В политической жизни Украины, возможно, наступает новая эра. Новый президент, каким пообещал стать Леонид Кучма, объявил начало реформы исполнительной власти. А новый премьер, заявивший о намерении создать качественно новое правительство, должен воплотить президентские начинания в жизнь. При благоприятном стечении обстоятельств Украина имеет шанс забыть об угрозе дефолта, о противостоянии исполнительной и законодательной власти, о чиновничьем произволе и о многом другом. В связи с этим у украинских бизнесменов наконец появилась надежда на будущее. Причем, это касается не только «акул бизнеса», и ранее достойно представленных в органах власти, но и мелких и средних предпринимателей, а также иностранных инвесторов. Сколь обоснованны все эти надежды?
Президент решился на реформы исполнительной власти
Административная реформа, о необходимости которой говорится с 1997 года, реально началась с подписания президентом в декабре прошлого года указов «О системе центральных органов исполнительной власти», «О составе Кабинета министров», «Об изменениях в структуре центральных органов исполнительной власти». В документах идет речь о существенном сокращении количества госслужащих (примерно на 300 тысяч человек), ликвидации ряда министерств и ведомств, а также об оптимизации работы органов исполнительной власти путем упорядочения их подчиненности. Фактически президент предложил отказаться от массового дублирования органами исполнительной власти полномочий и функций друг друга. Такие новации, по мнению экспертов, снимут для мелкого и среднего бизнеса многие бюрократические преграды и, что немаловажно, сократят расходы на взятки чиновникам.
В контексте реформирования центральных органов исполнительной власти в Украине Кабинету министров запрещено вмешиваться в деятельность отдельных министерств. Таким образом, лоббистам, до сих пор предпочитавшим работать с центральным аппаратом Кабмина, теперь придется искать прямые «выходы» на отраслевые ведомства. Само правительство согласно президентским указам превратится в своего рода политическую структуру, которая будет определять на уровне государства (а не каждой отдельной отрасли и предприятия) стратегию экономического развития и нести политическую ответственность за результаты своей деятельности.Кроме того, президент решил сократить бюджетные расходы на содержание чиновников. В частности, планируется, что единый орган должен ведать хозяйственными делами парламента, правительства и президента. Таким образом, туманные истории с «дачными домиками», на покупку которых иногда уходила львиная доля доходов отрасли, в будущем должны быть исключены, поскольку факты их строительства станет невозможно сохранить в тайне. Кстати, народные депутаты в беседах с журналистами больше всего нарекают именно на этот пункт «президентской программы», говоря о том, что он не предполагает достойного народных избранников материально-технического обеспечения их деятельности. Однако в Конституционный суд с такими претензиями депутаты обращаться не собираются. А поскольку других серьезных и неразрешимых проблем, связанных с реформой исполнительной власти, депутатами не упомянуто, то можно считать, что со стороны Верховного Совета противодействия президентским начинаниям не будет.
Следует только отметить, что категоричное «против» административным реформам в их нынешнем виде сказали Леониду Кучме некоторые влиятельные сотрудники его же администрации. Суть претензий сводится к тому, что ликвидация Минпромполитики и создание Минтопэнерго – решения крайне непродуманные, поскольку Министерство экономики и Минтопэнерго могут превратиться в «государства в государстве», контролируя все и вся в наиболее привлекательных отраслях. Возможно, президент прислушается и несколько изменит редакцию указов относительно двух названных министерств, а поэтому бизнесмены, для которых важны топливо и энергетика, пока еще не расслабляются. К тому же абсолютно все представители Администрации президента и депутаты Верховного Совета признают, что указы Леонида Кучмы готовились на скорую руку и подписывались под давлением международных финансовых организаций, а потому в деталях документы во многом не стыкуются между собой. Да и сроки проведения реформ – до 1 марта – никто из власть имущих не считает реальными. По их словам, ощутить изменения можно будет, дай бог, к концу 2000 года.
Осуществлять административную реформу придется Виктору Ющенко
Оптимисты возлагают огромные надежды на то, что именно новый премьер-министр Виктор Ющенко сможет реализовать президентские планы по реформированию центральных органов исполнительной власти. Ведь бывший главный банкир, по их мнению, не связан тесно с действующими в Украине кланами и олигархами, а потому может позволить себе действовать достаточно свободно.
Кстати, очень хорошо информированные источники утверждают, что накануне утверждения Виктора Ющенко на пост премьер-министра Леонид Кучма провел закрытую встречу с представителями 10 парламентских фракций, которые и выдвинули эту кандидатуру на пост премьера. По словам источников, во время встречи президент поставил жесткое условие: он откажется от идеи референдума только в том случае, если ситуативное большинство в составе «десятки» не будет препятствовать Ющенко формировать правительство на свое усмотрение, а также на свой страх и риск.
