Я, если можно так выразиться, потомственный коллекционер – «ударная часть» коллекции досталась мне от отца, который был фанатом этого дела. Он не просто увлекался коллекционированием, он жил для того, чтобы пополнять свою галерею и сдувать пылинки с полотен. Я отчетливо помню полуголодное детство и случаи (которые были, скорее, правилом, чем исключением), когда отец тратил все имеющиеся в доме деньги на картину. Таких фанатов сейчас уже, наверное, не осталось – «старая гвардия» увлеченных интеллектуалов сошла со сцены, а их коллекции большей частью вывезены за рубеж. Во времена перестройки в Украине вообще как-бы возник вакуум в этом плане: одни уехали, другие продали то, что собирали всю жизнь, а «новых» интересовали преимущественно мерседесы и казино.
Но времена меняются. Рубеж «первичного накопления» многими уже преодолен, машины куплены, дома построены. Пришло время найти что-то для души или для престижа – кому что нравится. И коллекционирование идеально подходит и для того, и для другого.
Тайная страсть или выгодные инвестиции
Сейчас коллекционирование, как говорится, «на волне»: модное увлечение, хоть и доступное пока немногим. Самые крупные коллекционеры в нашей стране, впрочем, как и во всем мире, – деловая и политическая элита. На уровень ниже – известные актеры, музыканты, художники и другие представители интеллектуального бомонда, которые могут позволить себе купить антикварное колечко по цене хорошего автомобиля. Но для каждого из них собранные картины или, скажем, старинная мебель, важны по-своему.
Для одних – это дело престижа, показатель богатства и в меру хорошего вкуса. Эти коллекционеры обязательно демонстрируют свои приобретения друзьям и знакомым по любому случаю, не забывая упомянуть о стоимости каждого образца. И таких людей сейчас больше всего, преимущественно это представители бизнеса.Другие становятся коллекционерами из чисто эстетических побуждений. Я знаю людей, у которых естественное желание сделать свое жилище красивым или подарить жене старинный подсвечник ко дню рождения со временем переросло в страсть к изящным и красивым вещицам.
Есть коллекционеры, для которых произведения искусства – выгодный объект инвестирования. Ведь вещи такого рода (если они удачно и правильно подобраны) никогда не падают в цене. Наоборот, стоимость их постоянно растет. Вот, например, работы украинского художника Николая Глущенко за последние два года подорожали в среднем на $2000 каждая. То же можно сказать о полотнах Татьяны Яблонской, Сергея Григорьева, Евгения Волобуева. Но важно не только разбираться в определенном направлении, но и знать рынок, уметь его прогнозировать. А таких профессионалов у нас пока единицы. Почти все они поставили коллекционирование на уровень бизнеса, открыли свои галереи, постоянно бывают на зарубежных аукционах и в среде коллекционеров считаются экспертами.
Справедливости ради стоит упомянуть и о тех, кто отдается коллекционированию с полным фанатизмом. Это те, кого принято считать чудаками, «не от мира сего», кто отдаст любые деньги, чтобы заполучить недостающее звено в свою коллекцию, кто может без колебаний потратить целое состояние для приобретения шедевра, даже зная, что он краденый (и что его никогда нельзя будет не только продать, но даже показать друзьям). Думаю, что сколь бы мало таких коллекционеров не было сегодня в Украине, со временем их станет больше – ведь чем больше занимаешься коллекционированием, тем сильнее оно «засасывает». Это как страсть – сначала тебе просто нравится вещь, потом просыпается любовь, а затем она переходит в азарт игрока или охотника.
О чем молчат картины
Конечно, чтобы собрать хоть мало-мальски ценную коллекцию, нужно иметь определенную сумму. Сколько – это зависит от того, что и где покупать. Старинную икону в антикварном магазине можно купить за $2-10 тыс., а можно заплатить «нужному» человеку $1 тыс. и он купит такую же у бабки из глухой деревни за 100 грн.
Коллекционер русского концептуализма начала века должен быть не просто богатым, а очень богатым: такие картины – редкость и ценятся высоко (от $100 тыс.). Работы западных художников чуть дешевле – $40-100 тыс. Полотна украинских художников вполне доступны по цене: например, работы Т. Яблонской стоят $5-10 тыс., Н. Глущенко – от $2,5 тыс., а «творения» малоизвестных художников можно купить и за $500. Важно только угадать, станет ли этот «малоизвестный» через год-два модным? А иначе ведь покупка теряет всякий смысл и спустя лет пять за нее никто гроша ломаного не даст.
Но стоимость коллекционных образцов – это только 50-70% того, что тратит человек, увлеченный этим делом. Добавьте расходы на экспертов (от 1% до 5% стоимости объекта экспертизы), реставрацию (такая же сумма), поиски интересующей вещи (от $10 до $1000), хранение. Ведь в обычной квартире дорогую коллекцию не оставишь – завтра же унесут. Да и за бронированными дверями и зарешеченными окнами с сигнализацией коллекционер и его «детище» не всегда в безопасности. Так что чем дороже коллекция, тем больше опасность быть, в лучшем случае, обворованным. Поэтому серьезные коллекционеры или нанимают охрану (от $200 в месяц), или хранят художественные ценности в специальном домашнем тайнике (его оборудование стоит до $5 тыс.), а иногда держат самые ценные экземпляры в банковском сейфе (аренда одной ячейки – до $100 в месяц).
Арт-рыночные трудности
Как бы то ни было, но украинский коллекционер испытывает намного больше трудностей, чем коллекционер в любой другой развитой стране. И связано это прежде всего с отсутствием цивилизованного арт-рынка.
