Мудрецы говорят: сильная личность осознает мотивы, которые ею движут, придерживается их твердо и терпеливо добивается их осуществления, в то время как слабая личность не может принять решения, исходя из своих побуждений, своих решений она не придерживается и поэтому неспособна следовать по намеченному пути.
Хитростям удачного стартапа обучает Катерина Возианова, владелица ателье Indposhiv.
Еще перед началом кризиса, я решила уйти со своей должности бренд-менеджера в компании P&G и попробовать себя в новой области. Меня вполне устраивала моя зарплата, коллектив, единственное, что не совпадало с моим мнением — новая модель развития компании, которая была принята. Мириться с новыми правилами игры, подстраиваться и работать над тем, во что я не верю, не захотела.
Решила, что мне все по плечу и пора отправляться в свободное самостоятельное плавание. Появилось большое желание перестать быть винтиком в большом отточенном механизме. Хотя, признаюсь, соцпакеты, зарплаты, условия работы в огромном гиганте типа P&G «связывают по рукам и ногам» и порой отказаться от корпоративных благ и своего положения очень непросто. Но я отчетливо понимала, что не хочу работать на кого-то, делить обязанности и полномочия, а готова нести все риски сама, хочу принимать решения и развивать собственное дело.
«Человек велик в своих замыслах, но немощен в их осуществлении. В этом его беда, и его обаяние» (Ремарк)
Сидя рано утром в кафе, я пила кофе и размышляла. Одной из моих сильных сторон является умение видеть возможности и генерировать новые идеи. Считаю, что всегда лучше первой найти пустую нишу и заполнить ее, чем толкаться «по проторенному пути» вместе с десятками конкурентов. И у меня родилась идея! Я решилась открыть ателье по пошиву эксклюзивной мужской одежды.
Был февраль 2009 года. «Кризис» — так многие ознаменовали тот период. Я же не думала о кризисе, а просто искала варианты. Их было масса:
— все активно съезжали, а значит освобождались хорошие помещения. Выбор огромен!
— Можно было договориться о приемлемой цене. Арендодатели весьма и весьма лояльно относились к начинающим предпринимателям.
— хорошие возможности для подбора команды — много желающих работать и развиваться.
Буквально за два месяца мы с моей помощницей Таней — студенткой четвертого курса — придумали и разработали бренд, нашли помещение и купили оборудование.
Наш стартовый капитал был менее 2 000 у.е. Часть денег были моими сбережениями, а если требовались дополнительные затраты я шла и одалживала у знакомых. Первыми нашими клиентами были знакомые. Нужно отметить, что в принципе запросы о том, чтобы создать качественный костюм мужчине под заказ ранее поступал как раз от различных знакомых. И во многом решение делать бизнес в этой сфере связан как раз с тем, что я видела спрос и у меня были нужные контакты.
Безусловно, как бренд-менеджер со стажем, предварительно я изучила рынок и его перспективы, ознакомилась с международным опытом и стала черпать многие идеи оттуда. Я просчитала риски и прибыль. По большому счету, я не очень сильно рисковала, я была подготовлена и понимала, на что иду.
Для того, чтобы максимально сократить расходы, мы даже не стали делать «классический» ремонт в арендованной квартире:
— вместо того, чтобы клеить обои, набили на стены темную костюмную ткань
— взяли старый стол и обмотали его черной тканью,
— шторы сделали из отличного итальянского хлопка, который купили по баснословно низкой цене на складе
— старую мебель «подогнали» под ретро-стиль (сделали модные царапины, покрасили в определенный цвет),
— квартира у нас двухкомнатная: комната-гостиная для встреч с клиентами (она же примерочная), мастерская, а из кухни сделали кабинет со столами и компьютерами.
Понимала, что придется много делать самой, но только спустя почти год после внедрения нашего стартапа, могу сказать, что настоящую ценность и осознание, что все зависит от меня, я получила только сейчас. Человек заслуживает уважение уже потому, что сумел наладить систему, которая эффективно работает — теперь я это точно понимаю. Сделать что-то стоящее — это адски сложно, а потом развивать и совершенствовать — стоит титанических усилий.
Для меня не интересно строить бизнес ради денег. Я преследую другие цели:
1) осознать, что смогла сделать то, что работает;
2) возможность реализовать свои идеи, воплотить творческие замыслы;
3) ощущение власти;
4) признание другими людьми, подтвердить авторитетность;
5) работать в месте, где эстетически приятно находиться. Поэтому офис в центре всегда был чуть ли не первым приоритетом на всем собеседованиях
«Я все могу, кроме одного — пошить костюм»
Кризис ни на что не повлиял, когда мы запускали бизнес. Мы его даже не ощущали — за исключением разве что нестабильной работы поставщиков. Главная проблема, которая была тогда и остается сегодня, — это сложность найти персонал, который будет работать.
Когда я начинала, рядом со мной была помощница Таня и мастер (портной — прим. ред.). Однако спустя время стали проявляться сильные различия в ценностях, приоритетах компании и мировоззрениях мастера, и я решила отказаться от его услуг.
Я была в отчаянии. Найти замену не удавалось. Мы стали отправлять заказы на аутсорсинг, искали за границей, постоянно мониторили отечественный рынок. Прошел месяц, потом следующий — мастера нет.
