ВЫСТАВКИ Художественная галерея «Город Н», представляет выставку украинского реализма. На ней можно будет увидеть около 40 работ (в том числе и из частных коллекций) четырех известнейших художников Украины – Сергея Савченко, Михаила Демцю, Николая Журавля и Андрей Блудова. Их объединяет стиль живописи, в котором художники работают, – реализм. Хотя у каждого он индивидуален, иногда импрессионистичен, иногда почти авангарден. Оригинальная техника и весьма интригующий художественный взгляд Савченко позволили ему стать участником разных выставок, его картины украшают многие частные коллекции мира. Работы этого художника богаты по цвету и линии, но вся композиция как бы размыта, и фигуры выглядят так, будто смотришь на них сквозь забрызганное дождем стекло. При этом обнаженные натуры – загадочны и, как ни странно для такой техники, весьма эротичны. Пейзажи и натюрморты кажутся нереальными, скорее воображаемыми, чем существующими в действительности. Говорят, картины Савченко могут снимать головную боль, может, поэтому он – один из самых покупаемых художников. Не менее оригинальны и работы Демцю, который сегодня чаще выставляется за границей, чем в Украине. Его техника имеет аналоги: Демцю можно сравнить с импрессионистами XIX века, поэтому этого художника относят к постимпрессионистам. Его краски настолько ярки, что кажутся фантастичными. Мазки художника – крупные и длинные, вследствие чего картины, на которых изображены города, пристани, корабли, приобретают сказочный вид. У Журавля работы очень многообразны, а оригинальность их измеряется количеством используемых в них материалов. Он работает и как график, и как скульптор, пишет маслом на холсте, но его конек – левкас. Это старая и забытая техника, когда поверх дерева натягивается холст, на него кладут грунт и по нему делают цветную роспись. На выставке зрители смогут увидеть первую в мире круглую (как ее называет сам художник) картину – это шар, расписанный в технике левкас. Реализм работ художника Блудова граничит с авангардом. Они многоцветны и многофигурны, однако их смысл дается зрителю не сразу, его еще нужно разгадать. Именно этим привлекают картины Блудова. Выставка продлится до 10 декабря. |
ТЕАТР На сцене Национального академического театра русской драмы им. Леси Украинки 6 декабря пройдут гастроли Московского художественного театра «Параджановское фойе». Зритель увидит трагифарс «Прокаженная любовь». Спектакль имеет странное название и такой же странный, немного абсурдный, немного сказочный сюжет. Молодой поэт Кристофер Фландерс (его играет А. Ефремцов) в поисках романтических приключений забирается на вершину высокой горы, на которой приютился замок знатной графини, женщины в возрасте, Флоры Гофорт (Л. Габбе). Графиня, годами избегающая общения с окружающим миром, очень недовольна этим визитом. Однако ее интригует призвание поэта: оно состоит в том, чтобы провожать престарелых знатных дам в мир иной и провожать в высшей степени поэтично. Вскоре Флора Гофорт влюбляется в пламенные речи Ангела смерти, как называют поэта. Кристофер тоже познает доселе неизвестное ему чувство – безмерной и вечной любви, которая, по выражению Шекспира, «не знает убыли и тлена»… Спектакль поставлен по пьесе «Молочный фургон не останавливается больше здесь» американского писателя-классика ХХ века Теннесси Уильямса. Американцы чрезвычайно гордятся своим классиком – существует Литературный фестиваль его имени, разнообразные конкурсы, премии и институты имени Т. Уильямса. Спектакли по его произведениям ставятся по всему миру, даже в Японии. «Молочный фургон…» – не исключение. Например, в Москве эту пьесу уже ставил МХАТ. Теперь – в октябре этого года – ее поставил и Московский художественный театр «Параджановское фойе», основателем и художественным руководителем которого уже пять лет является Владимир Габбе. |
