На пресс-конференции в Госкомсвязи и информатизации 28 декабря 1999 года была обнародована оценка стоимости имущества «Укртелекома» и уставный фонд будущего ОАО «Укртелеком». Днем позднее – 29 декабря – появился Указ президента №1626/99 «О неотложных мерах по ускорению приватизации имущества в Украине» («Про невiдкладнi заходи щодо прискорення приватизацiї майна в Українi»), в котором, в частности, Кабинету министров Украины было поручено (п.11 указа) «внести до 15 января 2000 года на рассмотрение Верховного Совета проект закона Украины о приватизации государственного предприятия электросвязи «Укртелеком». Таким образом, третья попытка принять этот закон несколько упрощается тем, что официально указана цена имущественного комплекса УГПЭС «Укртелеком».
Беспрецедентная оценка
До сих пор в Украине не было прецедента оценки такого вида имущества, как владение правами пользования, правами полного или совместного владения емкостями подводных систем и международных наземных систем. Кроме того, ни одному из приватизируемых предприятий не приходилось проводить столь масштабную экспертную оценку своих долгосрочных финансовых вложений в совместные предприятия (в данном случае – «Утел», УМС, «Инфоком»).
Оценка стоимости целостного имущественного комплекса «Укртелеком» проведена согласно Методике, утвержденной Постановлением Кабмина от 22.07.98 г. №1114. В работе по корпоратизации и оценке стоимости предприятия принимали участие две компании – «Донецкаудит» и инвестиционная компания «Украина» (были определены в результате конкурса, в котором участвовало 9 компаний). Работа над оценкой предприятия, по словам председателя Госкомсвязи и информатизации О. Шевчука, продолжалась три с половиной месяца.
Стоимость целостного имущественного комплекса «Укртелеком» оценена в 4014505 тыс. грн. Размер уставного фонда будущего ОАО «Укртелеком» – 2508252 тыс. грн. Уставный фонд предприятия разделен на 10 033 008 000 простых именных акций номинальной стоимостью 0,25 грн.
О. Шевчук отметил, что эта оценка ни в коем случае не является продажной ценой при предстоящей приватизации «Укртелекома» – она может служить лишь базисом, от которого можно отталкиваться в будущей приватизации.
Конъюнктурная цена
По мнению О. Шевчука, цена будет зависеть от спроса и предложения, которые в свою очередь зависят от времени начала приватизации и сложившейся на этот момент конъюнктуры на мировом рынке. Он не совсем согласен с подходом, который сейчас используется при планировании Программы приватизации на 2000 год (приватизация «Укртелекома» должна принести в бюджет 750 млн.грн.): «я считаю, что сегодня у нас задача одна – продать как можно дорожеЙ Мы сделаем все возможное, чтобы выбрать то время, когда предложения в мире (по продажам аналогичных компаний) не будут создавать нам конкуренции, которая приведет к снижению стоимости наших акций». Хотя, принимая во внимание указ президента №1626/99, вопрос о том, кто будет принимать решение о сроках вряд, ли уместен.
Планируемые 750 млн. грн. за 25% акций (план первого этапа продажи) – не слишком значительная сумма. Учитывая сегодняшний курс доллара – примерно $150 млн. (или – приблизительно $70 за одну линию (номер телефона). Такой низкой цены еще не было в истории приватизации восточноевропейских и центральноевропейских «телекомов».
Но все же следует отметить, что, как показывает опыт, цена зависит от многих факторов. В том числе и от общего развития телекоммуникаций в стране (бизнеса или годовых доходов приватизируемого предприятия), и от состояния экономики страны (то есть потенциальных возможностей телекоммуникационного рынка).
Стагнирующий бизнес
По развитию наземной телефонной связи Украина находится далеко не в лидерах. В мировой практике принято, что степень развития телекоммуникаций в стране определяется телефонной плотностью (ТП – количество телефонов на 100 жителей) и обычно отвечает уровню развития ее экономики. То есть, чем ближе зависимость ВВП/на душу населения от ТП к прямолинейной, тем сбалансированнее инфраструктура телекоммуникаций и экономика страны.