Однажды был такой момент. Когда мы уволили мастера, я подумала, что на этом бизнесу пришел конец: «Ну что ж — не получилось, у каждого бывает, разве нет? И ничего страшного, что не получилось». Я пришла в офис, села в кресло и сказала себе, что это конец. И тут заходит Таня и … -как странно! — как будто ничего не произошло начинает работать. Как будто бы мы никого не увольняли, как будто нет конца света. Она просто стала работать, как мы делали до этого каждый день! Я поднялась с кресла, взяла себя в руки и присоединилась к Тане. В этот момент я осознала, что не имею права опускать руки хотя бы только потому, что мне будет стыдно, безумно стыдно перед Таней. И пока в моей команде есть хорошие люди, пока есть кто-то, кто идет за мной, я буду двигаться вперед и не сворачивать.
Расстались с мастером мы в марте, а в июне нашли нового. Главным критерием, помимо превосходного качества работы, было — найти человека с горящими глазами, воспитанного и порядочного. Ведь стартап держится именно на энтузиазме, на «горящих глазах» единомышленников.
Стал руководителем? Пора менять мышление
Собственное дело — это огромное, прежде всего, внутреннее личностное изменение. Готовность поменять себя, свои привычки, устои, взгляды, манеру поведения. Невозможно быть хорошим руководителем, оставаясь прекрасным исполнителем, который ждет четких инструкций и жаждет узнать все о границах своей зоны ответственности.
• Теперь я не могу позволить себе уйти, хлопнув дверью. Ведь как я сама себя веду,точно так же и люди, которые со мной работают, будут себя вести. Все то, что позволяю себе я, станут делать и они. Расслабляться нельзя. Если решаешь возглавить дело, будь готов к тому, что ты всегда на виду, прообраз своего бизнеса, а персонал — твое зеркало.
• Закончилась бумага в принтере? Если ты не купишь новую, то никто новую не принесет.
• Если ты что-то забыла, будь уверена — все об этом забудут. Не сделаешь сама — никто за тебя не сделает. Не выстроишь систему — не будет результата.
• Никто не придет и не скажет, как правильно. Только ты сама принимаешь решения и выбираешь, что и как будешь делать, какие решения принимать, чем сегодня заниматься.
• Каждый раз, когда у меня опускались руки, и я теряла веру в проект, звонил мой мобильный. На другом конце провода рекрутер радостно сообщал мне о какой-то интересной вакансии — стабильная компания, высокая заработная плата, престижная работа. Я никогда не отказывалась, просто просила перезвонить мне завтра. За ночь я обдумывала предложение, а на утро решала все же не сдаваться и развивать свой стартап.
• Раньше я часто говорила «это судьба». Теперь я больше полагаюсь не на судьбу, а на себя. Когда видишь успехи другого, легко сказать, что у него все просто благоприятно сложилось, крупно повезло, судьба сама подбрасывала шансы или что-то подобное. Однако на самом деле, если у тебя что-то получается, это значит только одно — ты принимал правильные решения, когда оказывался на распутье, ты всегда находил в себе силы вставать после падения и идти дальше, когда у тебя появлялся выбор — продолжать или нет, ты выбирал продолжать. Это не судьба, это только ты и твои решения.
• До того момента, пока мы не приняли решение запускать PR-кампанию, у меня было несколько моментов, когда я хотела остановиться. Однако, когда мы объявили, что делаем дело, когда запустили сайт, когда заявили о себе — в этот момент дорога назад оборвалась. Нельзя все бросить, когда ты уже всем объявил. Ты должен доказать, что можешь себе и продемонстрировать это остальным.
У меня все всегда складывалось удачно. Я не привыкла к неудачам. Всегда достигала целей. С другой стороны, может я просто не ставила целей, заведомо сложно реализуемых. Открыв ателье, я столкнулась с тем, что делаешь что-то, а оно не получается, делаешь повторно, снова не получается. Как будто пытаешься проломить стену, стараешься-стараешься и все напрасно. Потом я поняла: если что-то не получается — это нормально, это не есть трагедия. Нужно смириться и не нервничать. Вспоминала снова и снова слова Уинстона Черчилля «Успех — не окончателен, неудачи — не фатальны: значение имеет лишь мужество продолжать».
• Идея должна быть большой, глобальной, выходящей за рамки привычного. Тогда это хороший стимул.
• Должна быть четкая картинка конечной цели иначе есть вероятность упустить цель из виду.
• Нужно заниматься не визуализацией, а делать логические просчеты, анализ.
• Самое важное — осознание и формирование цели.
• Мало кто задумывается о конечной цели, тем ни менее, это самый главный вопрос. Каждый день, постоянно спрашивайте себя: зачем, почему я это делаю?
• Стратегия — механизм, который движет бизнес. Меняется, как правило, не стратегия, а тактика.
• Убеждена, хороший маркетолог — это тот, кто умеет продавать, понимает специфику продаж и осознает, что все его усилия, в конечном счете, должны вести к росту продаж. Ведь именно на этом держится компания. Разграничивать продажи и маркетинг — самая большая ошибка.
P.S.
Раньше искренне думала, что знаю все лучше всех, сегодня я открыта к новой информации, советам, готова выслушивать истории о чужом опыте, стало чрезвычайно интересно читать биографии выдающихся людей, как и с чего они начинали, с чем сталкивались и каким образом преодолевали свои трудности.
Не хочу придумывать ничего нового — если что-то придумано, с радостью буду это применять.
Когда стоит вопрос о том, что выбрать — сделать ремонт или продержаться на плаву еще немного, выбор предпринимателя очевиден. Когда делаешь свое дело, существуешь только ты и твой бизнес, и все деньги идут в развитие дела. Перестает терзать мысль о покупке нового платья, брендированных безделушках, от которых можно легко обойтись или дорогостоящей рекламе, которая тебе не по карману. Каждый шаг просчитывается и анализируется. Ведь у тебя не должно быть места ошибке.