Мысль о создании отечественного «налогового рая» возникла в Украине достаточно давно. Автору этой статьи еще в 1995 году попалась в руки служебная записка за подписью Виктора Пинзеника, в которой он на трех страницах излагал свои идеи по поводу создания оффшорного прецедента в Украине. Из контекста этой записки можно было сделать вывод, что в основу был положен (скорее всего) опыт Кипра.
Отметим, что г-н Пинзеник имел все основания создавать концепцию «украинского оффшора». Дело в том, что еще в 1992 г. был принят Закон «Об основных принципах создания и функционирования свободных экономических зон в Украине». И хотя в тексте закона отсутствовало само слово «оффшор», в перечне возможных (к созданию) свободных экономических зон были обозначены две, которые могут быть классифицированы как классические оффшоры: зона свободной торговли и свободная экономическая зона банковско-финансового типа.А чуть позже, в том же 1992 г., увидел свет декрет КМУ «О налоге на прибыль предприятий и организаций», в статье 6 которого («Оффшорное предупреждение») уже прямо говорилось о требованиях, которым должен соответствовать «украинский оффшор»:
- извлечение прибыли исключительно за пределами Украины;
- организация украинского оффшора нерезидентами;
- открытие счета в украинском банке.
Согласно ст. 6 декрета Кабмин должен был принять ряд регламентирующих и разъясняющих документов, после чего идея с организацией собственной оффшорной зоны обрела бы реальные перспективы. Но этого сделано не было – взамен начала активно претворяться в жизнь совершенно иная идея.
Кто «завалил» идею?
С подачи региональных властей отдельными законодательными актами в Украине было легализовано до десятка СЭЗ, принципы функционирования которых весьма отличались от оффшорных. Вкратце идея их свелась к следующему: не освобождение субъектов зоны от налогов, а предоставление им налоговых льгот. Причем ни о каких принципах нерезидентности речи уже не велось.
Причины бурного роста СЭЗ достаточно очевидны: закрепление льгот на законодательном уровне намного надежнее, нежели их предоставление посредством правительственных документов (ни для кого не секрет, что Кабмин, по крайней мере в прошлом, весьма активно издавал и отменял разнообразные «льготные» распоряжения и постановления).Об оффшоре вспоминали изредка, да и то как о вспомогательном варианте – на тот случай, если «забитая» в законопроекте СЭЗ не пройдет через парламент (или через экспертные управления Кабмина). И однажды идея создания классической оффшорной зоны «нечаянно» чуть не была реализована (во времена губернаторства Александра Куратченко в Запорожской области).
В это время была разработана концепция создания СЭЗ производственного типа «Стэп» в городе Степногорске. Однако после проведенного Кабмином анализа, показавшего невозможность принятия концепции «производственной» СЭЗ, группой специалистов во главе с автором этой статьи были представлены предложения для разработки концепции и технико-экономического обоснования для организации на базе Степногорска другой СЭЗ – банковско-финансового типа (принципы которой весьма близки к оффшорным). Но, к сожалению, все это так и осталось на уровне концепции и ТЭО.
Возвращение к оффшорам
И только сейчас местные и центральные власти, так и не дождавшись ожидаемого бурного эффекта от существования СЭЗ, стали проявлять все больше заинтересованность в возникновении оффшорной зоны в Украине. Ведь в отличие от обычных существующих ныне СЭЗ оффшор способен принести деньги, а не уменьшить их поступление в бюджеты (как получается из-за налоговых льгот в СЭЗ). Так, вероятные доходы от функционирования оффшорной зоны в Украине могут быть следующими:
- государственный сбор при регистрации (может колебаться от $500 до $800);
- государственная пошлина от суммы заявленного уставного капитала (может варьироваться от 0,5% до 5%);
- минимальный установленный налог на чистую прибыль (от 1,5% до 5%);
- оплата административных услуг – секретаря, регистрационного офиса, номинального директора (резидента Украины), оплата подготовки отчета, аудит отчета;
- в случае возможности регистрации банков, страховых компаний – оплата стоимости лицензий и их ежегодного продления;
- если местом организации оффшорной зоны будет определен Крым, то это – регистрация судоходных компаний;
- оборотные средства – если обязательным условием регистрации компании в украинской оффшорной зоне станет открытие счета в уполномоченном украинском банке.