Для достижения Украиной уровня ТП, соответствующего уровню развитых стран (при расчетной стоимости ввода одного номера в $1000), потребуется не менее $15 млрд. Что в случае с Украиной выглядит очень далекой перспективой. Между тем у «Укртелеком» есть еще проблема модернизации АТС, которые сегодня установлены в сети – примерно 80% из них надо менять (АТС морально и физически устарели). В новой «Концепции развития связи Украины на период до 2010 года» стоимость модернизации указана в размере $6 млрд. Эти деньги также вряд ли будут изысканы.Еще один трудный для «Укртелеком» вопрос – расстановка сил на рынке телекоммуникаций. Слишком ранняя либерализация украинского рынка телекоммуникаций привела к тому, что к моменту принятия решения о приватизации «Укртелекома» было выдано более 700 лицензий на различные виды деятельности в области электросвязи. И пусть далеко не все приступили к этой деятельности (реально действующих операторов – порядка двухсот), тем не менее лучшие ниши на рынке связи заняты: сотовая, передача данных (в т. ч. и Интернет), междугородная и международная, так называемая бизнес-связь (обеспечение высококачественной связью корпоративного пользователя) и др.
Как отмечает министр экономики Сергей Тигипко: «Мы сами наплодили кучу конкурентов «Укртелекому», которые развиваются и отбивают у него клиентов в жесткой конкурентной борьбе. А наш монополист тем временем перестает быть монополистом. Перестает заботиться о социальных последствиях приватизации и интересовать инвесторов». Хотя все же не следует забывать о том, что часть доходов других предприятий перетекает в «Укртелеком» (за доступ к первичной сети и другие подобные услуги необходимо платить). Кроме того, 51% акций в СП «Утел» и УМС номинально владеет опять же «Укртелеком».
Тем не менее, невзирая на ежегодный средний рост гривневых доходов от предоставляемых услуг (примерно 6% в год), «Укртелеком» теряет деньги в долларовом эквиваленте. Чтобы узнать о причинах, достаточно взглянуть на тарифы за предоставляемые услуги -на местную связь (95% трафика принадлежит «Укртелекому»), междугородную и международную (42% и почти 100% соответственно принадлежат «Утел»), сотовую (УМС владеет не менее 70% трафика). И дело даже не в том, что тарифы на местную связь низки, а на другие высоки – первая «работает» в гривневом эквиваленте (то есть полностью зависит от текущего курса), а остальные виды связи (кроме междугородной) привязаны к долларовому эквиваленту.
Таким образом «Укртелеком», ничего не делая, стал стремительно терять бизнес. Как отметил представитель компании «Оптима» (одного из конкурентов «Укртелекома») Велвел Лозински, «надо что-то делать с «Укртелекомом» или через два года с ним уже нечего будет делать».
Конфликт интересов
Конкретные сроки возможного начала приватизации «Укртелекома» будут зависеть от принятия закона Украины о приватизации государственного предприятия электросвязи «Укртелеком».
Подготовка законопроекта – третья попытка исполнительной власти провести законодательное решение по приватизации самого крупного предприятия Украины, находящегося в государственной собственности. Первая была сделана 15 декабря 1998 г. – тогда ВС отклонил первый законопроект Кабмина «Об особенностях приватизации Украинского государственного предприятия электросвязи (УГПЭС) «Укртелеком». Второй законопроект того же Кабмина с аналогичным названием (во исполнение указа президента от 28 июня 1999 г.) также был отклонен парламентом, но уже 9 июля 1999 года.Стоит выделить несколько основных моментов, которые никак не удается утрясти Кабмину с ВС. При подготовке двух предыдущих законопроектов исполнительная власть пыталась навязать свой вариант законопроекта «Об особенностях приватизации УГПЭС «Укртелеком». Что, понятно, не могло не вызвать ответной реакции ВС. Не проводилась и должная работа по вовлечению в процесс сторонников и т. п. По мнению ряда депутатов, их отстраняли от разработки законопроекта, предложения не учитывали и пр. «Я считаю, вопрос был плохо отработан и в комитетах, и с парламентариями, и во фракциях, – говорит Валерий Череп. – Когда принимаются такие серьезные, судьбоносные решения, необходимо работать с каждым депутатом и не один раз».