Так, Виктор Ющенко считает необходимым назначение на один из ключевых постов в Кабинете министров Виктора Пинзеника, хотя эта кандидатура не входила ни в какие планы парламентской группы «сильнейших» – СДПУ(о), «Трудовой Украины» и «Возрождения регионов». Правда, те же источники утверждают, что новый премьер прислушался к рекомендации президента оставить в правительстве Анатолия Кинаха и Сергея Тигипко. Фактически Л. Кучма обязал парламент под угрозой референдума не мешать Ющенко формировать «правительство молодых реформаторов», под которое, как рассчитывает официальный Киев, реструктуризируют неподъемные для Украины внешние долги, Запад продолжит кредитные программы, а Россия решит вопрос с поставками энергоносителей.
Виктор Ющенко, в свою очередь, во время выступления в парламенте весьма оптимистично оценил возможность принципиального решения долговых проблем Украины. Вероятно, конкретные планы известного монетариста будут изложены в программе правительства, появление которой ожидается примерно к концу января-началу февраля. К этим срокам, по мнению народных депутатов, украинское правительство может быть полностью сформировано.Аналитики утверждают, что правительство Ющенко не будет коалиционным – и в силу нежелания многих политических сил брать на себя ответственность за экономическую ситуацию в стране, и по причине обещания не торопить события и не давить на Верховный Совет, требуя создания большинства, которое Ющенко дал фракциям на этапе согласования его кандидатуры. Скорее всего, формирование нового состава исполнительной власти будет проходить по «мягкому сценарию», предполагающему не дамоклов меч роспуска парламента, а постепенные согласования и компромиссы относительно всех кандидатур на министерские посты между всеми группами влияния. Однако депутаты уверены, что согласовать все со всеми невозможно, а поэтому угроза пресловутого референдума будет выполнять роль бича в руках президента, как минимум, до конца 2000 года. Депутаты также уверены в том, что сенсационное, но максимально неконкретизированное заявление Генпрокуратуры о тысячах уголовных дел, в том числе ужасно громких (которые пока не обнародуются, ибо расследуются), сделано не зря. По мнению многих парламентариев, таким образом президент напомнил Верховному Совету, что он – хозяин положения, а поэтому сильнейшие группы влияния должны согласовывать свои действия и не начинать разного рода «войн», наносящих ущерб имиджу президента.
Аналитики прогнозируют, что до конца 2000 года большинство в парламенте сохранится и будет действовать в том направлении, которое укажет президент. Сегодня Леонид Кучма указал на необходимость проведения административной реформы в Украине. Скорее всего, в течение года большинство превратится из ситуативного в вынужденное, а качество отношений между депутатскими группами и ветвями власти не изменится. Однако неизбежные распри совсем уйдут из публичной в теневую политику. В таких условиях премьеру понадобятся железная рука, стальные нервы и недюжинные способности к компромиссу. Эксперты уверяют, что у Виктора Ющенко все эти качества пока еще есть.
Юрий Ехануров, народный депутат Украины – Успех реформ зависит от сильной воли правительства. Я уверен, что Виктор Ющенко способен осуществить запланированные президентом изменения в системе исполнительной власти. А это, в свою очередь, станет началом принципиального изменения экономической политики государства и коренного реформирования отношений по линии государство-бизнес. Такие перемены можно только приветствовать. Но существует серьезнейшая проблема – жестокое сопротивление чиновников запланированным изменениям. Вероятно, и президенту, и правительству, да и Верховному Совету предстоит в связи с этим выдержать не один бой… |
Михаил Сирота, народный депутат Украины, член фракции «Трудовая Украина» – Для эффективного проведения объявленной президентом административной реформы необходимы три фактора: создание конструктивного парламентского большинства, формирование принципиально нового функционального правительства, совместная разработка и утверждение парламентом и правительством программы Кабинета министров, за выполнение которой должны нести отвественность и члены нового правительства, и народные депутаты. Думаю, у Украины есть все шансы обеспечить все три фактора и провести успешную реформу системы исполнительной власти. |
Александр Мартыненко, пресс-секретарь президента Украины – Административная реформа крайне необходима, поскольку чиновничий аппарат давно уже тормозит экономические реформы. Собственно, сокращением и оптимизацией органов исполнительной власти следовало бы заняться раньше, а сейчас можно только сожалеть о том, что потеряно много времени. Однако никто не станет спорить с тем, что в нашем случае все же лучше сейчас, чем никогда. Признаю, провести запланированные президентом изменения в органах исполнительной власти за три месяца очень сложно. Тем более, что предполагаемое сокращение штатной численности госслужащих упирается во многом в закон о государственной службе – необходимо осуществить денежные выплаты, решить вопросы социальной защиты, подумать о трудоустройстве огромного количества людей и т. п. И все же, я считаю, цель поставлена верно, нужно к ней стремиться. |
Сергей Головатый, народный депутат Украины, член группы «Независимые» – Виктор Ющенко, я уверен, способен провести реформирование органов исполнительной власти в кратчайшие сроки. У него для этого есть и опыт, и воля. Однако успех начинаний нового премьера будет зависеть от того, не станет ли президент препятствовать проведению административных реформ. |