КОНЦЕРТЫ Камерный ансамбль «Киев» выступит 29 ноября с новой программой в Национальном доме органной и камерной музыки. Коллектив, созданный в начале 90-х группой юных музыкантов – тогда недавних выпускников Национальной музыкальной академии Украины – с первых же публичных концертов обратил на себя внимание почитателей классики высоким профессионализмом, оригинальными программами, сценическим обаянием, а еще – каким-то особым энтузиазмом, свойственным молодости. Инициатором рождения этого «музыкального союза» выступила Милана Чернявская, лауреат международных конкурсов, ярко одаренная пианистка и, как оказалось, не менее одаренный организатор и ансамблист. Сегодня она – заслуженная артистка Украины и художественный руководитель камерного ансамбля «Киев». Время, прошедшее с тех пор, подтвердило, что это был не просто юношеский порыв, а нечто гораздо более серьезное. Ибо сегодня ансамбль хорошо знают не только в Украине, но и далеко за ее пределами: за эти годы коллектив с большим успехом концертировал в Германии, Швейцарии. Но еще в 1992 году, принимая участие в Международном конкурсе камерных ансамблей в Токио, ансамбль как финалист этого престижного состязания был приглашен на гастроли в Японию. Выступления молодых музыкантов в Стране восходящего солнца имели столь сильный резонанс, что заключительный концерт турне состоялся в знаменитом «Сантори-Холле» – самом большом токийском зале. В «активе» коллектива неоднократные победы в престижных международных конкурсах, и, в частности, Золотая медаль и I премия Международного фестиваля фортепианной и камерной музыки им. Владимира и Регины Горовиц, звание лауреата на Международном конкурсе камерных ансамблей им. Витторио Гуи во Флоренции и т. д. А еще – множество разнообразных программ, подготовленных за эти годы, в которых присутствуют сложнейшие произведения жанра, такие как фортепианные квинтеты С. Франка и Р. Шумана, Б. Лятошинского и Д. Шостаковича. Ближайшее выступление ансамбля «Киев» построено таким образом, чтобы каждый из участников квинтета – дипломант международного конкурса Инна Довбня (фортепиано), Елена Цуркан (первая скрипка), Михаил Билыч (вторая скрипка), лауреат международного конкурса Александр Мошненко (альт) и заслуженная артистка Украины Анна Нужа (виолончель) – имел возможность продемонстрировать свое мастерство. В концерте прозвучат «Зима» А. Вивальди (раздел его знаменитого цикла «Времена года»); два Дивертисмента В.-А. Моцарта; замечательное Трио И. Брамса опус 114; «Соната-арпеджионе» для альта и фортепиано Ф. Шуберта и виолончельная пьеса Ж. Массне «Размышление». |
КОНЦЕРТЫ В рамках цикла «На грани тысячелетий. Музыка ХХ века» 1 декабря в Национальном доме органной и камерной музыки состоится вечер французской музыки. Посетившие этот вечер наверняка откроют для себя новую страницу французского искусства, исполненную особой прелести и обаяния. Ибо программа концерта очень необычна. Большинство произведений, представленных в ней, в Украине вообще будут исполняться впервые. К примеру, ноты милейшей миниатюры Э. Шоссона Chanson perpetuelle («Вечная песня») специально по просьбе создателя этой программы Екатерины Баженовой разыскал в одной из американских библиотек Николай Сук, известный отечественный пианист, который в последние годы живет и работает в США. Помимо музыки Э. Шоссона, прозвучат сочинения Д. Мийо, А. Онеггера, Ж. Орика, О. Мессиана и Ф. Пуленка – композиторов, при жизни ставших классиками и тем не менее в Украине большей частью известных лишь специалистам. В вечере примет участие большой коллектив музыкантов, но идейным вдохновителем создания этой интереснейшей программы стала молодая талантливая пианистка Екатерина Баженова. Стоит отметить также молодую певицу, лауреата и дипломанта международных конкурсов оперных певцов в России и Италии Ирину Доценко – это новое имя на концертных афишах столицы. Она дважды заканчивала Национальную музыкальную академию Украины, первый раз – по классу