные в рамках Программы спасения проблемных активов (TARP).
топ-менеджмент
СЕО года
Джиму Скиннеру самое время принимать поздравления. СЕО McDonald’s назван Лучшим генеральным директором 2009 г. по версии американского журнала Chief Executive. Этот титул присваивается изданием, начиная с 1986-го, и в предыдущие годы его удостаивались Анна Мулкахи из Xerox (2008), Боб Ульрих из Target (2007) и А. Дж. Лафли из P&G (2006).
Скиннер считается одним из ветеранов компании: он начал работать в одном из ресторанов McDonald’s в возрасте 17 лет. С 2004 г., когда Джим Скиннер был назначен на высший руководящий пост, дела компании постоянно шли в гору. Топ-менеджер пересмотрел бизнес-стратегию, сделав упор не на открытие новых ресторанов, а на привлечение большего числа клиентов в уже существующие. Нападки со стороны медиков и правозащитников, обвинявших McDonald’s в продаже вредной для здоровья пищи, удалось смягчить за счет введения в меню новых фруктовых, овощных и молочных блюд. В 2008 г. глобальная прибыль сети поднялась на 80% (до $4,3 млрд.) на фоне 7%-го повышения выручки (до $23,5 млрд.). McDonald’s оказалась едва ли не единственной компанией, входящей в Dow Jones Industrial Average, зафиксировавшей рост котировок в прошлом году (+7%). Объяснить это можно так: компания предложила нужные продукты в нужное время.
слияния
Не мытьем, так катанием
Porsche отказался от планов поглощения Volkswagen (VW) в пользу слияния. В объединенной автомобильной группе около половины акций будет принадлежать производителю спортивных машин, еще 20% сохранят за собой власти земли Нижняя Саксония, оставшиеся 30%, как ожидается, перейдут в руки некоему иностранному инвестору. Но прежде чем объединение состоится, сторонам придется преодолеть существенные разногласия, которые уже чуть не сорвали переговоры.
финансовые итоги
Продажи обгоняют прибыль
Vodafone, крупнейший по выручке мировой мобильный оператор, оказался в неоднозначной ситуации: ему удается наращивать продажи, но не удается так же быстро наращивать прибыль. По итогам минувшего финансового года, завершившегося 31 марта, его доходы увеличились на 16%, составив 41 млрд. фунтов стерлингов. В условиях экономического спада абоненты старались меньше звонить и отправлять sms-сообщений, в том числе в роуминге, однако это компенсировалось растущей популярностью неголосовых услуг. Выручка в Европе снизилась (в Испании на 4,9%, в Великобритании на 1,1%, в Германии на 2,5%), а почти две трети роста продаж обеспечил прорыв на развивающихся азиатских рынках, который Vodafone осуществлял последние три года. Наконец, благодаря ослаблению фунта доходы от зарубежных операций в пересчете на эту валюту выглядели внушительнее. Без учета ревальвации их прирост составил бы всего 1,8%. В то же время чистая прибыль оператора за год сократилась более чем вдвое – до 3,08 млрд. фунтов стерлингов. Виной тому стали списания 5,9 млрд. фунтов преимущественно в Испании, Турции и Гане.