Опережая потребности

Возврату инвестиций в WiMAX-проекты может помешать недостаточный спрос на мобильный Интернет и грядущая конкуренция с операторами мобильной связи.


Развитие беспроводной связи на основе мобильного WiMAX переходит в практическую плоскость. На фоне традиционно большого количества WiMAX-проектов начали выделяться масштабные венчуры. Этот список возглавляет российский Скартел, который вышел в плюс по операционной деятельности и подключил 220 тыс. абонентов. Однако на смену традиционным проблемам технологии, связанным с отсутствием совместимого пользовательского оборудования, и различному частотному планированию от государства к государству приходят новые. На практике выясняется, что базовой услугой в сетях третьего и четвертого поколения является передача данных, а рынок мобильного Интернета пока растет не очень быстро. К тому же через несколько лет подобные по технологическому уровню сети LTE (сотовой связи четвертого поколения) начнут строить сотовые операторы. Окупить к тому времени дорогостоящие сети WiMAX будет очень сложно, равно как и конкурировать с крупными соперниками.


Российский прорыв
На прошедшем в конце осени в Москве WiMAX-форуме генеральный директор Скартела (ТМ Yota) Денис Свердлов был похож на отличника в советской школе. Его ставили в пример другие участники собрания, успех молодой компании постоянно обсуждался в кулуарах, а по окончании презентации новой звезды российского телекоммуникационного рынка зал рукоплескал. Д. Свердлов стал знаменосцем, вселившим адептам технологии WiMAX надежду в ее победу.


У руководителя Yota есть основания для радости. Появившись на рынке (в коммерческой эксплуатации) полгода назад, компания, невзирая на скептические высказывания большинства отраслевых экспертов и первоначальные проблемы с запуском, каждые сутки подключает более 2 тыс. новых абонентов и укрепляет свои позиции в крупнейших российских городах. В сентябре 2009 г. выручка Скартела впервые покрыла операционные издержки, включая оплату труда персонала и маркетинг, а через пять лет Д. Свердлов ожидает возврата инвестиций во всех городах, где сейчас запущен сервис. К тому времени сетью WiMAX будет покрыто по меньшей мере 180 российских городов с населением более 100 тыс. жителей, Yota будет присутствовать в других странах, среди которых уже определены Беларусь, Перу и Никарагуа (есть лицензии). В Украине и еще нескольких государствах ведутся переговоры о покупке лицензий в интересующем оператора диапазоне 2,5-2,6 ГГц.


Yota может похвастаться не только высокой скоростью интернет-подключения, но и растущим ассортиментом пользовательских устройств. В презентации компании отмечено, что с апреля 2009 г. в Россию поступило 65 терминалов от шести вендоров. Абонентам доступны USB-модемы (донглы), ноутбуки, коммуникаторы и WiMAX/Wi-Fi-роутеры. Кроме того, пользователям предлагается широкий спектр коммуникационных и развлекательных услуг. Впрочем, на них пока не рассчитывают: по утверждению Д. Свердлова, бизнес-план верстался без учета дополнительных сервисов.


Неоднозначный ландшафт
Кроме Скартела, сколько-нибудь успешных проектов по развитию WiMAX в постсоветских странах, как и в целом по миру, – кот наплакал. Так, малазийская компания Packet One Networks смогла подключить 80 тыс. пользователей, американская Clearwire, несмотря на громкий старт, за несколько лет покрыла лишь 25 регионов США, где проживают 30 млн. человек (менее 10% населения страны), а приглашенные на форум в Москву представители венесуэльского Movilmax и индийского BSNL смогли похвастаться лишь считанными тысячами абонентов. По словам управляющего директора BSNL Гулдипа Гояла, в Индии, несмотря на господдержку технологии, осторожно относятся к WiMAX. Вместе с тем уже более 500 сетей WiMAX запущенны в эксплуатацию в 145 странах, а в зоне их покрытия проживают почти полмиллиарда человек.


Таких показателей позволяют достичь в основном операторы устаревшего фиксированного WiMAX и малоизвестные региональные компании. Однако существуют и объективные причины, дающие основание говорить о переходе технологии в практическую плоскость. Наиболее очевидный фактор – растущий спрос на комфортный мобильный интернет-доступ, которого невозможно добиться в сетях 2G и зачастую сложно в 3G. Исследовательская компания Ovum прогнозирует рост доходов от мобильной передачи данных в мире с $90 млрд. в 2007 г. до $184 млрд. в 2012-м, а по ожиданиям J’son & Partners доходы от мобильного Интернета в России в 2011 г. достигнут $1,9 млрд. – почти вдвое больше, чем в 2009-м.