хорового дирижирования, второй – как вокалистка. Универсальность образования в сочетании с замечательным голосом (лирическим сопрано) выгодно отличает Ирину от многих коллег, позволяя в кратчайшие сроки осваивать сложнейшие в исполнительском плане программы. Среди участников вечера французской музыки и известный во всем мире заслуженный коллектив Украины, лауреат Шевченковской премии струнный квартет им. Н. Лысенко, возглавляемый народным артистом Украины, профессором Анатолием Баженовым, а также группа инструменталистов: заслуженный артист Украины Виктор Тимец (кларнет), лауреат международных конкурсов Андрей Илькив (труба), Вадим Цюцюра (фагот), Богдан Голосюк (гобой) и Дмитрий Ульянов (ударные). |
ВЫСТАВКИ В Государственном музее украинского народного декоративного искусства открылась выставка, посвященная 100-летию со дня рождения народной художницы Параски Власенко. Творчество одной из самобытнейших отечественных народных художниц на сегодняшний день, к сожалению, больше известно искусствоведам и профессионалам, чем широкому кругу любителей. В этом плане ей, увы, повезло гораздо меньше, нежели ее коллегам – Катерине Билокур и Марии Примаченко, чьи имена у всех на слуху, а работы репродуцируются во множестве изданий. А жаль, потому что по яркости и своеобразию, индивидуальной одаренности и силе художественного темперамента творчество Параски Власенко абсолютно соизмеримо с наследием ее гениальных современниц. Параска Власенко родилась в 1900 году в селе Скопцы (теперь Веселиновка) Киевской области в бедной многодетной семье. Единственной отрадой в детстве для нее было вышивание. Пожалуй, решающим моментом в приобщении к творчеству стало создание в 1910 году в ее родном селе коврово-вышивальной мастерской, которую возглавила профессиональная художница Е. Прибыльская. Параска Власенко попала в мастерскую тринадцатилетней девочкой. Естественно, ее работы того времени не сохранились (первая мировая, революция, гражданская война …). Полотна, датированные тридцатыми годами, на выставке представлены. Они отмечены ярчайшим индивидуальным почерком: фольклорные мотивы органично переплетаются с элементами барокко. Они «обозначены» какой-то удивительной непосредственностью восприятия окружающего мира, что и определило ее художественный почерк. Именно в те годы к Параске Власенко пришло признание. Комитет по подготовке Первой республиканской выставки народного искусства пригласил ее в Киев, и художница начала работать в Центральных экспериментальных мастерских. После выставки, которая экспонировалась в Киеве, Москве и Ленинграде, ей одной из первых присвоили звание «мастер народного искусства». В 1937 году на международной выставке в Париже рисунки и эскиз ковра Параски Власенко были отмечены дипломом и серебряной медалью. Накануне Великой Отечественной войны она начала работать в жанре монументальной живописи: расписывала стены и создала витраж павильона Украины на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке. В послевоенные годы художницу пригласили в Институт монументальной живописи и скульптуры Академии Архитектуры УССР, где она создала сотни эскизов для архитектурных сооружений, ковров, керамических изделий, станковых декоративных панно… Музей украинского народного декоративного искусства, обладающий богатейшей коллекцией работ Параски Власенко, представил на выставке около пятидесяти произведений, которые тем не менее дают емкую информацию о творчестве художницы. Помимо живописных полотен, в экспозиции присутствуют керамика, вышивка, мозаичные панно, а также архивные материалы, связанные с биографией мастерицы, и ее портрет, созданный Иваном Аполлоновым специально к открытию выставки. Выставка продлится до 15 декабря. Адрес Государственного музея украинского народного декоративного искусства: ул. И. Мазепы (Январского восстания), 21. |
