Во втором полугодии текущего года на фондовом рынке Украины ожидаются серьезные изменения в правилах игры.
Они способны качественно улучшить условия работы и сократить число его участников.
Оптимизм финансового рынка начала года за минувшие первые 6 месяцев подкрепился снижением процентных ставок по всем видам операций и торжеством долговых инструментов. Рынок же акционерного капитала, прошедший стремительную корректировку вверх в начале года, во втором квартале начал движение в обратном направлении. К политическим и макроэкономическим причинам этих тенденций во втором полугодии прибавятся и серьезные изменения в правилах игры на фондовом рынке. К наиболее важным эксперты относят создание на базе ТИС (торгово-информационной системы) ПФТС биржи и изменения в технологиях ее работы, а также повышение лицензионных требований к профессиональным участникам фондового рынка.
ПФТС выдерживает осаду
Общий объем торгов на ПФТС вырос в первом полугодии в 1,7 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и достиг 5,184 млрд. грн. С учетом того, что это значение соответствует 77,5% общего оборота организованного рынка ценных бумаг в Украине, об остальных девяти площадках можно было бы и не говорить. Но попытка переворота в торговле ценными бумагами стала одной из главных новостей конца полугодия. Возглавляемое заместителем госсекретаря Борисом Соболевым биржевое лобби (объединенное в новосозданную Ассоциацию украинских фондовых бирж), используя политическую поддержку, открытое обращение к Президенту и премьер-министру, проект президентского указа «О дополнительных мерах по развитию фондового рынка», попыталось административными мерами перевести торговлю всеми ликвидными ценными бумагами в биржевой сектор (с одновременным введением налоговых льгот для бирж). На сегодняшний день ПФТС уже сумела отправить неуклюжих оппонентов если не в нокаут, то в глубокий нокдаун, объявив о преобразовании ее в ОАО «Фондовая биржа ПФТС» (в конце июля уже состоялось подписание учредительного договора).
«За лето мы пройдем все процедуры подготовки документов и в начале осени приступим к процедуре регистрации, — разъясняет Ирина Заря, президент ПФТС. — По информации ГКЦБФР, процесс регистрации не должен затянуться. По поводу же указов, которые могут появиться раньше этого срока, скажу следующее: лицензионные условия, закрепленные законодательством, не разделяют торговые площадки по признаку биржа и ТИС или АО и ООО. Однако наша страна славится появлением различных ведомственных документов, предусматривающих, например, требования вроде «разрешить торговать акциями только площадке с большим гардеробом». Наш ответ — опыт есть, силы есть, будем бороться, как и всегда». ГКЦБФР в свою очередь занимает в данном конфликте «среднюю» позицию. По словам Михаила Непрана, руководителя аппарата ГКЦБФР, с одной стороны, 8 бирж и 2 ТИС — это многовато для какой-либо отдельно взятой страны. С другой — любая торговая площадка должна быть организованной, то есть обеспечивать прозрачность и законность операций. «Торговлю на вторичном рынке биржи организовать не смогли — это сделала ПФТС. Что касается заявлений бирж о непрозрачности торгов на ПФТС, то данная инсинуация способна вызвать только улыбку у того, кто хоть раз участвовал в торгах по продаже государственного имущества на фондовых биржах. Считаю, что будущего у такого количества бирж при существующем объеме рынка нет. Либо мы увидим слияния, после чего останутся максимум 2-3 биржи, либо основная их часть прекратит свое существование. Слияние с ПФТС какой-либо из бирж практически невозможно. Может быть, какая-то из бирж и попытается выйти с таким предложением, но не думаю, что это целесообразно. ПФТС самодостаточна и в состоянии полноценно выполнять свои функции», — добавляет Олег Медведев, исполнительный директор КУА «Оптима-Капитал».
Новые технологии — лучшие результаты
Изменения, касающиеся ПФТС, не ограничиваются преобразованием в биржу. Планируется также и ряд нововведений в ее работе. Уже объявлено о скором создании полностью электронной системы торгов, изменении процедуры расчета рейтинга ПФТС и создании условий для работы на рынке физических лиц. «Базовые правила работы после создания биржи сохранятся и с учетом запускаемых новых технологий, — объясняет Ирина Заря. — К ним относятся электронный документооборот (не только электронным способом будут заключаться сделки, но и электронным образом предполагается подписывать договор на основе законодательства об электронном документообороте). С учетом роста числа участников рынка и спроса на наши услуги со стороны физических лиц мы будем работать над созданием механизма их непосредственного участия в торгах. Также решено внести изменения в методику расчета индекса ПФТС. Сегодня, рассчитывая индекс, мы учитываем не только акции, находящиеся в свободном обращении, но и крупные пакеты, которыми владеют крупные акционеры (не учитываются только государственные пакеты). Но на очень многих биржах подобные пакеты акций не учитываются, потому что они неподвижны. Идея такова: данный пакет не оказывает влияния на движение рынка и соответственно исключается из расчета. В итоге это позволит нам более активно пополнять наш индексный портфель».
