Создание нового министерства – довольно существенный шаг на пути радикальных реформ в угольной области, которая в последние годы страдает от значительного падения производственных мощностей, уменьшения угледобычи, крайне устаревшего и изношенного шахтного фонда, низкой производительности труда, нивелирования престижности шахтерского ремесла. Уголь как основной энергоноситель в Украине, запасы которого практически безграничные, забирает очень и очень много государственных дотаций, из года в год поглощает миллиарды гривен (в этом году – почти 3,5 млрд.). А сколько их набежало за полтора десятка лет независимости Украины – подсчитать нетрудно. Как сказал один из инициаторов создания Минуглепрома – Министр топлива и энергетики Украины Иван Плачков, „сегодня, когда угольная отрасль финансируется в достаточном объеме бюджетным средством, создание госоргана управления, которое будет заниматься вопросами финансирования, распределения бюджетных средств и проведением этапов приватизации, есть своевременным”. По его мнению, именно таким человеком, которая способен справиться с поставленной Президентом задачей, есть Виктор Тополов, хорошо известный в отрасли специалист и до недавнего времени один из его первых заместителей, народный депутат, а ныне – Министр угольной промышленности Украины. Совсем недавно Указ о его назначении на эту должность был подписан Президентом Украины.
– Виктор Семенович, а как Вы лично восприняли решения о создании нового органа в центральной исполнительной власти?
– Трудно ответить однозначно, но убежден: принятое Президентом Украины Виктором Ющенко решение относительно усовершенствования государственного управления угольной промышленностью чрезвычайно своевременное и крайне важное. Уже первые результаты проведенной инвентаризации в угольной отрасли показали ее полную разруху. Скажем, производственная мощность угледобывающих предприятий на протяжении 1991-2004 лет уменьшилась более чем вдвое, добыча угля – в 1,7 раза. Производственные мощности на действующих шахтах используются еле на 80 процентов, более двух десятилетий здесь не проводилась реконструкция. На обогатительных фабриках практически расстрачены собственные фонды. Поэтому будем вести подготовительную работу с целью корпоратизации предприятий, затем их акционирования и привлечения цивилизованного частного капитала. Кто у нас в стране может организовать работу по корпоратизации, оценки имущественных комплексов компаний, а потом акционирования? Какой орган может управлять всем этим огромным хозяйством? Сегодня весьма опасно оставлять такую важную отрасль, как угольная, без управления конкретными лицами с конкретной ответственностью. Именно из-за сложившихся условий, я считаю, и необходимо создать четкую ответственность за то, кто управляет реформой в угольной отрасли, кто отвечает за государственные предприятия, кто проверяет и отвечает за все смежные предприятия, и даже приватизированные с определенным государственным контролем.
– В этом основная цель образования Министерства угольной промышленности?
– Не только и не столько. Существующая многоступенчатая структура управления угольной промышленностью не оправдывает себя. Отрасль все более теряет управляемость и несет большие потери вследствии несовершенства этой структуры. Поэтому основная цель создания Министерства угольной промышленности состоит в повышении эффективности функционирования предприятий угольной отрасли за счет создания условий для усиления государственной политики в ее развитии, привлечении негосударственных инвестиций и решении неотложных проблем. С созданием Минуглепрома отрасль переходит на ранее оправданную трехуревневую схему управления: министерство – государственное предприятие – шахта. Это позволит повысить эффективность функционирования и будет оказывать содействие дальнейшему развитию угольной отрасли для обеспечения объемов добычи угля, необходимых для удовлетворения потребностей национальной экономики, осуществления реформирования отношений собственности и внедрения эффективного механизма ценообразования с одновременным усовершенствованием рынка угольной продукции. Минуглепром – объективная необходимость и крайне своевременна. Хотя, честно говоря, в историческом контексте это есть шагом назад, но он необходимый для существенного продвижения вперед. Возможно, в перспективе с введением в отрасли системы лицензирования этот орган и будет упразднен, регулированием взаимоотношений между субъектами хозяйствования будет заниматься, скажем, угольный департамент. Но к тому времени угольная отрасль должна стать полнокровной, экономически стабильной, самоокупной, с такой нормативной базой, которая бы обеспечивала частным инвесторам честные и прозрачные правила игры. Лишь бы инвестиционная деятельность не сводилась к банально простому, как это до недавнего времени имело место: оборудование поставлялось по завышеным ценам, а уголь забирался практически за копейки. Необходимо решать проблему кредиторской задолженности угольных шахт, львиная доля которой – перед поставщиками оборудования. В первую очередь следует сделать ревизию всех долгов. Поручения, которые дали Президент Украины Виктор Ющенко и Премьер-министр Украины Юлия Тимошенко, предусматривают разработку нового законопроекта относительно погашения задолженности в угольной области.
– Не так давно Минтопэнерго обнародовало оптимистичное решение до конца года погасить все долги по зарплате в топливно-энергетическом комплексе. Насколько это касается угольной отрасли?
