Представитель Американского института предпринимательства Майкл Рубин заявил, в интервью "National Review", что, возможно, будет лучше, если на выборах в Иране победит Махмуд Ахмадинежад, так как в случае его проигрыша, у Барака Обамы может возникнуть впечатление, что дипломатия работает. На вопрос журналиста, должны ли американцы желать Ахмадинежаду проигрыша, Рубин сообщил, что в администрации Обамы , как правило, стремятся объединить аналитику с пропагандой, и видят в Исламской Республике то, что хотят видеть, а не то, что делает иранское руководство на самом деле. Таким образом, победа более красноречивого и менее вызывающего бывшего премьер-министра Мир Хоссейна Мусави дала бы Обаме повод верить в то, что Иран разжимает кулак, в то время как на самом деле, в другой руке Исламская Республика сжимает кинжал. То, что делал Ахмадинежад, на самом деле, должно было установить в Иране жесткую вертикаль власти. Отрицание Холокоста, например, отнюдь не ново в Исламской Республике. И Рафсанджани и Хатами также поощряли его. Однако Ахмадинежад проявил такую непроходимую тупость, что на это отреагировали даже в Европе.
Другие неоконсерваторы озабочены тем, что смена власти в стране будет означать новый старт отношений с Ираном, уже заранее обесцененных в случае победы Мусави на выборах. Те же самые ученые мужи, которые называли в качестве причин для конфронтации с Исламской Республикой непризнание Ахмадинежадом Холокоста, его антисемитизм и ядерные амбиции , сейчас утверждают, что не имеет значения, кто именно станет иранским президентом. Мартин Перец писал в "New Republic": "Уже давно известно, что избранные лидеры не имеют такого же авторитета, как помазанные". Илан Берман вторит ему на страницах "American Spectator": "Тот, кто в конечном итоге станет президентом страны, будет иметь очень немного реальной власти, и еще меньше влияния на геостратегическую политику Ирана".
Однако не все в США придают так мало значения результатам сегодняшних выборов. Директор ЦРУ Леон Панетта, к примеру, сделал сегодня весьма откровенное заявление, о том, что его ведомство внимательно следит за выборами в Иране. Методов проведения "слежения" главный американский разведчик не уточнил, при этом отметив, что Ахмадинежад явно опережает по популярности других претендентов. Тем не менее, по словам Панетты, теледебаты между кандидатами, впервые проведенные в Иране, позволили представителям оппозиции в последний момент набрать дополнительные голоса избирателей.
Между тем администрация президента Обамы и ее европейские союзники рассматривают возможность отказа от требования прекращения Ираном программы обогащения урана до начала прямых переговоров. Как сообщает "New York Times ", США и Европа намерены позволить Ирану продолжить обогащение ядерного топлива и во время переговоров, в надежде на то, что Исламская Республика таким образом "засветит" местоположение ядерных объектов на территории страны для международной инспекции.
Власти Израиля заинтересованы в победе яростно их ненавидящего Ахмадинежада, сообщил изданию "The Australian" один из высокопоставленных чиновников страны. По словам чиновника, среди его коллег царит единодушие в этом вопросе, так как именно вызывающая позиция нынешнего иранского президента и его призывы к уничтожению Израиля привлекли внимание мировой общественности к ядерной программе Исламской Республики.
А израильские службы безопасности полагают, что кто бы ни занял в результате выборов пост президента Ирана, решения, относительно основных вопросов, таких как ядерная программы страны, принимать будет не светский глава государства, а верховный иранский духовный лидер аятолла Али Хамени, а также небольшая группа высокопоставленных священнослужителей. По словам представителя МИД Израиля, занимающегося иранским вопросом, "если смотреть с практической точки зрения, то кто именно станет президентом Ирана не так уж и важно, однако если взглянуть на ситуацию с точки зрения информационной, Ахмадинежад – это лучшее, что с нами случилось". Как бы то ни было, взгляд на ключевой момент политического курса страны у Мусави отличается от позиции Ахмадинежада: в отличие от нынешнего президента он поддерживает стремление Совбеза ООН вернуться к переговорам по вопросу иранской ядерной программы.
Кто в результате победит на десятых президентских выборах в Исламской Республике Иран может стать известно в ближайшее воскресенье, предварительные результаты голосования избирком планирует огласить именно 14 июня. В случае, если ни один из кандидатов не наберет более 50% голосов, второй тур выборов пройдет ровно через неделю.