Хитрости удачного стартапа

Мудрецы говорят: сильная личность осознает мотивы, которые ею движут, придерживается их твердо и терпеливо добивается их осуществления, в то время как слабая личность не может принять решения, исходя из своих побуждений, своих решений она не придерживается и поэтому неспособна следовать по намеченному пути.

Хитростям удачного стартапа обучает Катерина Возианова, владелица ателье Indposhiv.

"Мне 26 лет. Сколько себя помню, всегда была максималисткой, училась почти на отлично, стремилась успевать везде и всюду. Достаточно рано пошла работать, потому всегда была в коллективе «самой маленькой». Быстро продвигалась по карьере, получала заманчивые предложения, схватывала на лету новые знания, получала бесценный опыт. Мне все всегда давалось легко и я считала себя достаточно успешной и уверенной.
Еще перед началом кризиса, я решила уйти со своей должности бренд-менеджера в компании P&G и попробовать себя в новой области. Меня вполне устраивала моя зарплата, коллектив, единственное, что не совпадало с моим мнением — новая модель развития компании, которая была принята. Мириться с новыми правилами игры, подстраиваться и работать над тем, во что я не верю, не захотела.
Решила, что мне все по плечу и пора отправляться в свободное самостоятельное плавание. Появилось большое желание перестать быть винтиком в большом отточенном механизме. Хотя, признаюсь, соцпакеты, зарплаты, условия работы в огромном гиганте типа P&G «связывают по рукам и ногам» и порой отказаться от корпоративных благ и своего положения очень непросто. Но я отчетливо понимала, что не хочу работать на кого-то, делить обязанности и полномочия, а готова нести все риски сама, хочу принимать решения и развивать собственное дело.

«Человек велик в своих замыслах, но немощен в их осуществлении. В этом его беда, и его обаяние» (Ремарк)

Сидя рано утром в кафе, я пила кофе и размышляла. Одной из моих сильных сторон является умение видеть возможности и генерировать новые идеи. Считаю, что всегда лучше первой найти пустую нишу и заполнить ее, чем толкаться «по проторенному пути» вместе с десятками конкурентов. И у меня родилась идея! Я решилась открыть ателье по пошиву эксклюзивной мужской одежды.

Был февраль 2009 года. «Кризис» — так многие ознаменовали тот период. Я же не думала о кризисе, а просто искала варианты. Их было масса:

— все активно съезжали, а значит освобождались хорошие помещения. Выбор огромен!

— Можно было договориться о приемлемой цене. Арендодатели весьма и весьма лояльно относились к начинающим предпринимателям.

— хорошие возможности для подбора команды — много желающих работать и развиваться.

Буквально за два месяца мы с моей помощницей Таней — студенткой четвертого курса — придумали и разработали бренд, нашли помещение и купили оборудование.

Наш стартовый капитал был менее 2 000 у.е. Часть денег были моими сбережениями, а если требовались дополнительные затраты я шла и одалживала у знакомых. Первыми нашими клиентами были знакомые. Нужно отметить, что в принципе запросы о том, чтобы создать качественный костюм мужчине под заказ ранее поступал как раз от различных знакомых. И во многом решение делать бизнес в этой сфере связан как раз с тем, что я видела спрос и у меня были нужные контакты.

Безусловно, как бренд-менеджер со стажем, предварительно я изучила рынок и его перспективы, ознакомилась с международным опытом и стала черпать многие идеи оттуда. Я просчитала риски и прибыль. По большому счету, я не очень сильно рисковала, я была подготовлена и понимала, на что иду.

Для того, чтобы максимально сократить расходы, мы даже не стали делать «классический» ремонт в арендованной квартире:

— вместо того, чтобы клеить обои, набили на стены темную костюмную ткань

— взяли старый стол и обмотали его черной тканью,

— шторы сделали из отличного итальянского хлопка, который купили по баснословно низкой цене на складе

— старую мебель «подогнали» под ретро-стиль (сделали модные царапины, покрасили в определенный цвет),

— квартира у нас двухкомнатная: комната-гостиная для встреч с клиентами (она же примерочная), мастерская, а из кухни сделали кабинет со столами и компьютерами.

