«… и Гений — парадоксов друг»

Как и все на свете, успех имеет свою цену. Самую большую за свой заоблачный успех платят человеческие гении.


Всех людей в мире интересует природа гениальности: кто такие гении и в чем удивительный феномен их появления? И когда киевлянин Валентин Бадрак недавно издал свою книгу «Антология гениальности», она сразу стала бестселлером.

«&» решил выяснить, что именно мотивировало современного молодого человека, который занят в совершенно другой области (является экспертом по рынку вооружений), взяться за такой объемный труд о гениях. Тем более ему пришлось потратить на это 12 лет жизни, прочитать и обработать огромное количество книг, чтобы сравнить очевидные факты жизни более 300 выдающихся личностей.

В поисках современной психологической матрицы
Его прежде всего интересовала мотивация поступков гениев.


Валентин Бадрак:
«Эта книга для ищущего. Успех — не фантастические грезы. Он подвластен любому и каждому. Рассмотрев поближе секреты успеха тех, кто его добился, человек обретет новый шанс стать победителем».


























К этому интересу он пришел, когда захотел написать книгу о Цезаре. Стал вникать в его образ, прочитал несколько сотен книг по истории Древнего Рима и сейчас считает себя достаточно серьезным специалистом в этой области. «Когда я внедрился в эту эпоху, — вспоминает Валентин, — мне сдавалось, что я имею право писать о Цезаре, так как вник в его психотип. Мне казалось, что я понимаю значение и мотивацию его поступков, почему он это делал. По ходу работы встретилось много других замечательных личностей — от Цицерона до Агриппины (матери Нерона). Вот тогда я решил найти психологическую матрицу. И понять, существует ли некое обобщение для мотивации поступков не просто обычного человека, а человека, который сознательно хочет остаться в истории». В результате он переключился на другие эпохи и другие имена, а книгу о Цезаре решил на время отложить.

Сейчас у автора нет сомнений в том, что существуют некие факторы, определяющие появление гения. Наиболее важными из них являются верная психологическая установка, развитие способности генерировать идеи, и самое главное — способность к действию в любых, даже самых неблагоприятных обстоятельствах. Хотя жизненный путь каждого из великих преобразователей мира сложен и многогранен, а способы достижения успеха различны, сопоставление их жизненных стратегий позволяет говорить об общих чертах гениальности.

У автора была еще одна причина написать эту книгу. Он уверен, что все мы рождаемся с равными возможностями. И каждый сам определяет свою миссию на земле. Поэтому взять на вооружение стратегию и тактику этих титанов может и простой человек. Для этого надо только иметь достойную цель.


Идея и воля — стратегические факторы, которым подчинено все


«Невозможно» — это слово занесено в словарь лишь глупцов…
Высшая мудрость — твердое решение.
Наполеон


Основой гениальности является идея. К такому выводу приходит Валентин Бадрак в результате своих изысканий: «Человек может быть одаренным во всех отношениях: иметь безупречное воспитание, получить безукоризненное образование и т. п. Но если у него не будет идеи, его движение к успеху обречено на провал. Я имею в виду, конечно, не микроуспех, а завоевание мира, но не в физическом плане, а когда его идеи становятся доминирующими в каком-то направлении деятельности. Как Фрейд в психологии. Как Роден в современной скульптуре».

Идея и воля — это стратегические факторы. И одно без другого не работает, потому что без воли невозможно воплотить идею. Главная составляющая в появлении на свет гениальных идей — независимое мышление. «Наша первая миссия состоит в освобождении самих себя из застенков собственного кругозора», — считал Альберт Эйнштейн. Титаны всегда презирали формальности, их не волновали войны и революции, они не преклонялись перед званиями и титулами. Они воспринимали мир собственными глазами и верили лишь своим оценкам. Леонардо да Винчи и Фрейд, например, смеялись над символами и моралью, откровенно называя слабых наставников ослами. Ньютон, Эйнштейн и Бисмарк были плохими учениками и не признавали титулованных профессоров. Оценивая по достоинству свою внутреннюю свободу и сосредотачиваясь на собственных мыслях, они придумывали для себя такие высокие цели, которые были фантастикой для других.

Известно, что идеи реализовываются исключительно посредством включения и напряжения воли. Но это бывает слишком трудно для обычного человека, который не хочет ничем жертвовать. Побеждают те, чьи сосредоточенные волевые усилия не отклоняются от цели. Высшая способность — обладание силой магнитной стрелки компаса, о которой твердил Джек Лондон. И для этого часто приходится быть плохим, жестким и неугодным для окружающего мира человеком. Это — цена за успех.

