Именно из таких людей и потомок известных в прошлом цыганских корифеев певицы Дарьи Мерхоленко и актера Сергея Шишкова – заслуженный артист России Анатолий Титов. Делом всей своей жизни он считает пропаганду романсов. Не считаясь со временем, не обременяя себя поиском денег, он дает бесплатные концерты, причем не только в Москве, где он живет, но и в Киеве, других городах, ищет единомышленников. Кто-то подумает: «Чудак!», а кто-то, возможно, поддержит не только морально, но и материально. Ведь именно благодаря им, чудакам, мир не выглядит черно-белым.
«&»: Анатолий Григорьевич, для благородной цели – возрождения русского романса нужны средства, не так ли?
А. Т.: Так, но в театре, к сожалению, я не зарабатываю – гонорары там очень маленькие. Поэтому соглашаюсь практически на любую работу. Даже пою в ресторане, там есть спрос на национальную цыганскую музыку.Когда человек имеет большую мечту, он всегда найдет способ и средства воплотить ее в жизнь. Моя цель – не дать угаснуть русскому романсу. Ведь Россия, вообще славяне, единственные в мире, где жанр романса стал одной из ведущих музыкальных культур! Если в остальных странах вся музыкальная культура зиждется на двух столпах – фольклор и классика, то в России есть третий столп – жанр русского романса! Но сейчас такое время, что его мало пропагандируют.
«&»: А почему вы утверждаете, что романс гибнет? Сейчас столько богатых людей, которые любят устраивать себе праздник…
А. Т.: Он не то, что гибнет. Он находится, мягко выражаясь, не в лучшем состоянии. Благодаря чему? Благодаря той атмосфере, которая возникла в культурной среде на волнах так называемой перестройки и нового этапа строительства «капитализма с человеческим лицом». На первое место выходит музыкальная культура, которая представляет собой сплав непонятных западных направлений, эта музыка большей частью агрессивна, в ней присутствует четко заданный ритм, который вбивается в мозги людям. Может быть, потому, что сама жизнь наполнена ритмом и требует именно такого выражения?А романс – это любовь, лирика, если хотите – сентиментальность, настроение… Сейчас, к сожалению, уже мало людей, которые еще могут это воспринимать. И еще меньше людей, которые имеют возможность и желание нам помогать.
«&»: Видите ли вы выход из создавшейся ситуации? Неужели все так печально?
А. Т.: Увы! Но выходы существуют. Один из них – найти мощную коммерческую поддержку извне. Однако есть и другой – попытаться «заставить» романс работать на себя. Например, если бы кто-то из сегодняшних наших мощных поп-звезд взял в свой репертуар вместо этих бинг-бонгов два-три романса, хорошо аранжировал, то интерес к романсу возродился бы. Особенно среди молодежи!
«&»: Но Малинин, Валерия уже пытались это сделать?
А. Т.: Малинин пытался. И сделал. Но вы же знаете, в шоу-бизнесе своя игра, очень сложно выжить и работать. Там был заказ прямой: вот эту песню выбери, эту… А романс? Нет, не надо! И он сник!То же и с Валерией. Я ее знаю, она также начинала с романса и до сих пор у нее осталась тяга к нему. Но это так, для себя, а на публике она уже поет не романсы, а песни, которые заводят!
«&»: А вас купить невозможно?
А. Т.: Нет, нет и нет! Во-первых, я не звезда и искренний почитатель романса. Поэтому никогда уже не изменю своей привязанности.
«&»: Цыганский хор был неизменным атрибутом купеческих пиршеств во времена царской России. Современные состоятельные люди предпочитают другие увеселения?
А. Т.: Нельзя всех равнять под одну гребенку. Да, когда-то цыгане были модны, были, естественно, и финансовые вливания в развитие жанра. Нас и сейчас приглашают… но не в элитные клубы или салоны в качестве диковинного времяпровождения вечера, а в государственные учреждения с тем, чтобы провести концерт. Платят приличные деньги. Но это все временное.
«&»: Анатолий Григорьевич, помимо любви к романсу, вы с детства связаны с театром «Ромэн». За счет чего выживает этот прославленный коллектив сегодня?
А. Т.: Спонсоров нет. Зарубежных гастролей тоже. Еле держимся за счет дотаций: правительство Москвы кое-что платит и государство дает мизерную зарплату. Все!
«&»: Может быть, в коллективе отсутствует человек, который мог бы быть хорошим менеджером?
А. Т.: Может быть. Это не моя сфера! Театр – это особая организация, государственное драматическое учреждение. Необходим коренной перелом в его деятельности, чтобы вернуть себе утраченные позиции как в творчестве, так и в финансовом положении. Пока что человека, рискнувшего взять на себя ответственность за это, я не вижу. К сожалению…А вот клуб любителей романса «Хризантема» при Московском доме актера имени Яблочкиной, которым я руковожу уже 9 лет, существует на общественных началах. Здесь мне помогают люди, понимающие, что нужно продвигать жанр романса. Содействуют и в издании старинных нот, которые я всю жизнь коллекционирую. Моя нототека насчитывает три с половиной тысячи дореволюционных экземпляров! Приятно осознавать, что у меня еще есть единомышленники, хоть они и немногочисленны.
«&»: Есть ли среди ваших добровольных помощников «цыганские бароны»? Или это понятие – уже история?