Понимала, что придется много делать самой, но только спустя почти год после внедрения нашего стартапа, могу сказать, что настоящую ценность и осознание, что все зависит от меня, я получила только сейчас. Человек заслуживает уважение уже потому, что сумел наладить систему, которая эффективно работает — теперь я это точно понимаю. Сделать что-то стоящее — это адски сложно, а потом развивать и совершенствовать — стоит титанических усилий.

Для меня не интересно строить бизнес ради денег. Я преследую другие цели:
1) осознать, что смогла сделать то, что работает;
2) возможность реализовать свои идеи, воплотить творческие замыслы;
3) ощущение власти;
4) признание другими людьми, подтвердить авторитетность;
5) работать в месте, где эстетически приятно находиться. Поэтому офис в центре всегда был чуть ли не первым приоритетом на всем собеседованиях

«Я все могу, кроме одного — пошить костюм»

Кризис ни на что не повлиял, когда мы запускали бизнес. Мы его даже не ощущали — за исключением разве что нестабильной работы поставщиков. Главная проблема, которая была тогда и остается сегодня, — это сложность найти персонал, который будет работать.

Когда я начинала, рядом со мной была помощница Таня и мастер (портной — прим. ред.). Однако спустя время стали проявляться сильные различия в ценностях, приоритетах компании и мировоззрениях мастера, и я решила отказаться от его услуг.

В нашей стране из общего числа портных, всего около 10% шьют мужские костюмы, а профессионально это делают единицы. Мастер — ключевая фигура в нашем бизнесе, от его профессионализма, ответственности и трудолюбия зависит репутация и успехи компании. Рисковать тем, чтобы иметь непрофессионального портного на рынке нельзя, однако еще сильнее рискует тот, кто отказывается от мастера, не имея на примете никакой замены.

Я была в отчаянии. Найти замену не удавалось. Мы стали отправлять заказы на аутсорсинг, искали за границей, постоянно мониторили отечественный рынок. Прошел месяц, потом следующий — мастера нет.

Однажды был такой момент. Когда мы уволили мастера, я подумала, что на этом бизнесу пришел конец: «Ну что ж — не получилось, у каждого бывает, разве нет? И ничего страшного, что не получилось». Я пришла в офис, села в кресло и сказала себе, что это конец. И тут заходит Таня и … -как странно! — как будто ничего не произошло начинает работать. Как будто бы мы никого не увольняли, как будто нет конца света. Она просто стала работать, как мы делали до этого каждый день! Я поднялась с кресла, взяла себя в руки и присоединилась к Тане. В этот момент я осознала, что не имею права опускать руки хотя бы только потому, что мне будет стыдно, безумно стыдно перед Таней. И пока в моей команде есть хорошие люди, пока есть кто-то, кто идет за мной, я буду двигаться вперед и не сворачивать.

Расстались с мастером мы в марте, а в июне нашли нового. Главным критерием, помимо превосходного качества работы, было — найти человека с горящими глазами, воспитанного и порядочного. Ведь стартап держится именно на энтузиазме, на «горящих глазах» единомышленников.

Стал руководителем? Пора менять мышление

Собственное дело — это огромное, прежде всего, внутреннее личностное изменение. Готовность поменять себя, свои привычки, устои, взгляды, манеру поведения. Невозможно быть хорошим руководителем, оставаясь прекрасным исполнителем, который ждет четких инструкций и жаждет узнать все о границах своей зоны ответственности.