Все гении — прирожденные пиарщики


Если ты играешь в гения,
то ты им и становишься.
Сальвадор Дали


Все они занимались тем, что писали о себе, подавали себя миру и создавали о себе мифы. Постоянный, практически судорожный, поиск того, как реализовать идею, стимулировал гениев к более широкому мышлению и нахождению таких путей, которые мы сейчас называем PR-ходами. Многие выходили на это интуитивно. «Практически все талантливые люди, — констатирует В. Бадрак, — старательно заботились о продлении жизни собственного имени — независимо от физической смерти тела. Рано или поздно претенденты на успех сталкивались с необходимостью уделить время и силы тому, что мы сегодня называем имиджем. Или, выражаясь словами Фромма, собственной упаковке». Действовали гении в данном направлении разными способами. Некоторые искусные оформители собственных образов, такие как Дали, Пикассо и Юнг, не чурались и скандалов, осознавая, что молва сохранит лучшее, а время сотрет неприглядное. Сорос сумел благодаря своим капиталам создать контрмиф — о стимуляции демократии путем финансирования мозговых центров и очагов свободомыслия. Дали так был озабочен созданием мифа о себе, что это его беспокоило даже больше, чем собственные произведения. Он сознательно написал скандальную биографию о себе как агрессоре от искусства.

Наиболее отличился в этом плане Юлий Цезарь. Где бы ни приходилось ему находиться (а находился он в основном на войне), он всегда непрестанно предпринимал самые изощренные попытки достижения известности. Влезал в огромные долги для устраивания массовых зрелищ, способствующих запоминанию своего имени. Писал книги о галльской и гражданской войнах, в которых, как сейчас говорят, слишком гиперболизированы его достижения как военачальника, а также скрыты негативы и ошибки. Позже он возводил в честь себя храмы, назвал своим именем месяц. Все эти шаги способствовали появлению бессмертного образа божественного Цезаря.

«Подобные пиар-акции выполняли несколько необходимых гениям функций, — заключает автор. — Их главное назначение — посредничество между самим гением и остальным миром. И не менее важная роль — они сами себя избавляли от ошибок, случавшихся в их жизни, создавая безупречный чистый образ. Ведь гении допускали просчеты чаще остальных, поскольку всегда были более активны — без этой настойчивой волевой активности не было бы и самой гениальности».

Плагиата нет — есть опыт, открытый для всех


Если вы сильны, то станете искать новый путь.
Вы будете бороться за новую реальность.
Карл Густав Юнг


На вопрос, можно ли обвинить гениев в плагиате, если они такие мастера успешно использовать опыт предшественников, Валентин Бадрак ответил: «Дело не в плагиате, а в том, чтобы облечь этот плагиат в новые формы, более убедительные, более адаптированные к современному восприятию». И приводит классический пример — истории Фрейда и Юнга. Юнг сначала был учеником Фрейда, но захотел идти своим путем. Для этого он взял идею Фрейда о психоанализе. Но это не была украденная идея. Это была идея, обличенная в новые формы. Придав психоанализу некие мистические, религиозные формы, он сумел добиться совершенно нового восприятия этого метода. Иными словами, сумел создать символ психоанализа и благодаря этому добиться воздействия на самое сокровенное в психике человека — на желание поклоняться символам и готовность к идолопоклонничеству. Но это не является плагиатом, несмотря на то, что основа идеи была позаимствована. Первое время учитель и ученик даже были конкурентами и воевали за регионы. Фрейд замешкался, работая в Европе, а Юнг сразу вышел на Америку. И только тогда учитель понял, насколько его ученик сделал серьезный шаг, когда работа в США принесла Юнгу мировой успех.

Точно так же поступил и Пикассо: именно выход на американский континент сделал его значимым в мировом масштабе. Но к нему никто не пришел и не предложил там сделать выставку — это был исключительно его собственный просчитанный шаг. Если у кого-то из гениев и был плагиат, то он был очень сильно закамуфлирован. И отличить плагиат от первичного изобретения весьма сложно. Наверное, поэтому эти люди и являются гениями.