А. Т.: Это романтика, литература и мифы. Цыгане – такие же нормальные люди, как и все остальные, они не могут жить вне общества. Хотя социальная среда и несколько иная. Поэтому обеспеченные люди, совсем не бароны, иногда могут в чем-то помочь. Но опять-таки, это помощь разовая, спонтанная!
«&»: Анатолий Григорьевич, что вы чувствуете, когда поете романсы?
А. Т.: Страсть. Возвышенность. Полет души. Ведь сюжет романса всегда один – она и он. Если что сюда и вмешивается, например, жизненные обстоятельства, – это всегда третий лишний.Мужчина вполне может быть очарован красотой свободной независимой женщины, понимая, что верность определенному, единственному – не ее стезя. Но все равно из-за этого он не станет ее сторониться. Страсть выше его рассудка, хотя досада все же остается. А любовь? На то она и любовь, чтобы страдать, мучиться, вспоминать до самой смерти.
«&»: Ваш творческий потенциал, как частная собственность, помогает вам быть на плаву?
А. Т.: Я согласен с утверждением, что творческий потенциал – это действительно тот капитал, который я имею, это та жизнь, ради которой существую. Именно он и заставляет меня в эти тяжелые времена надеяться, верить и выживать. Творческий потенциал – это мое личное жизненное накопление! Понимаете?
Николай Сличенко, народный артист СССР, лауреат Государственной премии СССР, художественный руководитель театра «Ромэн» – Мне было интересно работать с Анатолием в нашей первой совместной работе – спектакле по пьесе М. Штока «Грушенька» по мотивам повести Н. Лескова «Очарованный странник», где Титов ярко сыграл непростую роль Голована, и не менее интересно было наблюдать за его дальнейшим творческим становлением. Титов – актер многогранного дарования, широкого диапазона. Ему одинаково хорошо удаются как крупные, центральные образы в спектаклях (Будулай в «Цыгане» по А. Калинину, тот же Голован в «Грушеньке»), так и роли эпизодического плана (Дворняжкин в «Четырех женихах» И. Хрусталева, острохарактерный Сила Фомич в «Плясунье – дочь шатров» И. Ром-Лебедева и др.), которые подчас не менее трудны для их сценического воплощения. Практически во всех спектаклях, поставленных мною, А. Титов – непременный участник, и какая бы роль ему не доставалась, он всегда оправдывал режиссерский замысел. |
Мирон Петровский, писатель, культуролог – Анатолий Григорьевич Титов – настоящий артист, и он может спеть все, даже «Хабанеру» из оперы «Кармен». Но он поет романсы, причем довольно своеобразные. Дело в том, что репертуар большинства исполнителей романсов набирается из 60-70 наиболее популярных прозведений. Это так называемые модные «столичные штучки». Но мир романса неизмеримо шире! И в нем есть своя периферия, я бы сказал, «романсовая провинция». И вот Титов поет вещи из этой провинции, для большинства слушателей совершенно новые и неожиданные, но которые отнюдь не были бы таковыми для слушателей, живших 100 лет назад. Таким образом Анатолий Григорьевич создает не только чрезвычайно ценное эстетическое явление, но и несет культурно-просветительскую функцию, поскольку благодаря его исполнениям происходит круговорот информации. А в этом и есть сущность всякой культурной деятельности – в актуализации забываемых участков культуры. По-моему, так! Одно забывается, приходит серьезный человек, достает из этих глубин нечто призабытое, но ценное, и возвращает нам снова, актуализируя нашу память. Мне в этом видится величайшая ценность романсовой деятельности. Я не пророк и работаю в другой области, но думается, что очень многие люди могут получить от романса свою дозу удовольствия и жизненной радости, чего я им искренне желаю! |
СПРАВКА «&» Титов Анатолий Григорьевич – один из ведущих артистов московского музыкально-драматического цыганского театра «Ромэн», творчество которого известно во Франции, Австрии, Германии и других странах. С 1998 года – заслуженный артист Российской Федерации. Представитель славной актерской династии: внук цыганской певицы Дарьи Мерхоленко и сын одного из основателей театра «Ромэн» актера Сергея Шишкова.В 1991 году создал клуб любителей русского романса «Хризантема» при Центральном доме актера им. А. А. Яблочкиной. Клуб объединяет потомков известных в прошлом исполнителей, композиторов, поэтов, чья судьба была тесно связана с романсом: Анатолий Фомин (сын композитора Бориса Фомина), Ирина Врубель (потомок композитора Александра Дюбюка), Борис Воронов (внук Вари Паниной) и др. За время работы клуба было издано 7 сборников с нотами незаслуженно забытых романсов, с 1993 года проводятся фестивали «С любовью к романсу». В разные годы лауреатами фестиваля были Ирина Разумихина, Антон Антонов, Татьяна Захарова, заслуженный артист России Александр Пожаров, композитор Андрей Семенов, Наталья Путилова и др. Анатолий Титов – автор цикла телепередач «Роман с романсом», ведущим которого является заслуженный деятель искусств России Святослав Бэлза. Первые четыре телепередачи отмечены премией «Хрустальный глобус» и дипломом за лучшую музыкальную телепрограмму на Пятом открытом телефестивале в Ялте в 1997 году.А. Титов выпустил в свет два аудиоальбома «Ах, васильки, васильки» и «Любовь стараясь удержать». Кроме работы на сцене, гастролирует, пропагандируя жанр русского романса. |