Оба законопроекта о приватизации «Укртелекома» предусматривали передачу прав управления процессом приватизации в руки Кабмина, что опять же не нравилось ВС. Как сказал Александр Рябченко: «Может быть, зря в приватизационные указы вносится такая фраза, что официальное разъяснение по закону будет давать Кабмин. Она сразу всех настраивает против. У нас же Конституционный суд дает разъяснение. А тут будет давать разъяснение Кабмин… Я не знаю, кому это нужно».Не нравилось депутатам и распределение приватизационных средств. Стоит отметить, что ряд депутатов, в том числе и представитель президента Роман Бессмертный, просто органически не согласны с тем, чтобы средства от приватизации распределялись по той схеме, которая существует на сегодня (90% в бюджет). «Как по мне, то из приватизации «Укртелекома» на социальные потребности я бы не дал ни гривни. А все эти деньги вложил бы в развитие и реконструкцию предприятия. Если правительство не заложит в бюджет средства на реконструкцию «Укртелекома», в ближайшее время мы будем иметь колоссальную проблему связи в Украине», – так прокомментировал второй приватизационный заход Кабмина Р. Бессмертный.
Кроме того, как отметил при обсуждении второго законопроекта Анатолий Хмелевой: «В нем нет технико-экономического обоснования. Во сколько оценивается этот объект? Какая у него балансовая стоимость, сколько предполагается выручить денег, куда они будут направлены?».
Ну и наконец, одним из основных препятствий было политическое – приближались президентские выборы.
Очевидно, что сейчас ряд серьезных препятствий снят: закончились выборы, проведена корпоратизация, оценка и т. д. Как сказал О. Шевчук, «думаю, закон будет принят. Я не вижу возможностей у парламента приостановить процесс, который мы начали согласно указу президента…».
События и перспективы
В начале 1998 года Кабмин утвердил Программу реструктуризации предприятия, а 1 июля этого же года процесс преобразования объединения «Укртелеком» в единое госпредприятие был завершен (все облтелекомы преобразованы в филиалы).
В мае прошлого года был дан старт корпоратизации предприятия, конечной целью которой являлось создание на базе «Укртелекома» государственного акционерного общества. А 27 декабря процесс корпоратизации в «Укртелекоме» был завершен. Оценку проделанной работе 28 декабря на пресс-конференции дал О. Шевчук: «Мы не ждали – мы сделали 60% работы, которая изначально ставилась в прямую зависимость от закона». Он также отметил, что проект устава ОАО «Укртелеком» уже подписан – теперь дело за его регистрацией.«Корпоратизация» – это не демократическая процедура, а способ преобразовать госпредприятие «Укртелеком» в гибкую рыночную структуру. Во время первого этапа мы достигли того, что «Укртелеком» преобразован в единое предприятие, осуществлена реструктуризация организационной структуры, финансового и инвестиционного менеджмента. Структура компании и ее управление стали приближенными к условиям современного рынка, ориентированными на потребителя и на бизнес. Во время второго этапа произошла непосредственно корпоратизация – преобразование в акционерное общество и предоставление компании более эффективной правовой формы. Считаю, что мы достигли главной цели реструктуризации – повышения инвестиционной привлекательности», – отметил Олег Шевчук.
Параллельно решается и вопрос объединения «Укртелекома» и «Утела» (по некоторым оценкам, стоимость «Укртелекома» при таком объединении может возрасти на 30%). Сегодня, по словам Шевчука, уже достигнуты договоренности с двумя западными учредителями «Утел» – американской компанией AT&T и голландской KPN Telecom. По словам гендиректора «Укртелекома» Леонида Нетудыхаты, первая компания уже начала выплату стоимости ее доли. Однако с деньгами, как отметил заместитель председателя Госкомсвязи и информатизации Анатолий Довгий, возникают определенные проблемы. По его данным, найти в Украине средства, достаточные для выплаты полной стоимости доли AT&T, не представляется возможным (требуется дополнительно порядка $40-50 млн.). Отечественные коммерческие банки не готовы предоставить такой кредит. Поэтому прорабатывается несколько вариантов поиска средств, в том числе не исключено привлечение средств от предполагаемого стратегического партнера параллельно с процессом приватизации (то есть покупка доли «Утел» может состояться и после начала приватизации «Укртелекома»).