Тот, кто начинает собирать коллекцию (неважно чего – картин или оловянных солдатиков 18 века), должен решить, как минимум, три проблемы: где купить интересующую вещь, где найти грамотного эксперта, который сможет ее оценить, и как в случае необходимости эту вещь продать.
Купить коллекционную вещь можно тремя способами: через галереи (антикварные магазины, художественные салоны), аукционы и в частных коллекциях. Приобретение картины в галерее наиболее надежно: во-первых, вы застрахованы от подделки, во-вторых, получаете сертификат на свое приобретение, что существенно упрощает дальнейшую продажу, в-третьих, имя известной галереи повышает рейтинг купленной там вещи и, соответственно, ее цену. Это один из самых распространенных способов пополнения коллекции за рубежом. Но проблема украинского арт-рынка состоит в том, что хороших галерей очень мало. Например, в Киеве их не более 5, тогда как, скажем, в Париже – несколько сотен.
На аукционах можно купить раритетные вещи и настоящие шедевры, правда, цена может быть очень высокой. Но украинского аналога знаменитых «Сотби» или «Кристи» нет и так скоро не будет. К примеру, последний аукцион антиквариата в Киеве проходил 5 лет назад. Существует ежегодный аукцион по антикварной живописи на Подоле, в филиале Музея истории Киева. Он интересен тем, что 90% выставляемых там работ принадлежат кисти мастеров различных украинских живописных школ и только 10% – европейским художникам. Что же касается зарубежных аукционов, то наши соотечественники участвуют в них не часто – кроме расходов на дорогу, при въезде в Украину придется еще платить весьма высокий таможенный сбор на ввоз произведения искусства.Покупка у частного коллекционера чревата опасностью приобретения подделки. За подлинник же могут попросить больше, чем он стоит. Вот тут коллекционер сталкивается с еще одной проблемой – отсутствием в Украине грамотных экспертов. У нас всего два специалиста, с именами которых считаются на мировом рынке и чья подпись на свидетельствах принимается безоговорочно на всех аукционах – Игорь Дыченко и Юрий Горбачев. Некоторые коллекционеры пользуются услугами музейных работников, но они, по моему мнению, оторваны от реального рынка и привыкли считать, что все произведения искусства бесценны. Тогда как любое имеет вполне реальную стоимость, которая зависит от многих факторов – начиная от известности автора, сохранности, возраста и заканчивая востребованностью на рынке в данное время. Выход из такой ситуации каждый коллекционер находит собственными усилиями. Например, те, кто собирает работы русских художников, пользуются услугами московских экспертов.
Мешает развитию отечественного арт-рынка и то, что в Украине сегодня действуют законы, запрещающие вывоз антиквариата. Естественно, в силу этого нет единого рынка с Европой и существует разница в ценах – у нас пока дешевле, чем в Европе. А значит, у многих есть желание вывезти антикварную вещь нелегально и на этом заработать.Не было бы этих запретов – автоматически выровнялись бы цены, пропал бы всякий интерес к контрабандному вывозу остатков того, что есть. Более того, возможно, к нам бы уже пошел поток антиквариата, что тоже очень важно.
Купив первую картину для своей будущей коллекции, стоит серьезно взвесить все за и против этого увлечения. Но если вы все-таки решили стать коллекционером, то кроме трудностей, наверняка получите и массу положительного: увлекательное занятие, общение с прекрасным, чувство причастности к истории, в конце концов способ заработать. А по сравнению с этим, согласитесь, любые трудности воспринимаются просто как мелкие неудобства.
Мистер Инкогнито, авторитетный эксперт, попросивший не называть его имени – Естественно, каждый коллекционер, как бы он не был оторван от «мирской суеты», старается сделать так, чтобы коллекция начала «работать», хотя бы на себя. Зарубежный коллекционер, имеющий мало-мальски ценное собрание тех же картин, может давать их музеям «на временное пользование» – для участия в выставках – и получает за это кругленькую сумму. У нас же- наоборот. Выставки приносят коллекционеру одни расходы, при этом он еще ночь не спит, думая, как бы картины «не уплыли» из практически не охраняемого музейного зала (в отдельных случаях коллекционеры даже сами нанимают дополнительную охрану). Впрочем, выставка собственности – всегда праздник для коллекционера. Хотя бы потому, что повышает рейтинг и коллекции (а значит, ее стоимость), и ее владельца (с ним охотнее будут иметь дело другие коллекционеры). Да и естественное человеческое чувство гордости не на последнем месте – ведь коллекция жива только тогда, когда ее видят люди. |
Людмила Березницкая, владелица и директор художественной галереи «Л-арт» – Коллекционер всегда связан с арт-рынком, ведь собрание каких-то вещей – это то, что должно быть в постоянном движении. Сначала коллекционер покупает одни работы, потом со временем понимает, что часть из них уже не вписывается в общую идею коллекции, то есть их нужно продать, чтобы купить взамен новые. А продать всегда хочется с прибылью, или хотя бы без убытка. Так, методом проб и ошибок, коллекционер сам становится экспертом. Например, те, кто два года назад купил работы Н. Глущенко за $500, сегодня могут их продать уже за $2,5 тыс. Но бывает и так, что со временем рейтинг какого-то художника падает, и тогда коллекционер остается в проигрыше.Коллекционеры продают картины чаще всего через галереи, аукционы или непосредственно в частные коллекции. Но для этого тоже нужно знать конъюнктуру рынка и уметь прогнозировать ситуацию. Например, на западных аукционах можно успешно продать или очень дорогие, или очень дешевые картины. Причем неизвестные художники Запад не интересуют. |