Собственно, с этого вопроса и начался разговор «&» с Дэниелом Буркардом.
Д. Б.: Абсолютно нет. При любых экономических условиях рынок целой страны не может стать неинтересным. Это просто новое назначение: теперь я – региональный директор British Airways по Болгарии, Румынии, России и Украине, а штаб-квартира перенесена в Москву.Лично для меня это прежде всего продвижение в карьере. Получилось так, что я перепрыгнул через одну ступеньку: босс, отвечавший за отношения с Украиной и Россией, получил новое назначение в Индии, а я получил его работу. В каждой из этих четырех стран будет находиться коммерческий директор и делать ту работу, которую выполнял я. В мои же обязанности будет входить объединение и аккумулирование работы коммерческих директоров по странам. Мой коллега и заместитель, отвечавший в Украине за нашу работу непосредственно в аэропортах, будет теперь работать с аэропортами во всех четырех странах. Кстати, это еще раз доказывает, что Украина – хорошая школа кадров.
«&»: Тем не менее ваша штаб-квартира будет находиться в Москве…
Д. Б.: Да, к сожалению. К сожалению потому, что мне очень нравится Киев. Но моя работа будет организована таким образом, что я вынужден буду постоянно разъезжать: две недели в Москве, неделя в Киеве, неделя в Болгарии или Румынии – так, чтобы ни один из рынков не остался без внимания.
Кроме того, последствия кризиса намного более ощутимы в России, чем в Украине. Бизнес в России сократился на 30-40%, в то время как в Украине лишь на 5%.
«&»: В связи с сокращением бизнеса вы изменили свою кадровую политику, провели сокращения штата?
Д. Б.: И да, и нет. В Украине в настоящее время мы ищем коммерческого директора – из местных специалистов. Это достаточно высокая позиция. Тем не менее в этом наша маленькая хитрость: понятно, что расходы на содержание украинского и западного директора разные. А на сэкономленные деньги мы бы хотели взять больше персонала.
Правда, в России совершенно иная ситуация. Там мы действительно будем сокращать персонал. Но это связано прежде всего с тем, что нам необходимо реорганизовать структуру. В Украине мы работаем всего два с половиной года и создавали здесь новую и эффективную управленческую структуру. В России же мы трудимся уже 41 год, и там по-прежнему используются старые схемы работы. То количество людей, которое работает сегодня в московском офисе, было рассчитано на получение больших прибылей, сегодня же они очень значительно сократились.Есть множество вариантов, как проводить реструктуризацию. Например, если у нас офис работает с 9 утра до половины шестого вечера, то нам стоит работать до 9 вечера и дольше использовать телефонные линии. Тогда появится и больше клиентов.
«&»: Таким образом, вы считаете, что необходимо лишь вовремя перестроить собственную работу, найти инициативных людей – и можно строить самые смелые планы на будущее?
Д. Б.: Безусловно. Надо грамотно подходить к использованию человеческих ресурсов. В то же время есть люди, которые не хотят работать больше и дольше на ту же зарплату. С этим я уже столкнулся, и таких людей немало. На самом деле может быть сокращение – это именно то, что нам нужно, ведь мы ищем сотрудников, согласных работать по-новому. Не важно, сколько времени человек проводит в офисе, важно, как он его проводит. Думаю, эти изменения позволят нам влить свежую кровь в компанию.
«&»: Ожидаете ли вы, что будущий год будет более успешным для British Airways в Украине и вообще для бизнеса в этом регионе?
Д. Б.: Я надеюсь, что следующий год будет более успешным. Пока мы видим, что происходит больше бронирования билетов на следующий год, чем это было год назад. Планируется изменение расписания, чтобы оно стало более удобным для наших пассажиров. Мы стремимся стать доступнее в любой стране и для пассажиров с разным уровнем доходов. Кстати, 60% наших пассажиров на украинских рейсах – это украинцы: бизнесмены, туристические группы, спортсмены, группы артистов, моряки и много частных визитеров.
«&»: В таком случае планируют ли British Airways расширять свой бизнес в Украине, в частности, открывать в ближайшее время новые рейсы?
Д. Б.: Об этом мы думаем уже на протяжении последних двух лет, но система разрешений не позволяет нам летать каждый день. У нас есть соглашение только на 5 раз в неделю, и если мы захотим открывать новые направления, придется сокращать частоту полетов в Киев, что, естественно, отразится на спросе на продукт и на его привлекательности. 5 рейсов в неделю – это и так уже достаточно сложно. Если же мы уменьшим количество рейсов, это будет совершенно непривлекательный продукт.
Нам сейчас необходимо убедить правительство Великобритании (а также правительство Украины) заключить договор о разрешении ежедневных полетов, тогда и мы, и МАУ (Международные авиалинии Украины) сможем летать ежедневно.
«&»: Мы обсуждали эту проблему с президентом МАУ, и он говорил, что им пока неинтересно летать в Лондон чаще…
Д. Б.: Наш опыт показывает, что, увеличивая количество полетов, вы привлекаете большее количество пассажиров на свой рейс. Продукт становится более привлекательным. В Румынии, например, 5 лет назад мы начинали с трех рейсов в неделю, сейчас у нас их 9. Также обстоят дела и у местного румынского перевозчика. Самолеты заполнены и у нас, и у них. Я глубоко уважаю мнение г-на Потемского, но не могу понять, как у компании не может быть достаточной заинтересованности в увеличении количества рейсов в Лондон – один из самых важных перевалочных пунктов в мире.
«&»: Насколько нам известно, у вас существует соглашение о кооперации с МАУ…
Д. Б.: Сегодня мы достаточно серьезно сотрудничаем с Международными авиалиниями Украины, например, если пассажир хочет лететь утром, то мы продаем билет на МАУ, точно так же работают и они.
Есть масса вариантов для сотрудничества, но в дальнейшем более тесном сотрудничестве мы в настоящий момент не заинтересованы – одна из причин состоит в том, что акции МАУ находятся у компании Austrian Airlines, с которой мы не очень близко работаем.
СПРАВКА «&» British Airways. Год образования – 1919. Штаб-квартира – Лондон, Великобритания. Годовой оборот, млн. фунтов стерлингов: 1996 г. – 7760, 1997 г. – 8359, 1998 г. – 8642, 1999 г. – 8915. Регулярные рейсы – 261 пункт назначения в 100 странах мира. Персонал – 65500 служащих. Флот – 340 самолетов. Компания является членом международного авиаальянса ONEWORLD. Представительство в Украине открыто 3 июня 1996 года. |