Если первое и второе изменения в работе ПФТС оцениваются исключительно положительно, то изменение методики расчета индекса вызывает неоднозначную реакцию участников рынка. «Понятно желание ПФТС тем или иным способом изменить ситуацию, когда одна или две компании играют первую скрипку в ее индексе. Только вот предлагаемые меры выглядят довольно неуклюже. ПФТС рекомендует: давайте при расчете капитализации компании учитывать не все акции, а только free-float (акции, находящиеся в свободном обращении). Идея хорошая, но как ее реализовать? Как оценить free-float? Не рассматривать акции, принадлежащие стратегическим инвесторам? А что такое стратегический инвестор? Тот, кто владеет 20, 30 или 70% акций? А если завтра он разобьет свои акции по нескольким оффшорам, разве от этого перестанет быть стратегическим инвестором? Я еще могу согласиться с тем, что можно не учитывать акции, принадлежащие государству. Понятие free-float очень субъективное. Если спросить наших украинских брокеров, какой free-float у того или иного эмитента, вряд ли мы услышим одно и то же число. А индекс должен быть объективным, не зависящим от мнения даже такой уважаемой организации, как ПФТС», — размышляет Виталий Птицын, руководитель департамента исследований компании «Кинто». Впрочем, если «индексная реформа» будет проведена качественно, можно уверенно говорить о превышении существующего ныне прогнозного роста объема торгов из-за роста привлекательности площадки (рост индекса ПФТС ожидается в пределах 10-15% без учета влияния измененной методики расчета).
Количество игроков могут «подчистить»
Если нововведения, связанные с ПФТС, — вопрос уже практически решенный, то большинство других предполагаемых изменений в правилах игры на фондовом рынке зависят от воли депутатов. Кроме позитивных законопроектов, касающихся акционерного рынка (которые уже длительное время находятся в Верховной Раде), осенью парламентариям предстоит рассмотреть и новую инициативу Кабмина, утвержденную им в середине июля. Речь идет о разработанных ГКЦБФР поправках к Закону «О ценных бумагах и фондовом рынке», которыми серьезно повышаются лицензионные требования к трейдерам, торгующим ценными бумагами. В частности, предполагается повысить требования к минимальному размеру уставного капитала, который в зависимости от вида деятельности трейдера должен составлять 120-600 тыс. грн. (сегодня этот показатель равен 17 тыс. грн.). По мнению экспертов ГКЦБФР, если депутаты утвердят эти поправки, то количество профессиональных участников фондового рынка с нынешних 780 трейдеров сократится в 2-4 раза. То есть на рынке останутся в основном крупные игроки (уставные фонды которых уже сегодня удовлетворяют предлагаемым требованиям), совершающие в настоящее время основное количество сделок.
На функционирование всего фондового рынка могут повлиять и некоторые другие инициативы ГКЦБФР. Например, издание правил по первичному публичному предложению (IPO), в том числе на иностранных биржах. Необходимость в подобных правилах, по словам Михаила Непрана, вызвана тем, что «комиссию беспокоит вероятность недобросовестных эмиссий на иностранных биржах». Также продолжатся работы по упорядочению нормативных актов ГКЦБФР и по децентрализации управления, которые должны улучшить климат для малых и средних эмитентов. Поскольку крупные сами справляются с текущей нормативной базой и находят общий язык с центральным аппаратом комиссии. «В целом на общую активность рынка будут действовать одновременно два фактора. С одной стороны, традиционный фактор сезонности (как правило, после лета рынок оживает). С другой — окажет влияние и политический фактор. Пока страну не перестанет лихорадить вследствие различных политических скандалов, заявлений отдельных политиков, пока не пройдут выборы в Верховну Раду, не стоит ожидать прихода в Украину серьезных денег. А ведь не секрет, что активность на нашем рынке зависит в первую очередь от прихода внешних инвестиций», — резюмирует Виталий Птицын.
После того как ПФТС перехватила инициативу у бирж, эксперты прогнозируют, что в перспективе в Украине их останется максимум 2-3.