Основную часть этого спроса, скорее всего, удовлетворят операторы мобильной связи, в чем помогут сети 3G. Сторонники WiMAX смогут конкурировать с ними лишь там, где внедрение 3G осложнено или существующий спрос превосходит возможности операторов третьего поколения. К примеру, основной вклад в успех Yota внесла Москва: из 220 тыс. ее подписчиков 200 тыс. – жители российской столицы, где по факту отсутствует 3G, а высокоскоростной мобильный Интернет предоставляет лишь Скай Линк (технология CDMA). В других городах, где операторы «большой тройки» (МТС, Вымпелком и Мегафон) успели развернуть свои UMTS-сети, рост абонентской базы Yota намного медленнее. Чрезмерная загруженность 3G-сетей, вероятно, будет также наблюдаться в столицах и крупных городах. Так, сейчас в Киеве, по оценкам генерального директора WiMAX-оператора FreshTel Евгения Лисицина, услугой мобильного Интернета 3G пользуются около 300 тыс. жителей, и в часы пик качество сервиса стремительно падает.


О пользе технологии WiMAX говорит и рыночная конъюнктура на рынке телекоммуникационного оборудования. За последние несколько лет китайские вендоры обвалили цены на базовые станции и усилили конкуренцию на рынке пользовательской электроники, что привело к увеличению ассортимента. В 2009 г. около 180 пользовательских устройств получат сертификацию WiMAX (в 2008-м было 100), а в соответствующую ассоциацию уже вошло 127 вендоров. Это позволяет операторам WiMAX предлагать клиентам достаточный перечень недорогих устройств и строить сети за разумные деньги. К примеру, FreshTel предлагает в Украине USB-модемы за 199 грн. и намерен за $175 млн. покрыть крупные города Украины.


Преждевременный оптимизм
Вкладывая деньги в развитие проектов WiMAX, большинство инвесторов, несомненно, оглядываются на опыт операторов мобильной связи, полученный ими за последние 20 лет. При своевременном выходе на рынок сегодня их собственники наслаждаются рентабельностью в 30% и выше. К тому же операторы мобильной связи слабо подвержены кризисному снижению спроса, что вкупе с постоянным денежным потоком делает этот бизнес очень устойчивым.


Повторить такой сценарий операторам WiMAX, скорее всего, не удастся. Опыт развития услуг по передаче данных в сетях 3G позволяет судить, что кривая роста количества пользователей мобильного Интернета вряд ли будет напоминать кривую роста количества пользователей мобильной связи. Операторы WiMAX вышли на значительно менее динамичный рынок, который уже занят очень крупными компаниями с большими инвестиционными возможностями. Вместе с тем, достигаемая за счет использования высоких частот большая емкость сетей WiMAX является головной болью, поскольку проникающая способность их сигналов существенно снижается и тонкая кирпичная стена может стать серьезной преградой. Эту проблему можно решить, лишь увеличив плотность сети (вместе с инвестициями) или посоветовав пользователям держаться поближе к окнам и балконам.
Дальше – больше. По мнению Сергея Портного, регионального директора WiMAX Форум в России и СНГ, основным мотивом операторов мобильной связи в затягивании проектов LTE является неготовность к масштабным долгосрочным инвестициям в условиях кризиса. Однако ситуация меняется, и многие крупные игроки рынка мобильной связи заявили о готовности в течение ближайших лет разворачивать сети. В Европе эти сети будут работать в двух частотных диапазонах: 790-860 МГц и 2,5-2,6 ГГц. Использование двух диапазонов позволит решить проблемы доступности мобильного Интернета как в зданиях, так и при большом скоплении пользователей и поставит услуги на основе LTE в более выгодное положение, чем WiMAX. Таким образом, чтобы конкурировать с операторами мобильной связи, к моменту внедрения LTE и выдачи соответствующих частот операторы WiMAX должны быть достаточно крупными и обладать мощным инвестиционным потенциалом. Таких компаний будет немного.







Взгляд инвестора


Константин Мезенцев, вице-президент Icon Private Equity (инвестирует в оператора FreshTel):
– Основной сегмент роста в телекоме – широкополосный интернет-доступ. Беспроводные технологии имеют явные преимущества перед проводными – можно быстрее и с меньшими вложениями разворачивать сети. На сегодняшний день WiMAX – единственная достаточно развитая технология беспроводного широкополосного доступа (в отличие от LTE, отстающей от WiMAX примерно на три года), обеспечивающая высокую скорость, достаточную для просмотра онлайн-видео. Широкое распространение нетбуков по цене $250-300 будет способствовать развитию мобильного Интернета. Общие инвестиции в развитие FreshTel в Украине и России составят порядка $500 млн., включая заемные средства. Развитие в России будет происходить в два этапа: сначала мы подключим 11 городов Центрального и Южного регионов, потом города с относительно высокими доходами и низким проникновениям Интернета. В Украине вначале предоставим услугу в Киеве, а затем во всех крупнейших городах страны. Мы рассматриваем различные механизмы выхода из проекта. Один из возможных сценариев – продажа стратегическому инвестору через четыре-пять лет.

Залишити відповідь