Эйнштейн, например, в своей теории относительности не опроверг законов механики Ньютона. Но его идеи включили в себя и одновременно расширили значение ньютоновской модели физического мира. Ленин, кстати, стал знаменитым в радикальных кругах только тогда, когда смог навязать мысль, что он развил идеи своих более известных предшественников: Маркса, Энгельса, Плеханова. Известный американский психоаналитик Роберт Дилтс назвал способность гениев использовать опыт предшественников одной из самых значимых. И описал, как у них это получалось: «Вместо того чтобы просто опровергать существующие интерпретации, выдвинутая гением новая интерпретация включает в себя все предшествующие объяснения и придает им смысл, добавляя при этом детали, которые раньше не были объяснены».

Живые гении — укор ленивому и несмелому обществу


Я прочел о Наполеоне больше,
чем кто бы то ни было; я прочел все, что мог,
о Леонардо да Винчи и Франклине Рузвельте.
Билл Гейтс


Валентин Бадрак взял на себя смелость двух живых миллиардеров — Джорджа Сороса и Билла Гейтса — причислить к сонму гениев, которые уже вошли в историю. И получил нарекания за то, что это слишком притянутая вещь. «Но здесь была двоякая цель, — объясняет автор свою позицию. — Во-первых, показать, что и в наши дни большого риска есть выдающиеся личности, демонстрирующие способность к гениальности в использовании новейших технологий. Во-вторых, эти два портрета — как бы стимул для читателя к тому, что надо браться за себя сегодня и сейчас». Почему? Потому что Гейтс не только программист. Если бы он был только программистом, он был бы одним из многих успешных программистов. Но это человек, который смог создать целый компьютерный мир, а себя позиционировать как патриарха и «отца» программирования. В этом его заслуга, а не в том, что он стал миллиардером. Миллиардеров много, а патриарх в компьютерном мире один.

Дж. Сорос тоже пошел по этому пути, то есть став мультимиллиардером и великим инвестором, он понял, что деньги сами по себе не могут стать идеей, не могут служить мерилом успеха и величия человеческой души. Как только он это понял, то сразу начал работать по другому плану. Заключается это в том, что успех любого человека зиждется на ноу-хау, причем внедренному в сознание общества. Соросу это удалось, сформулировав модель так называемого открытого общества. Это — попытка за свои же деньги трансформировать массовое сознание и в том числе увековечить свое имя, которую тоже можно считать новой технологией в продвижении к успеху. Хотя это — практически плагиат Нобеля. Нобель первый сделал подобное — за деньги купил будущее для своего имени. Но мотивации Сороса оказались конструктивнее. Он в конце концов хотел исправить некоторые прорехи в деятельности человечества. А она очень схожа с деятельностью писателя или художника, которые утверждают, что красота спасет мир. Сорос сам это не раз подчеркивал: «По правде говоря, я с детства несу в себе могучие мессианские фантазии, которые вынужден скрывать, иначе они могли бы мне доставить немало хлопот».

«Может, это и притянуто за уши, но это мое восприятие, — говорит В. Бадрак. — И я уверен, что имя Сороса через каких-то 50 лет будет таким же значимым, как имя Нобеля. Сегодня восприятие Сороса неоднозначно, потому что образы тех, кто еще жив, сложнее внедряются в сознание. Но это происходит все равно».

Гений — это всегда вызов обществу


Яд, от которого гибнет слабая натура,
есть для сильного усиление —
и он даже не называет его ядом.
Фридрих Ницше


Можно вполне обоснованно утверждать, что гении платили за свои успехи самую высокую цену. Запрограммировать гения невозможно. Ведь здесь должна произойти целая цепь событий, которые заставляют человека настолько серьезно балансировать на грани, что он может просто не выдержать и упасть в бездну.

И многие из этих личностей приближались к критической черте: Ницше последние 11 лет прожил в полном безумии; Дали многими считается не вполне нормальным; Ван Гог покончил жизнь самоубийством, не выдержав своего мученического существования.

«Можно сделать вывод, — говорит Валентин Бадрак, — что крепость великих личностей основана на непрерывной борьбе, постоянном стрессе и напряжении. Клетки успеха прогрессируют в атмосфере противодействия, пропитанного духом смертельной схватки. Мало того, гений — это не только подвиг, но и отказ от многих радостей жизни, отказ от личного счастья». Ньютон 30 лет провел в келье Кембриджского университета совершенно бесцветное существование. Джек Лондон добился известности, работая по18 часов в сутки, что способен вынести далеко не каждый. Цезарь всю свою жизнь провел на войне и только 2 года перед смертью был государственным деятелем. Здесь стоит задаться вопросом — а были ли они счастливы? И нужно ли это балансирование на грани каждому человеку?