По сути, вышеприведенные позиции вполне могут лечь в основу функционирования (к примеру) Крымской оффшорной зоны свободной торговли. Нельзя забывать и о том, что в Степногорске все-таки может быть создана СЭЗ банковско-финансового типа.
Казалось бы, дело за малым – легализацией «украинского оффшора», что прежде всего выгодно самому государству. Однако не все зависит от одних лишь намерений власти (даже оформленных в виде правового документа с подробным описанием оффшорных принципов функционирования новой СЭЗ). На пути создания украинского оффшора стоит очень много проблем т. н. «внешнего» характера.
Что нужно делать?
Во-первых, для реального функционирования даже провозглашенной оффшорной зоны необходимо преодолеть недоверие западных инвесторов, возникшее уже за годы независимости Украины (с этим пока не получается: вспомним усилия парламента, направленные на лишение льгот СП и индифферентность Конституционного суда в вопросе подтверждения льготного статуса СП. – Прим. ред.). Во-вторых, возможных владельцев предприятий в «украинском оффшоре» не может не настораживать усиленное внимание украинских контролирующих органов к деятельности предпринимательских структур. Но все это – проблемы больше субъективного характера. Кроме них существуют еще и объективные препоны для существования украинского оффшора в международном экономическом пространстве.
Так, Украина должна выполнить некоторые формальности, например, ратифицировать Международный акт об IBC от 1985 года. Это необходимо по той причине, что, как бы в законодательстве в разной форме не декларировались условия функционирования нерезидентных компаний, для зарубежного бизнесмена важно знать: присоединилась или нет Украина к этому классическому документу оффшорных зон.Помимо этого, Украина должна также присоединиться к международной Гаагской конвенции от 1961 г. в отношении легализации документов (Apostille). То есть нотариальное заверение документов, а также документы, которые выходят из регистрирующих органов, не могут быть приняты в Великобритании или Германии без заверения Apostille.
Одна из самых больших проблем – открытие счетов. Практически однозначно можно говорить, что запрет потенциальными потребителями данной услуги в открытии счетов за рубежом будет воспринят отрицательно. Доверие к украинским банкам со стороны зарубежных инвесторов общеизвестно. Но как промежуточный вариант можно принять решение об уполномоченных банках, в которых необходимо будет открывать счета. Этими уполномоченными банками могут быть украинские банки со стопроцентным иностранным капиталом, учрежденные известными мировыми банками.
И последнее. Необходимы также:
- достаточно мощная рекламная кампания;
- проведение работы по «переманиванию» потенциальных оффшоровладельцев из юрисдикций проблемных, как тот же Гибралтар или Ирландия, которая уже прекратила регистрировать оффшоры;
- государственная поддержка (которая может выражаться в максимально упрощенных схемах регистрации оффшорных компаний, а также в четко определенных гарантиях и определенных сроках существования оффшорного режима).
Очевидно, что все вышеописанное за быстрое время не реализовать.
Зачем украинский оффшор украинскому предпринимателю?
Итак, даже если закон, легализующий оффшорную зону свободной торговли (допустим, в Крыму), появится в самое ближайшее время, пройдет еще несколько лет до тех пор, пока эта зона начнет реально функционировать – и то при ответственном подходе властей к выполнению перечисленных мероприятий. Иначе первый «украинский оффшор» станет одной из СЭЗ в ряду себе подобных.
При всем том украинским предприятиям не следует особо рассчитывать на возможности по оптимизации налогообложения с помощью, скажем, крымского оффшора. Принципы нерезидентности (без которых проектируемая СЭЗ не может называться оффшорной) не отрицают возможности ведения бизнеса украинской фирмой в украинской оффшорной юрисдикции, но при этом освобождения от налогов такая фирма не получает. Конечно, возможны сложные схемы, предусматривающие цепочку оффшорных инструментов с последующим выходом в украинскую оффшорную зону. Однако эффективней и дешевле отечественным предпринимателям в тех же целях использовать близлежащие венгерский или чешский оффшоры.Выгода создания украинского оффшора в другом: получит бурное развитие новый вид услуг – секретарских и поручительских. Кроме того, при обязательности аудита и составления отчетности выгоду смогут получить аудиторские фирмы. Уполномоченные украинские банки также не останутся без дел.