ENI, BP, Royal Dutch Shell и другие нефтегазовые гиганты в июне отказались от участия в тендерах на разработку и эксплуатацию нефтяных месторождений Ирака. Причиной тому стали жесткие строки, устанавливаемые правительством. Но сегодня они возвращаются и соглашаются на сделки на тех же условиях, что были летом. 2 ноября итальянский концерн ENI подписал контракт на развитие месторождения Зубайр, запасы которого оцениваются в 6 млрд. баррелей. Британо-голландский Shell, американские ExxonMobil и ConocoPhillips также обсуждают проекты, которые позволят довести нефтедобычу в Ираке до 6 млн. баррелей в сутки (больше только у Саудовской Аравии).
Энергетические гиганты изменили свою позицию по поводу Ирака, поскольку поняли: это может оказаться их последним шансом получить доступ к богатым залежам черного золота. Так, на месторождение Румейла, расположенное на юге страны и объемы которого составляют 20 млрд. баррелей, положила глаз британская BP. Из расположенного неподалеку месторождения Западная Курна можно добыть от 10 до 20 млрд. баррелей, и за это право борются консорциумы Shell-Exxon и ConocoPhillips-Лукойл. На северное месторождение Киркук объемом в 12 млрд. баррелей претендует Shell.
Все это может усилить напряженность внутри ОПЕК, рассчитывавшей, что иракская нефтедобыча будет оставаться на низком уровне, пока глобальный спрос на черное золото не восстановится. Когда иракские мощности начнут расти, остальные члены картеля, скорее всего, попытаются убедить Ирак (который входит в ОПЕК, но не участвует в ее квотах) поумерить свой пыл. Сами же иракцы наверняка захотят качать нефть по максимуму, настаивая на том, что остальные участники картеля уже получили выгоды от длительного отсутствия Ирака на нефтяном рынке. Так что именно они и должны сокращать добычу.
Конечно, на пути западных корпораций есть множество препятствий. Бизнес-климат в стране оставляет желать лучшего. К тому же проекты могут затормозиться из-за нехватки квалифицированных работников и трубопроводов для транспортировки нефти за рубеж..
Без категорії