ТЕАТР На сцене Национального академического театра русской драмы им. Леси Украинки 6 декабря пройдут гастроли Московского художественного театра «Параджановское фойе». Зритель увидит трагифарс «Прокаженная любовь». Спектакль имеет странное название и такой же странный, немного абсурдный, немного сказочный сюжет. Молодой поэт Кристофер Фландерс (его играет А. Ефремцов) в поисках романтических приключений забирается на вершину высокой горы, на которой приютился замок знатной графини, женщины в возрасте, Флоры Гофорт (Л. Габбе). Графиня, годами избегающая общения с окружающим миром, очень недовольна этим визитом. Однако ее интригует призвание поэта: оно состоит в том, чтобы провожать престарелых знатных дам в мир иной и провожать в высшей степени поэтично. Вскоре Флора Гофорт влюбляется в пламенные речи Ангела смерти, как называют поэта. Кристофер тоже познает доселе неизвестное ему чувство – безмерной и вечной любви, которая, по выражению Шекспира, «не знает убыли и тлена»… Спектакль поставлен по пьесе «Молочный фургон не останавливается больше здесь» американского писателя-классика ХХ века Теннесси Уильямса. Американцы чрезвычайно гордятся своим классиком – существует Литературный фестиваль его имени, разнообразные конкурсы, премии и институты имени Т. Уильямса. Спектакли по его произведениям ставятся по всему миру, даже в Японии. «Молочный фургон…» – не исключение. Например, в Москве эту пьесу уже ставил МХАТ. Теперь – в октябре этого года – ее поставил и Московский художественный театр «Параджановское фойе», основателем и художественным руководителем которого уже пять лет является Владимир Габбе. |
КИНО На украинском видеорынке в серии «Кино без границ» появилась кинематографическая сенсация этого года – канадский фильм «Пять чувств». Хотя Канада и не значится в списке лидеров мировой киноиндустрии, имя канадского сценариста и режиссера Джереми Подесва на устах киношников уже на протяжении года. Потому что он написал сценарий «Пяти чувств» и снял по нему в 1999 году фильм. Картина Джереми Подесва – это пять историй, но не разделенных на новеллы, как часто для упрощения сценария делают режиссеры, а объединенных между собой. Главными героями выступают люди, для которых одно из пяти чувств – обоняние, осязание, вкус, зрение и слух – являются самыми важными в жизни. Для доктора-окулиста главное – звуки, а точнее – музыка. Каждое воскресенье восемь лет подряд он ходит в оперу, но однажды узнает, что глохнет. Иногда он подходит к вентиляционным решеткам своего рабочего кабинета и вслушивается в то, что происходит в других квартирах. В одной из них живет девочка-подросток, познающая мир с помощью зрения. Она любит на все смотреть, но, однажды увлекшись, теряет в парке ребенка, за которым ее попросили присмотреть. Историю о пропавшей девочке увидел по телевизору парень-уборщик – для него важнее всего обоняние. Он считает, что даже любовь имеет запах, и поэтому, встречаясь со своими бывшими подругами, по запаху пытается определить, любили ли они его. А вот одна из его бывших женщин помешана на вкусе: она встречается с парнем только из-за его умения вкусно готовить, что ей, профессиональному кондитеру, никак не удается. Пятая героиня фильма – женщина-массажистка, которая, прикасаясь к своим клиентам, воссоздает в памяти своего мужа, погибшего несколько лет назад… Следовало бы думать, что такое многодетальное полотно может разваливаться, терять целостность. Однако фильм смотрится живо и с интересом – тяжеловесности сюжета не чувствуется из-за исключительно динамичной, но не клиповой, операторской работы, грамотной режиссуры и ностальгических, грустных мелодий. После режущего ухо американского симфонизма камерная музыка «Пяти чувств», написанная Алексин Луи и Алексом Поком, – как бальзам на сердце. Удачно подобран и актерский состав фильма. Но главное – фильм представляет собой попытку углубиться в сложнейший эмоциональный мир человека, показать зрителю всю его сложность и в то же время его хрупкость. Продюсер фильма Камелиа Фрайберг считает, что «истории Джереми подобны прекрасному гобелену, ткань которого соткана из множества различных нитей, из замысловато переплетенных человеческих судеб; картина заставит зрителя задуматься о том, насколько тонки и прочны узы, соединяющие людей». «Пять чувств» снимались мобильно и невероятно быстро. Съемки проходили в 25 различных местах на протяжении 25 дней. Группа выбилась из сил, а водители и грузчики похудели на 10 фунтов. Тем не менее результатом были довольны все – и создатели (картина получила приз как лучший канадский фильм на одном из самых престижных мировых кинофестивалей – Торонтском), и зрители (его уже посмотрели в 19 странах мира, а в США фильм, демонстрируясь в ограниченном прокате, за месяц собрал более $360 тыс.). |