• Теперь я не могу позволить себе уйти, хлопнув дверью. Ведь как я сама себя веду,точно так же и люди, которые со мной работают, будут себя вести. Все то, что позволяю себе я, станут делать и они. Расслабляться нельзя. Если решаешь возглавить дело, будь готов к тому, что ты всегда на виду, прообраз своего бизнеса, а персонал — твое зеркало.
• Закончилась бумага в принтере? Если ты не купишь новую, то никто новую не принесет.
• Если ты что-то забыла, будь уверена — все об этом забудут. Не сделаешь сама — никто за тебя не сделает. Не выстроишь систему — не будет результата.
• Никто не придет и не скажет, как правильно. Только ты сама принимаешь решения и выбираешь, что и как будешь делать, какие решения принимать, чем сегодня заниматься.
• Каждый раз, когда у меня опускались руки, и я теряла веру в проект, звонил мой мобильный. На другом конце провода рекрутер радостно сообщал мне о какой-то интересной вакансии — стабильная компания, высокая заработная плата, престижная работа. Я никогда не отказывалась, просто просила перезвонить мне завтра. За ночь я обдумывала предложение, а на утро решала все же не сдаваться и развивать свой стартап.
• Раньше я часто говорила «это судьба». Теперь я больше полагаюсь не на судьбу, а на себя. Когда видишь успехи другого, легко сказать, что у него все просто благоприятно сложилось, крупно повезло, судьба сама подбрасывала шансы или что-то подобное. Однако на самом деле, если у тебя что-то получается, это значит только одно — ты принимал правильные решения, когда оказывался на распутье, ты всегда находил в себе силы вставать после падения и идти дальше, когда у тебя появлялся выбор — продолжать или нет, ты выбирал продолжать. Это не судьба, это только ты и твои решения.
• До того момента, пока мы не приняли решение запускать PR-кампанию, у меня было несколько моментов, когда я хотела остановиться. Однако, когда мы объявили, что делаем дело, когда запустили сайт, когда заявили о себе — в этот момент дорога назад оборвалась. Нельзя все бросить, когда ты уже всем объявил. Ты должен доказать, что можешь себе и продемонстрировать это остальным.

У меня все всегда складывалось удачно. Я не привыкла к неудачам. Всегда достигала целей. С другой стороны, может я просто не ставила целей, заведомо сложно реализуемых. Открыв ателье, я столкнулась с тем, что делаешь что-то, а оно не получается, делаешь повторно, снова не получается. Как будто пытаешься проломить стену, стараешься-стараешься и все напрасно. Потом я поняла: если что-то не получается — это нормально, это не есть трагедия. Нужно смириться и не нервничать. Вспоминала снова и снова слова Уинстона Черчилля «Успех — не окончателен, неудачи — не фатальны: значение имеет лишь мужество продолжать».

Не получилось сейчас — обязательно получится в следующий раз. Нужно быть чутким к своим ошибкам, но не позволять им нанести тебе смертоносную рану и остановить твое движение. Кроме того, следует помнить, что то, что ты считаешь неудачей, на самом деле может быть удачей. Все зависит от точки зрения и тех критериев, по которым мы судим.

• Идея должна быть большой, глобальной, выходящей за рамки привычного. Тогда это хороший стимул.
• Должна быть четкая картинка конечной цели иначе есть вероятность упустить цель из виду.
• Нужно заниматься не визуализацией, а делать логические просчеты, анализ.
• Самое важное — осознание и формирование цели.
• Мало кто задумывается о конечной цели, тем ни менее, это самый главный вопрос. Каждый день, постоянно спрашивайте себя: зачем, почему я это делаю?
• Стратегия — механизм, который движет бизнес. Меняется, как правило, не стратегия, а тактика.
• Убеждена, хороший маркетолог — это тот, кто умеет продавать, понимает специфику продаж и осознает, что все его усилия, в конечном счете, должны вести к росту продаж. Ведь именно на этом держится компания. Разграничивать продажи и маркетинг — самая большая ошибка.

P.S.

Раньше искренне думала, что знаю все лучше всех, сегодня я открыта к новой информации, советам, готова выслушивать истории о чужом опыте, стало чрезвычайно интересно читать биографии выдающихся людей, как и с чего они начинали, с чем сталкивались и каким образом преодолевали свои трудности.

Не хочу придумывать ничего нового — если что-то придумано, с радостью буду это применять.

Когда стоит вопрос о том, что выбрать — сделать ремонт или продержаться на плаву еще немного, выбор предпринимателя очевиден. Когда делаешь свое дело, существуешь только ты и твой бизнес, и все деньги идут в развитие дела. Перестает терзать мысль о покупке нового платья, брендированных безделушках, от которых можно легко обойтись или дорогостоящей рекламе, которая тебе не по карману. Каждый шаг просчитывается и анализируется. Ведь у тебя не должно быть места ошибке.

Залишити відповідь