Временное отсутствие парламента, как законодательного института, обусловленное его расколом на большинство, заседающее в Украинском доме, и меньшинство, несущее вахту в здании Верховного Совета, подтолкнуло главу государства к достаточно неожиданному политическому шагу. Впервые текст послания президента к Верховному Совету предварительно опубликован в газете «Урядовий кур`єр» (за 28.01.2000). «&» обращает внимание своих читателей на важнейшие моменты данного документа, реализация которых неизбежно отразится не только на экономической ситуации в стране, но и непосредственно на субъектах экономического процесса.
Стратегическая цель и стратегические приоритеты
По мнению главы государства, основной стратегической задачей Украины на ближайшие пять лет (2000-2004 гг.) станет реализация двухэтапной «Политики экономического роста». В течение первого этапа (2000-2001 гг.) правительство, считает Леонид Кучма, должно, во-первых, обеспечить рост ВВП в 2000 г. на 2%, в 2001 г. – на 4%. Во-вторых, по мнению президента, за два ближайших года правительству необходимо создать такую экономическую базу, которая бы обеспечила формирование в Украине (на протяжении второго этапа реализации данной программы 2002-2004 гг.) конкурентоспособной экономики на «самодостаточной рыночной основе».
По мере продвижения к обозначенной цели, говорится в послании президента, следует добиваться (в перспективе) ежегодных темпов роста ВВП на уровне 6-7%, укреплять ядро научно-технического и технологического потенциала (ракетно-космическая отрасль, самолето- и судостроение, танкостроение и т. д.), реформировать АПК (вплоть до его превращения в лидирующий сектор отечественной экономики) и повышать стоимость отечественной рабочей силы.Основными исполнителями поставленных задач Леонид Кучма называет парламентское большинство и правительство народного доверия.
Методы достижения поставленных целей
Оценить реалистичность достижения отечественной экономикой поставленных президентом целей в указанные сроки «&» попросил экспертов.
Ярослав Лесюк, президент фонда «Український вимiр»: Рост ВВП на 2% процента в 2000 году вполне реален. Хотя возможно, что для достижения данного макроэкономического показателя могут быть использованы методы, которые в дальнейшем затормозят перманентный экономический рост. Менее реалистично выглядит стремление сократить государственный долг с 58% до 54% от ВВП. Относительно роста частного и корпоративного сектора в структуре ВВП до 80%, то он вызывает мало оптимизма.Что касается проекта в целом, то для его реализации необходим комплекс взаимосвязанных факторов. Это согласованность между президентом, правительством, парламентом, кланами, НБУ и банкирами, предпринимателями. И не в последнюю очередь – между самими исполнителями, т. е. бизнесменами. Но такой согласованности, скорее всего, не будет.
А еще необходим один координатор. Как мне кажется, именно Виктор Ющенко должен получить карт-бланш и нести ответственность. Я думаю, этого не произойдет. Да и, кроме того, здесь есть глобальные проблемы, а не только узко экономические. Для такого рывка следует сменить тотальную апатию на веру. Этого моментально не произойдет.
Эдуард Новоселецкий, консультант Гарвардского института международного развития (Группа по макроэкономическим реформам): 2%-ный рост ВВП – вполне реальная цифра для Украины. Если проанализировать показатели 1999 года, то можно обнаружить определенные позитивные изменения. Так, рост ВВП в прошлом году составил 4,3%, хотя если рассматривать общее состояние экономики, то 0,4% спада ВВП в 1999 году все же присутствовали. Однако это лучшие показатели за последние десять лет. Если говорить о предпосылках увеличения ВВП в ближайшем будущем, то рост данного показателя может обеспечить в первую очередь предпринимательский сектор украинской экономики.
Для развития предпринимательства в Украине необходимы следующие условия: эффективная собственность, экономическая свобода, конкурентоспособная среда и стабильность. Если посмотреть на ситуацию в Украине, то эти условия декларируются, но, как правило, не выполняются. О необходимости исправления положения в данном секторе сказано и в тексте президентского послания. Однако реализацией продекларированных президентом целей придется заниматься правительству. Сегодня правительство разрабатывает свою программу. И если в итоге мы не увидим четкого и подробного плана действий по поддержанию отечественно бизнеса, то Украине никуда не деться от углубления кризиса и падения уровня жизни подавляющего большинства населения.
Владимир Грановский, директор Агентства гуманитарных технологий: В 2000 году президентом запланирован рост ВВП в 2%. В то же время самые оптимистичные прогнозы роста ВВП, учитывающие и беспрепятственную приватизацию, и повышение тарифов на коммунальные услуги, и административную реформу, и прочее, и прочее, дают 1,6%. Ведь мы уже с преобразованиями опоздали на месяц. И нет никаких оснований утверждать, что дальше все пойдет лучше.Государственный долг также вряд ли будет уменьшен. У правительства попросту нет средств для этого. Нет и стартовых условий в виде профицитного бюджета. Уменьшения долговых выплат могло бы произойти при условии ревальвации валюты, что маловероятно. Что касается доведения доли частного сектора в структуре ВВП до 75-80%, то реализация такой цели просто приведет к приватизации по бросовым ценам. Мы уже можем это наблюдать – ФГИ с начала года отчаянно пытается заложить основы для выполнения плана в 2,5 млрд., торопясь с распродажей.
Но больше всего настораживает тот факт, что «искажение реальности» идет с самого верха. Мы снова строим «потемкинские деревни». Это программирует и нереальность программы правительства, ее будут пытаться подстроить под послание президента. И вместо того чтобы получить реальный, публичный план действий, мы увидим еще одну форму «ручного управления». С его эффектом все хорошо знакомы по бюджетным процессам последних лет.
Михаил Коломиец, директор информационного агентства «Украинские новости»: 2%-ный рост ВВП в 2000 году – очень оптимистический прогноз для Украины. Мне кажется, что чисто с экономической точки зрения, этот прогноз выглядит необоснованно. Однако следует учитывать, что Кучма – не экономист, а политик, и относится к таким цифрам, как к политическому заявлению.
Что касается сокращения государственного долга на 4% к 2002 году, то, с моей точки зрения, если правительству удастся в ближайшее время договориться о реструктуризации внешнего долга, это вполне достижимая цифра. Нынешняя политическая ситуация и смелость в действиях президента и премьер-министра позволяет говорить о том, что Украина получила свой шанс на исправление экономической ситуации в стране.
Владимир Сиденко, заведующий отделом Института мировой экономики и международных отношений НАН Украины, эксперт Украинского центра экономических и политических исследований: Что касается основных макроэкономических показателей, представленных в тексте президентского послания парламенту, то они не являются чем-то новым: эти цифры уже встречались в рамках программы «Украина-2010». По моему мнению, для достижения поставленных целей необходимо соблюдение ряда условий. Таких как социальная и политическая стабильность внутри Украины и внешнеполитическая стабильность (речь идет о решении проблемы внешнего долга и обеспечении российскими энергоресурсами). Если данные условия будут выполнены, то вполне вероятны эти показатели.
Другой вопрос – насколько Украина может рассчитывать на их обеспечение. Я думаю, что здесь есть определенные сложности. Не стоит исключать и того, что раскол в парламенте повлияет на активизацию некоторых острых социальных вопросов, связанных с повышением коммунальных тарифов, дефицитом электроэнергии и ростом цен на продукты первой необходимости. А если прибавить к этому наличие определенных проблем с режимом поставок российских энергоносителей, то, мне кажется, что президент предложил оптимистический сценарий развития украинской экономики на ближайшие пять лет.