КОНЦЕРТЫ В Национальном доме органной и камерной музыки 9 декабря премьера: Ансамбль классической музыки им. Б. Лятошинского представит «Немецкий реквием» Йоганнеса Брамса. Одно из самых крупных и монументальных сочинений выдающегося немецкого композитора занимает особое место в его творчестве. Работать над ним Йоганнес Брамс начал в 1857 году, в 24-летнем возрасте. Затем, увлекшись сочинением музыки иных жанров, оставил работу над «Реквиемом». Вернулся к этому замыслу композитор лишь восемь лет спустя, после смерти матери, и посвятил его – одно из своих вдохновеннейших творений – ее памяти. Наверное, именно поэтому брамсовский «Реквием» пронизан горячим состраданием к человеческим горестям, а просветленная глубокая философская лирика соседствует с эпической величавостью и монументальностью. Нарушив каноны традиционной заупокойной мессы, исполняющейся на латинском языке, Йоганнес Брамс обратился к немецким текстам Библии (отсюда и название «Немецкий реквием»), выбрав фрагменты из Книги пророков и Евангелие. В его сочинении нет канонических разделов («День гнева», «Вечный покой», «Слезная»). Композитору в соответствии с его замыслом более близкими оказались тексты, дающие человеку ласку, утешение, надежду, исполненные горячей любви и сочувствия к тем, кто потерял своих близких. Нынешнюю киевскую премьеру этого сочинения подготовил Ансамбль классической музыки им. Б. Лятошинского, который был создан более четверти века назад замечательным хормейстером, народным артистом Украины, лауреатом Шевченковской премии Виктором Иконником. Будучи все эти годы его художественным руководителем и главным дирижером, Виктор Иконник сформировал уникальный по духу коллектив. Именно благодаря его таланту, неутомимым поискам и энергии в художественный контекст национального исполнительского искусства вошли такие шедевры национального и мирового искусства, как хоровые концерты Д. Бортнянского, М. Березовского и А. Веделя, кантатно-ораториальные полотна Г. Ф. Генделя, Ф. Б. Мендельсона, Й. Гайдна, музыка эпохи Ренессанса. Нынешний художественный руководитель Ансамбля классической музыки – народная артистка Украины Валентина Иконник-Захарченко (после смерти в январе этого года Виктора Иконника). Она дирижировала такими крупными полотнами, как «Мессия» Г. Ф. Генделя, «Высокая месса» и «Магнификат» И.-С. Баха, «Времена года» Й. Гайдна. Премьера «Немецкого реквиема» Й. Брамса – последняя крупная работа народной артистки Украины Валентины Иконник-Захарченко. |
ВЫСТАВКИ В художественной галерее L-ART продолжается выставка Виктора Покиданца и Ивана Цюпки «Свои- чужие». Эти живописцы «встретились» в рамках одной выставки не случайно. Ибо при том, что каждый из них владеет индивидуальной манерой письма, творчество и Виктора Покиданца, и Ивана Цюпки, безусловно, тяготеет к поп-арту. Это направление, своими истоками уходящее в пост-модернизм, возникло в 50-е годы в искусстве, в первую очередь США и Великобритании, и вдохновляется образами массовой потребительской культуры. Один из творцов поп-арта, Ричард Хамильтон определил его содержание следующими словами: «популярный, недолговечный, преходящий, дешевый, массовый, молодой, остроумный, сексуальный, шуточный и шикарный, и – Большой Бизнес». (В памяти многих киевлян, наверное, еще жива выставка Энди Ворхола, одного из классиков этого направления, состоявшаяся весной в Центре современного искусства). И хотя сама эстетика поп-арта предполагает и даже как бы предопределяет сиюминутность и недолговечность всего создаваемого в этом русле, выставка «Свои-чужие» лишь подтверждает, что в искусстве (если оно настоящее) нет ничего однозначного, а все теоретические схемы – в определенной степени – остаются всего лишь схемами, напоминающими общие ориентиры. Ибо картины Виктора Покиданца (в основном, серия разнообразнейших портретов) умны, ироничны, насыщены реминисценциями различных эпох (от Возрождения до фотосимволов наших дней) интригуют необычайно. Каждая работа художника непременно вызовет внимательного зрителя на определенный внутренний диалог. Художник как бы извлекает некоторые идеи из прошлого и пристально рассматривает их в контексте сегодняшнего дня. По убеждению директора галереи L-ART Людмилы Березницкой, Виктор Покиданец – один из наиболее одаренных современных отечественных живописцев, и его работы имеют безусловную ценность. Второй участник выставки, Иван Цюпка, – недавний выпускник Национальной академии художеств и архитектуры. Тем не менее галерея L-ART с ним сотрудничает пятый год и, по словам все той же Людмилы Березницкой, в даровании Ивана Цюпки заложен большой художественный потенциал и перспектива. Выставка «Свои-чужие» продлится до 6 декабря. Адрес галереи L-ART: Андреевский спуск, 2б. |
