Людмила Березницкая реанимировала и реабилитировала искусство советской эпохи

«Собирайте эти картины, они вас не обманут.


В некоторой степени в них воплотилась первобытная, подсознательная идея коммунизма — выгнать помещиков и зажить, как помещики. …Каждый живописец, что уединился со своим этюдником у зеленого куста, немножко Обломов. Ему безразличны всякие теории, пространственные нововведения, упражнения гностицизма и кабалистического ума. Он душевно свободный и щедро делится этой своей волей с потребителем его живописи», — так эмоционально завершает эссе о своих любимых украинских художниках Борис Лобановский, автор учебника по соцреализму и коллекционер, уехавший в Германию, так как стал персоной нон-грата за свои диссидентские мысли о творчестве бойчукистов и украинского авангарда начала ХХ ст.

Эссе опубликовано в новой уникальной книге — каталоге «Від червоного — до жовто-блакитного + помаранчеве». Автор этого проекта — Людмила Березницкая, владелица трех галерей
(«Л-Арт», «Л-Арт Классик», «Л-Арт Модерн») и обладательница одной из самых масштабных коллекций искусства соцреализма.

Таким мощным финалом — созданием в Украине первого альбома-каталога отечественного изобразительного искусства ХХ века — завершила она дело, начатое десять лет назад. Именно тогда ею были куплены первые картины для своей коллекции, с которой и началась галерея «Л-Арт». И она угадала — интерес к художникам соцреализма переживает свою третью волну. По словам генерального директора аукционного дома «Антик-Центр» Александра Брея, за последние годы появилось много ценителей высокой художественной школы этого искусства. И, как утверждает Василий Роговой, экс-вице-премьер и один из тех, кто помогал Березницкой в реализации ее идеи, сегодня инвестировать в искусство даже выгоднее, чем в недвижимость.

Так что для тех, кто всерьез занимается коллекционированием, появление подобного каталога — существенная помощь. В нем впервые сделана попытка упорядочить и классифицировать искусство того времени. Ведь оно не было единой монолитной глыбой, и не существует чистого понятия «соцреализм». Прежде всего время рождало многочисленные направления. Кроме того, существуют географические различия. Так, те, кому по душе строгий стиль художников шахтерского и индустриального регионов — Донбасса, Запорожья или Харькова — с трудом воспримут яркие цветные контрасты, небрежные пятна, а временами и парадоксальные решения столичных представителей этого направления.

В каталоге сделана попытка назвать поименно все значительные имена и объяснить ценность и своеобразие каждого. Открытием для многих станут работы ярких, своеобразных талантов, находившихся за пределами «обоймы», академического круга, «чье творчество не вполне совпадало с «генеральной линией». Свой взгляд на художественную жизнь тоталитарной культуры, ее особенности во времена «оттепели» и «застоя» высказывают в книге такие известные эксперты, как Игорь Дьяченко, один из самых масштабных коллекционеров в Украине, куратор крупных международных выставок Александр Соловьев и др.

Так как издание подобного каталога — дело дорогостоящее (небольшой тираж обошелся в $100 тыс.), то реализация проекта стала возможна лишь благодаря спонсорской помощи. Свое решение стать меценатом проекта коллекционер Людмила Михайлова (живет в Германии, имеет бизнес в Украине) объясняет так: «Мы не только финансовая часть. Приглашая в этот проект, Людмила сделала нас единомышленниками. Мы разделяем ее взгляды на то, что украинское искусство сегодня находится в тени российского. Оно почти неизвестно в Европе, и его популяризация за рубежом очень важна для нас. Быть меценатом — почетно. И важно формировать у украинской бизнес-элиты это желание».

Часть тиража фонд «Эйдос «Украина», который основала и возглавляет Людмила Березницкая, планирует подарить ведущим музеям и библиотекам мира, а также специалистам. Желающие смогут купить каталог в галерее ($150).

Уже получено предложение организовать выставку в Германии. Также в ближайших планах — сделать выставку в Канаде и Австрии. Но начнется выставочный период с показов в украинских городах. Ведь белым пятном является украинское искусство и для целого поколения, успевшего вырасти за эти десять лет.  

Залишити відповідь