Против ветра

Стоит ли пытаться построить карьеру в кризисное время?


Когда мы только приступали к подготовке этой темы, она формулировалась, как «можно ли построить карьеру на кризисе?». Но потом сознательно отказались от такой формулировки, заменив на ту, которую можно увидеть в подзаголовке к этому материалу. Почему? Потому что на кризисе карьеру строят только кризис-менеджеры, уже порядком всем поднадоевшие, в первую очередь, владельцам бизнеса, которые, возложив на борцов с проблемами большие надежды в конце прошлого года и выразив эти надежды в пятизначных суммах, сегодня, преимущественно, так и не увидели каких-либо значительных результатов. Но об эффективности работы кризис-менеджеров в украинских компаниях мы расскажем как-нибудь позже, когда уже можно будет подводить однозначные итоги и оценивать правильность/неправильность выбранной стратегии. Пока же мы решили выяснить: стоит ли пытаться сделать в этом году карьерный рывок простым менеджерам, или же лучше «отсидеться» и начать карабкаться по карьерной лестнице уже с началом экономического роста?


Тише едешь…


Скажем откровенно — экспертов, склонных к авантюризму, т.е. рекомендующих пытаться сделать карьерный шаг именно в кризисный период — меньшинство. По крайней мере, мнения о том, что в кризис нужно поумерить амбиции — как зарплатные, так и карьерные, встречались чаще других. Так, например, в рекрутинговой компании Antal Russia настоятельно рекомендуют в этом году не соваться к руководству с просьбами о повышении не только заработной платы (что и так понятно), но и в должности. В случае поиска работы соглашаться на более низкие позиции (если, конечно, компания кажется перспективной), и больше времени посвящать самообразованию и совершенствованию профессиональных и личных качеств, а не гонке за должностями и доходами.


Результаты исследования, проведенного в начале этого года Harvard Business Review, также свидетельствуют о том, что сегодня как задача номер один рассматривается сохранение существующего рабочего места. От планов же улучшить свой социальный и материальный статус в этом году большинство опрошенных HBR отказалось. Кстати, обращает на себя внимание способ, с помощью которого респонденты намерены сохранить работу. Это — хорошее настроение.


Несмотря на то, что сегодня толерантное отношение к сотрудникам отошло на второй план, и решение уволить или оставить принимается исключительно исходя из профессиональных результатов, авторы исследования Harvard Business Review Джанет Бэнкс и Диана Коуту настаивают, что на процесс принятия решения о том, кто должен остаться, а кто— нет, могут влиять совсем другие вещи. У компаний появилась вполне обоснованная, с финансовой точки зрения, необходимость, избавляться от людей, которые являются источниками проблем. И сейчас руководство компаний начинает больше ценить тех сотрудников, которые, помимо увеличения продаж и демонстрации бурной деятельности, являются источником позитивной энергии в коллективе.


Кстати, по мнению Джанет Бэнкс и Дианы Коуту в списки на увольнение попадают не только нытики или неприятные люди, но и те, кто всегда молчит и старается не попадаться лишний раз на глаза руководству. Так что лучше будьте на виду. Это, кстати, основная рекомендация экспертов не только для тех, кто планирует переждать кризис, но и для тех, кто намерен построить в это неспокойное время карьеру.


Время звезд


В отличие от американских и российских экспертов, рекомендующих в период экономических потрясений быть тише воды, ниже травы, украинские специалисты по HR уверены: профессиональная скромность сегодня — скорее недостаток, нежели достоинство. Так, Наталия Тырка, HR-директор компании Foyil Securities, сравнивает кризис с увеличительным стеклом, которое увеличивает неправильные решения до размеров катастрофических, а правильные представляет чуть ли не гениальными. И этим грех не воспользоваться.


Только не стоит думать, что ваши успехи станут заметны на рынке сами собой. Как заявил недавно Андрей Кардаш, глава представительства компании Wаrd Howell в Украине, «уверенность в том, что профессиональные успехи заметны на рынке без дополнительных усилий — совершенно необоснованна». О них обществу нужно рассказывать.


Как? В первую очередь — с помощью средств массовой информации. Тем более что сегодня для этого не нужно входить в ТОП-20 самых известных топ-менеджеров, ибо с вопросом «что вы делаете для выхода из кризиса» каждый второй журналист обращается чуть ли не в каждую первую компанию. Главное — правильно сформулировать ответ на этот вопрос.


Но СМИ — не единственный инструмент чтобы сделать из просто талантливого менеджера звезду эпохи перемен. Ведите блог, выступайте на конференциях, пишите на профильные ресурсы… В общем — хвастайтесь своими достижениями. И к концу кризисного периода — уверяют эксперты — можете стать настоящим героем нашего времени, а герои, как водится, востребованы и высокооплачиваемы. Главное — давая комментарии журналистам и описывая свои достижения в блогосфере, не забывайте о деле. А то придется описывать поражения.

Залишити відповідь