Муниципалитеты «побеждают» Минфин
Государству в лице Минфина деньги обходятся все дороже. Если в конце апреля Минфин еще пытался изображать активность в сторону снижения доходности, «проваливая» торги, то к концу полугодия он сдался. Предпоследний (июньский) аукцион пополнил госказну всего на 9 млн. грн. (против 120 млн. аукционом ранее) из-за последней попытки Министерства финансов сохранить доходность «коротких» заимствований на уровне 5,8% годовых, тем самым продемонстрировав, что денежный ресурс под такие проценты исчерпался. Последний июньский аукцион ОВГЗ прошел по следующим показателям: годичные бумаги размещались под 6,3%, трехлетние — под 7,5%, пятилетние — под 8%. А ведь еще в конце апреля Минфину удавалось размещать короткие долги под 4,57%. Стоит, правда, отметить, что это не стало новостью для рынка — стагнация в экономике и отсутствие стратегии ее развития дорого обходятся государству.
В то же время на рынке муниципальных заимствований настоящий бум, последствия которого окажут влияние и на все второе полугодие. Если, по данным ПФТС, объем торгов муниципальными долгами в первом полугодии снизился, то уже первые дни второго — ознаменовались подготовленными ранее выпусками облигаций Харькова, Донецка и Запорожья на общую сумму 200 млн. грн. «Полагаю, что количество выпусков муниципальных облигаций во втором полугодии должно существенно возрасти. Сейчас на рынке для этого создалась очень благоприятная ситуация. Доходности облигаций падают, соответственно стоимость заимствования также уменьшается. На рынке появляются новые имена, например, эмиссию облигаций осуществил Харьков. К нему готов присоединиться Ивано-Франковск. О своих планах также заявляли (во всяком случае получили рейтинг) Одесса, Севастополь, Кировоград, Новая Каховка», — говорит Виталий Птицын.
Михаил Непран также обещает, что ГКЦБФР будет активно работать с местными властями по муниципальным облигациям, чтобы изменить неэффективную ныне традицию кредитования городов.
ПФТС уже готова сменить вывеску на ОАО «Фондовая биржа ПФТС»
ОАО «Фондовая биржа ПФТС» создается как правопреемник торговой системы. Уставный фонд биржи составит 9,2 млн. грн. Более 90% акций будут находиться в собственности ассоциации «ПФТС», остальные акции — равномерно распределятся между торговцами ценными бумагами. Перевод торгов и ТИС на биржу состоится в течение одного дня.
Компании ощутили вкус к «долгам»
Наиболее динамичный сегмент рынка ценных бумаг в первом полугодии 2005 г. резко увеличил темпы роста: за первые 6 месяцев ГКЦБФР зарегистрировала 128 выпусков корпоративных облигаций на общую сумму 3,16 млрд. грн. Это в три раза превышает показатель за аналогичный период прошлого года. Причем, по оценкам экспертов «Укрсоцбанка», доля рыночных выпусков составила 37,6% от общего объема эмиссии, что является вторым лучшим результатом за историю рынка (59,3% в 2003 г.). Подобные достижения эксперты объясняют несколькими причинами. Так, избыточная ликвидность банков (основных покупателей на этом рынке), а также повышенная активность нерезидентов (готовых инвестировать в гривневые активы) сформировали существенный спрос на облигации. В условиях недостаточности предложения он не только привел к некоторому снижению стоимости подобной формы заимствований для компаний-эмитентов, но и позволил привлекать им существенные ресурсы на более длительные, нежели ранее, сроки. То есть данные ценные бумаги явились для предприятий выгодной альтернативой банковским кредитам.
Наиболее активными эмитентами в этот период стали строительные компании. Повышение интереса застройщиков к финансированию через механизм выпуска целевых облигаций эксперты объясняют возможностью законной оптимизации затрат по налогообложению. Также повышенной активностью отличались и коммерческие банки, предпочитающие осуществлять достаточно крупные выпуски. Например, «Укрсоцбанк» и «Крещатик» разместили облигации на 100 млн. грн. каждый, «ПроКредит Банк» — на 50 млн. грн. Ожидается, что во втором полугодии активность банков в этом направлении увеличится еще больше. Прогнозируемый рост деловой активности с начала осени приведет к существенному росту спроса на кредиты, что вынудит банки применять различные инструменты пополнения ресурсной базы. Одним из них как раз и станет выпуск облигаций. По этой же причине на облигационном рынке будут высокими темпами наращивать объемы эмиссии и компании различных отраслей экономики.
Эксперты также не исключают, что до конца года средние ставки по облигациям снизятся еще на 1-2% и по первоклассным эмитентам могут достигнуть 10% годовых. Ведь спрос на облигации по-прежнему превышает их предложение. А значит долговые инструменты, как и раньше, будут превалировать в ожидании реформ, увеличивающих привлекательность акционерного рынка.