– В самом деле, приказом Министра топлива и энергетики Украины Ивана Плачкова в начале августа создана Комиссия по вопросам контроля за состоянием погашения задолженности из заработной платы, которую я сейчас возглавляю. Здесь частично и ответ на Ваш вопрос. Совместно с лидерами отраслевых профсоюзов мы ежемесячно будем рассматривать состояние погашения задолженности по заработной плате в соответствии графиков на предприятиях ТЭК, в основном, в угольной отрасли – именно здесь наибольшие долги, общая сумма которых сейчас достигла почти 315 миллионов гривен. При этом средний уровень заработной платы в углепроме (1003 гривны), как ни парадоксально, – наиболее низкий среди всех других отраслей топливно-энергетического комплекса. Такое положение необходимо исправлять. Вопросу погашения зарплатных долгов целиком было посвящено заседание Коллегии Минтопэнерго 15 августа сего года, что свидетельствует об особом внимании к этой проблеме. Вы спросите, а где возьмутся средства для погашения задолженности работникам предприятий угольной промышленности? Во внесенных изменениях в Закон Украины “О Государственном бюджете Украины на 2005 год” Верховная Рада по представлению Кабмина предусмотрела выделение необходимых средств в сумме 314,8 млн. гривен. Это даст возможность до конца года выплатить долги всем шахтерам.
– Вы приверженец дальнейших государственных дотаций угольной отрасли или видите какой-то иной выход?
– Я твердо стою на той позиции, что государство, а конкретно – налогоплательщики, не должны оказывать поддержку и дотировать частные угольные предприятия. Ведь сейчас не хватает денег даже госпредприятиям. Главным, с моей точки зрения, есть более эффективное использование бюджетных средств по всем направлениям, таких, как покрытие затрат на себестоимость, капитальное строительство, техническое переоснащение, реструктуризацию и т.п.. Где такое виданное в мировой практике чудо, как угольная биржа? Уголь – не биржевой товар. Аукционы можно проводить лишь на бытовое топливо и отнюдь – на энергетическое. Те пять генераций, которые имеются в Украине, должны, по моему глубокому убеждению, работать с угольными предприятиями согластно прямых договоров. Нынче государственная политика ценообразования такова, что цена на уголь может определяться во взаимосвязи с ценой на электроэнергию. А то что же происходит: в прошлом году мы наблюдали, как цена на энергетический уголь со 180 гривен за тонну без учета налога на добавленную стоимость упала до 150. Создавалось впечатление, будто в Украине начали добывать уголь открытым способом. Что касается коксующегося угля, который частные металлургические комбинаты отказываются покупать по рыночной цене и завозят его из России, то, надеюсь, в ближайшее время общими усилиями и эта проблема будет решена. Мы постоянно просим зарубежные инвестиции, а сами инвестируем другие страны. Это не только не патриотично, но и бесперспективно.
– А верите ли Вы в перспективы новой схемы управления отраслью?
– Правительство сегодня создал максимально благоприятные условия для эффективного управления угольной отраслью. В частности, утверждены мероприятия по организационному обеспечению выполнения Программы „Украинский уголь”, которыми предполагается разработка ряда важных для отрасли программ, среди которых – Программа развития угольной промышленности Украины на 2006-2010 годы, Программа строительства новых шахт (разрезов), Программа финансового оздоровления и технического переоснащения шахтостроительных организаций. Предполагается также определить сроки дальнейшей эксплуатации угольных месторождений Центрального района Донбасса и разработать комплексную государственную программу решения социальных и экологических проблем этого региона. Уже разработаны законопроекты «О порядке ликвидации угледобывающих предприятий» и «Об особенностях приватизации предприятий угольной промышленности». Предусмотрен также ряд других мероприятий, направленных на повышение объемов добычи угля, реформирования отношений собственности и усовершенствования системы управления отраслью, ценообразования, усовершенствования рынка угольной продукции и т.п.. Иного выбора, как новые реформы, сегодня у нас просто нет. Новая команда руководителей ТЭК сомневалась в целесообразности создания год назад НАК „Уголь Украины” (время убедило в этом), поэтому предлагает для отечественного углепрома более эффективные реформы. Раньше из-за отсутствия стратегии развития области мы не знали, куда движемся. Поэтому Министерством топлива и энергетики Украины была разработана и утверждена Кабинетом Министров Концепция развития угольной отрасли, направленная на достижение стратегической цели, которая состоит в повышении эффективности функционирования угледобывающих и углеперерабатывающих предприятий для обеспечения собственной угледобычи необходимого ассортимента и надлежащего качества.
– В этом году шахтерский профессиональный праздник совпал из 70-летием стахановского движения. Какие будут Ваши пожелания?
– Я хотел бы пожелать всем горнякам прежде всего веры в возрождение былой шахтерской славы. Помнить о том, что уголь сегодня есть и завтра будет оставаться единым энергоносителем, который обеспечивает энергетическую безопасность государства, а значит и благополучие каждого из нас. Шахтерская профессия – одна из наиболее трудных и опасных. Поэтому хотел бы пожелать всему более как 300-тысячному отряду горняков безопасных виработок, мужества и сил для осуществления намеченных задач, ради расцвета отрасли. Со своей стороны буду делать все необходимое, лишь бы сбылись их надежды и ожидания на лучшую жизнь и достойную оценку нелегкого шахтерского труда.
Интервью провел Михаил Жайворон