Люди, оставшиеся в памяти человечества, всегда противоречили устоявшемуся положению вещей и страдали за это. Но подобный вызов обществу современников одновременно решал несколько задач. Во-первых, вызывал интерес и являлся общественным резонансом. Во-вторых, в силу новизны вызов запоминался и ассоциировался с той личностью, которая решилась на противодействие. В-третьих, если новизна подкреплялась мощью интеллекта и воли, вызов стимулировал восхищение и поклонение. Чтобы победить, эти люди часто шли на крайние меры. Но они рисковали, так как это было необходимо для достижения успеха. Они бросали вызов и побеждали, потому что были способны победить.

Мы сами пишем себе сценарий


Наши убеждения — очень мощная сила, которая определяет нашу жизнь. Опыт многих поколений доказывает: если кто-то убежден, что сумеет, сделает, одолеет, — у него получится. И наоборот.
Роберт Дилтс


Валентин Бадрак взял эту цитату своего любимого автора на вооружение, когда 12 лет назад начал писать книгу «Антология гениальности». Сейчас он пишет второй том, который называется «Психология женских стратегий», куда войдут истории от Ливии, жены императора Августа, до Маргарет Тэтчер. И знает, что у него это получится и даже лучше, и быстрее — за 2-3 года одолеть задуманный труд. А после он вернется к книге о Цезаре, с чего начинал. И это тоже у него получится. Потому что он в этом убежден. И потому что у тех же гениев он научился сначала ценить каждую минуту, а потом — использовать эту минуту только на самые важные вещи. Он сам говорит о себе: «Я никогда в своей жизни не был мечтателем. Все, о чем думал, я всегда старался привести в действие. И мои цели в жизни связаны с тем, чтобы внедрить в мир как можно больше конструктивных идей и как можно больше уверенности — человека в себе. В значительной степени мы сами пишем себе сценарий. И те, кто раньше начинает это понимать, кто берется и не боится писать, те и достигают успеха». 


20 неоспоримых правил гениев-победителей в стратегии и тактике достижения успеха
1. Отношение к себе — только позитивное.
2. Готовность к активным действиям и одержимость.
3. Ранняя фрустрация: путь к самостоятельности.
4. Наличие в окружении сильного психологического типа.
5. Формальное образование и восприимчивость.
6. Идеи рождаются на свободе.
7. Отношение к идее — исключительный взгляд в будущее.
8. Конкуренция — вечный двигатель прогресса.
9. Способность смотреть на мир сквозь призму собственных интересов.
10. Способность к агрессии.
11. Вера в собственное мессианство.
12. Точный расчет.
13. Транснациональность мышления.
14. Способность к психосинтезу и использованию визуализаций.
15. Работоспособность, сосредоточение и концентрация.
16. Воля и активные действия.
17. Способность использовать опыт предшественников.
18. Стабильная самооценка.
19. «Для достижения успеха все средства хороши!»
20. Гений — это всегда вызов.







Паспорт друга гениев
Валентин Бадрак, журналист, писатель, директор агентства оборонных новостей Defense express

Родился в 1968 году.

Образование: Рязанское воздушно-десантное училище (1989 г.), Киевский государственный лингвистический университет (1996 г.), Школа управления имени Дж. Кеннеди Гарвардского университета (2000 г.).

Карьера: работал в агентстве УНИАН, печатался в изданиях: «2000», «День», «Зеркало недели», «Нацiональна безпека», «Экспорт вооружений», «Военно-промышленный курьер», «Эксперт». В 1999 г. создал неформальное общественное объединение «Центр исследований армии, конверсии и разоружения» (CACDS). В 2000 г. защитил кандидатскую диссертацию по практике использования СМИ в избирательных кампаниях.

В 2001 г. создал собственное агентство оборонных новостей Defense express, которое издает целевой ежемесячный журнал «Экспорт оружия и оборонный комплекс Украины».
Как эксперт по военно-промышленному комплексу принимает участие в международных конференциях в Украине и за рубежом.

В 2005 г. издал психологический бестселлер «Антология гениальности», над которым работал 12 лет. Сейчас готовит вторую часть книги под названием «Психология женских стратегий».

Увлечения: книги. Авторы, повлиявшие на становление личности: в юности — Джек Лондон, Эрих Мария Ремарк, Дмитрий Мережковский, сейчас — Вил Дюрант «История цивилизации» и Роберт Дилтс «Нейролингвистическое программирование».

Залишити відповідь