КИНО На украинском видеорынке появился фильм «Конец романа» – одна из красивейших американских драм прошлого года. Фильм снят по одноименному роману английского классика Грэма Грина, произведения которого по праву считаются одними из красивейших в ХХ веке. …Во время второй мировой войны в Англии на одном из званых ужинов знакомятся двое: он – красивый молодой человек, известный писатель Морис Бендрикс (Ральф Файнс, «Английский пациент»), она – красавица и аристократка, жена богатого и высокопоставленного чиновника Сара Майлз (Джулианна Мур, «Магнолия»). Между ними завязывается роман, страстный и всепоглощающий, но быстро себя исчерпывающий. После одной из бомбежек Лондона, когда Морис только чудом остается жив, Сара неожиданно разрывает их отношения. Морис не может с этим смириться и нанимает частного детектива, который приносит ему дневник любимой. В нем он и находит ответ, почему Сара приняла столь непонятное ему решение… Впервые «Конец романа» снял в 1955 году американский режиссер украинского происхождения Эдвард Дмитрык. Но тогда на фильм не обратили внимания – постановка была явно неудачна. А в 1999 году к новой экранизации приступил Нил Джордан, прославившийся в Европе фильмом «Возмутительные игры», а в Америке – «Интервью с вампиром». На главные роли Джордан пригласил Ральфа Файнса и Джулианну Мур, актеров, придавших фильму шарм и притягательность. Фильм, хотя и не был выдвинут на соискание «Оскара» и не стал кассовым гигантом, представляет собой эстетическое и утонченное полотно с красивейшей музыкой Майкла Наймана. Джордан великолепно воссоздает атмосферу консервативной, но пышной Британии, даже во время войны позволяющей себе не отказываться от традиций и продолжать приемы и балы. Режиссер смог воплотить в фильме и дух прозы Грэма Грина. Таким образом, «Конец романа» получился романтичным, трогательным и достаточно эротичным. Впрочем, британцев не убедила красота эротических сцен, и в прокате картина получила ограничение «до 18 лет». |
ТЕАТР Театр драмы и комедии на Левом берегу Днепра 4 декабря презентует премьеру – постановку «Анна Каренина». Идея поставить «Анну Каренину» у театра возникла еще три года назад. Но тогда для этого не было достаточных финансовых средств. А год назад в театр пришла директор Центра красоты и здоровья NK Club Нина Каплун и предложила профинансировать постановку – по удачному совпадению – именно этого романа Л. Толстого. Единственным пожеланием было то, чтобы Каренину сыграла актриса этого театра Ксения Николаева. Впрочем, эта просьба оказалась вторым совпадением, так как и сам режиссер-постановщик спектакля, художественный руководитель театра Эдуард Митницкий прочил на главную роль именно Николаеву. По его словам, если бы не было Николаевой, театр должен был бы пригласить на эту роль актрису из другого театра. Двухактную пьесу на основе романа Толстого написал сам Митницкий, определив ее как «хронику страсти и греха». На вопрос, почему он взялся за постановку столь сложного произведения, режиссер ответил, что, во-первых, всегда при чтении гениального произведения у него возникает желание перенести его действие на сцену, а во-вторых, всегда интересует, «как живут люди, как у них начинаются взаимоотношения и почему возникают проблемы в общении». Толстой, по мнению Митницкого, идеально описывает жизненные коллизии. Драму женщины, полюбившей другого, режиссер передает, не высказывая своего отношения к поведению героини. Он не осуждает Каренину, бросившую мужа и ребенка ради страсти и любви: «Я могу осуждать только себя, но ни в коем случае не кого-то другого. Тем более Каренину, которую я понимаю». В спектакле зритель увидит несколько интересных режиссерских ходов. Некоторые сам Митницкий назвал «своеобразной игрой мыслей, потоком сознания». В чем они заключаются – пока остается в тайне. Однако, думается, именно они способны привлечь театралов к новой постановке, ведь сам сюжет не нов. Кстати, Митницкий, известный как первоклассный режиссер, уже ставил Толстого – его спектакль «Живой труп» (1997 г.) оказался удачным, по достоинству оцененным и критиками, и зрителями. |