КИНО В Киевском доме кино и в кинотеатре «Кинопанорама» 7-9 декабря пройдут Дни финского кино, организованные Посольством Финляндии в Украине, Национальным союзом кинематографистов Украины и Фундацией финского кино. На суд украинского зрителя, практически незнакомого с творчеством финских кинематографистов, будут представлены семь фильмов последнего времени, различной тематики и жанров. К одним из самых интересных финских режиссеров относятся братья Каурисмяки, которых называют пионерами нового кино и которые вернулись к теме «неприкаянного поколения». Один из них, Аки Каурисмяки, представляет зрителю маргинальных, отчужденных героев, сочетая критику общепринятых ценностей с моральным пафосом и черным юмором. Он стал культовым режиссером во многих европейских странах, в США и в Японии. В программе будет представлен его фильм «Далеко облака убегают» (1996 г.). Сюжет очень близок многим украинцам: главная героиня – официантка Илона, став безработной, находит единственный выход из сложившейся ситуации – открыть собственный ресторан. Дело остается за малым – найти стартовый капитал… Кино «для детей и для семьи» представлено в программе двумя фильмами. «Мальчик и рысь» режиссера Райми О. Ниеми (1998 г.) – приключенческий фильм для семейного просмотра о дружбе 12-летнего городского мальчика и рыси, рожденной и выросшей в неволе. Здесь есть и красоты северной природы, и экстремальные ситуации в борьбе за выживание ослабевшего зверя против банды браконьеров. «Танец с завязанными глазами» режиссера Матти Ильеса (1999 г.) – фильм о детской дружбе двух мальчиков, пытающихся понять своих отцов и сложный мир взрослых в целом, который непрерывно ставит перед ними новые вопросы. Есть в программе и «историческая сага» – фильм Олли Саарелла «Дорога на Рукаярви» (1999 г.). Это картина о войне и о любви. Действие происходит в первые дни «неизвестной войны» Финляндии против СССР в 1941-44 гг. Война изображена без идеализации, а люди – в условиях, когда нет ни свободы, ни возможности выбора. Командир взвода узнает о том, что русские убили его невесту, и превращается в жестокого мстителя. Фильм был признан самым успешным национальным проектом года (1999 г.), его посмотрел каждый десятый финн. Найдут своего зрителя и другие картины, представленные в программе дней финского кино: вестерн по-фински А. Мякеля «Крутые» (1999 г.); драматический фильм «Огнеглотательница» П. Хонкасало (1998 г.); психологическая драма В. Аалтонена «С любовью, Майре». (1999 г.). |
КОНЦЕРТЫ На сольные концерты в Национальной филармонии Украины 10 и 12 декабря, посвященные 20-летию творческой деятельности, приглашает лауреат международных конкурсов Игорь Завадский (кнопочный аккордеон). Творческая биография этого музыканта богата контрастами. Сегодня он один из наиболее известных украинских исполнителей не только на родине, но и в Европе. Единственный в Украине обладатель «Золотой лиры» – специального приза Всемирной конфедерации аккордеонистов (1995 г., Италия); лауреат и обладатель золотых медалей четырех престижнейших международных конкурсов: «Кубок мира» (1993 г., Португалия), «Астор Пьяцолла» (1994 г., Италия), «Гран-При» (1994 г., Франция), «Стефано Биззарри» (1995 г., Италия). Впервые его игру многие киевляне несколько лет назад услышали – кто бы мог подумать – в подземном переходе на Майдане Незалежности в Киеве, в народе именуемом Трубой. В этом была какая-то отчаянная дисгармония в духе нашего времени: зима, холод, каждый бежит, занятый своими делами и мыслями… и вдруг – молодой человек, виртуозно исполняющий классику… Сегодня Игорь Завадский – доцент Национального университета культуры и искусств, он с огромным успехом гастролирует во многих западноевропейских странах, неизменно собирая аншлаги. Стоит их ожидать и на юбилейных концертах мастера в Колонном зале им. Н. Лысенко. В программах концертов будет звучать как западноевропейская классика (И.-С. Бах, А. Вивальди, В.-А. Моцарт, Л. Бетховен, Ф. Шопен, А. Пьяццолла), так и музыка украинских композиторов. |