Александр Пасхавер, президент Центра экономического развития:
– На мой взгляд, это экономический рост в стране, менее конфликтное парламентское большинство в Верховном Совете, принципиально новое правительство, которое старается внедрить универсальные правила предпринимательской деятельности.
Евгений Червоненко, председатель правления Государственной акционерной компании по материальным резервам:
– Экономика Украины стала более прозрачной, вывезенные из страны деньги начали возвращаться в виде инвестиций.
Владимир Ульянов, генеральный директор Международной консалтинговой группы, член Украинской ассоциации менеджмент-консультантов:
– К признакам обновления я бы отнес формирование правительства нового типа (по сравнению с предыдущими украинскими правительствами) во главе с В. Ющенко и его работу в течение почти года. Первоначальные шаги правительства по созданию нового механизма принятия хозяйственных решений. Попытки, хотя и не очень успешные, опереться в принятии решений на конкурентные механизмы и на отечественных профессионалов, которые способны работать вне рамок командно-административной системы. Начавшийся процесс структуризации политической системы и стабилизирующую роль президента в развитии общества.
Олег Соскин, директор Института трансформации общества:
– Обновлений никаких не вижу. Жить стало хуже и тяжелее, усилились наглость и беспредел со стороны клановых групп. Украина вышла на 3-е место в мире по уровню коррупции и занимает 133-е место по уровню экономической свободы. Наша модель развития – это путь в никуда.
Мария Курилец, директор казначейства АППБ «Аваль»:
– В целом в стране произошли изменения с приходом нового премьер-министра Виктора Ющенко. Произведены расчеты по задолженностям по заработной плате бюджетникам и пенсиям. Это, я считаю, существенный прогресс.
Вячеслав Кредисов, председатель правления объединения предпринимателей «Новая формация»:
– С точки зрения предпринимателя я хотел бы отметить два главных момента. Во-первых, не только президент Украины, но и вообще руководители различных министерств и ведомств страны изменили (обновили) свой взгляд на предпринимательство и теперь рассматривают предпринимательство как партнера в создании экономически процветающего государства. Во-вторых, сейчас заметно оживилась деловая активность страны.
Однако, нужно отметить, что положительные моменты буквально «торпедируются» государственными чиновниками низшего звена, для которых изменение подхода к предпринимателям означает, что их рабочие места перестанут приносить им дополнительный доход. И это является тормозом положительных процессов в нашей стране.
Виталий Маргулис, генеральный директор Ассоциации консультационных фирм Украины:
– Признаков улучшения в экономике в таких важных аспектах, как инвестиционная привлекательность, я не ощущаю. Наоборот, наблюдаются признаки ужесточения фискального давления, вопреки положениям указа президента о дерегуляции, а также постоянные попытки усилить вмешательство в предпринимательскую деятельность путем законодательных инициатив и корректировки нормативной базы.
Владимир Полохало, шеф-редактор журнала «Полiтична думка»:
– Сегодня многие из тех кто внимательно анализирует трансформацию в Украине, отмечают все большую отдаленность от бывших соцстран Центральной и Восточной Европы (Польша, Чехия, Венгрия) и одновременно – все большую схожесть с недемократическими чертами развития политических, экономических систем евразийских и европейских стран постсоветского пространства (Россия, Беларусь, Казахстан, за исключением стран Балтии). Власть становится все более самодостаточной и автономной в принятии политических решений. Клановость в политике становится все очевиднее. А что касается политической культуры и жизненных установок большинства средних украинцев, то они хотя и не доверяют власти, но и не оказывают демократического давления на нее, т. е. им, как и год назад, свойственна позиция сторонних наблюдателей изменений, инициированных политическим бизнес-истеблишментом и отражающих не национальные, а узкокорпоративные олигархические интересы. Развернувшаяся борьба между различными сегментами внутри элит является бессодержательной с точки зрения национальных интересов – европейские ценности им чужды.
Изменения, конечно, происходили, но прежде всего в евразийском, а не демократическом контексте. Немногие попытки отдельных социальных групп и политиков, независимо от мотивов (например, со стороны В. Ющенко-Ю. Тимошенко, А. Мороза-С. Головатого), привнести демократические стандарты и образцы поведения наталкивались на организованное сопротивление украинских олигархов, высшей украинской бюрократии и, к сожалению, президента, по сути, отошедшего от обещаний и деклараций, изложенных в своей инаугурационной речи, которые вызвали неоправданное ожидание со стороны немногочисленной и весьма слабой гражданской части украинского общества.