Осенняя игра теней в преддверии весны

В ходе прошлой сессии парламент хаотично пытался смягчить негатив, который в развитие экономики внесла мартовская социализация бюджета. В предвыборную сессию, если депутаты и будут вспоминать о бизнесе, то лишь как об электорате или объекте скандалов.


Седьмая постреволюционная «сессия надежд» парламента четвертого созыва со всей очевидностью показала: ожидать перемен в работе системы, не предпринимая действий к изменению самой системы, по меньшей мере наивно. Депутатский корпус, шокированный удивительно быстрым развалом режима Кучмы, который казался едва ли не вечным, в начале года с покорным единодушием утвердил нового премьера, программу правительства и на первых порах послушно поддерживал вносимые Кабинетом Тимошенко законопроекты. Апогеем «оранжевого нокдауна», постигшим Верховную Раду, стало, безусловно, голосование за внесение изменений в бюджет 2005 года. Фактически стране был представлен принципиально новый документ, переводивший бюджет «какого-никакого развития» в бюджет откровенного проедания. Показательно, что едва ли не главным критиком таких радикальных решений выступили не «новые оппозиционеры», а Валерий Асадчев — из целиком пропрезидентской УНП.

Именно бюджетный блицкриг правительства во многом отрезвил депутатский корпус и заставил его участников вспомнить о своих лоббистских функциях. На фоне правительства, откровенно разрушающего понятные для бизнеса правила игры, Верховная Рада неожиданно превратилась в главный оплот защиты интересов предпринимателей перед безоглядной социализацией экономики. Эксперты практически не удивлены тем, что парламентарии до самого конца 7-й сессии последовательно возвращали отраслям и регионам приемлемые для развития условия налогообложения и таможенного режима, которые у них отнял Кабмин. Кульминацией такого вектора развития парламентского самосознания стал скандальный провал голосования по части пакета законопроектов, необходимых для вступления страны в ВТО. Правительство по сути снова попыталось подчинить Верховную Раду лихой кавалерийской атакой, но на этот раз явно недооценило противника. На каникулы парламент уходил, четко продемонстрировав новой власти пределы ее влияния и возможностей.

И хотя, помимо лоббистского законотворчества, народные депутаты также сумели принять новый Жилищный кодекс и Кодекс административного судопроизводства, в целом для совершенствования бизнес-среды, проведения структурных реформ в экономике было сделано очень мало. Даже по абсолютным показателям числа рассмотренных законодательных вопросов минувшая сессия заметно уступает даже очевидно политически напряженной осенней сессии 2004 года (400 против 560). Во многом подобный результат отражает то, что со стороны исполнительной власти так и не было налажено системной работы по стимулированию парламента к законодательному обеспечению структурных реформ. Более того, само правительство не только в действиях, но и в риторике перестало упоминать о поддержке экономического роста. О каких структурных реформах в такой ситуации вообще может идти речь?

За время каникул на законопроектном направлении не произошло радикальных изменений. Однако начала существенно меняться среда законодательной деятельности. К концу августа четко наметились тенденции к тому, что Президент более не намерен со стороны наблюдать за действиями правительства в экономической сфере. Достаточно жесткий разговор с министром финансов В. Пинзеником, в ходе которого Ющенко решительно потребовал отхода от «бюджета константы» к «бюджету развития», продемонстрировал, что либо Президент, либо его ближайшее окружение, действуя через Президента, отныне будут ведущими игроками в определении экономической политики. Решительная реакция Ющенко на ситуацию вокруг НЗФ и поручение относительно правил поведения в вопросах реприватизации, вышедшее по инициативе Ксении Ляпиной, председателя Совета предпринимателей Украины при КМУ, стало четким сигналом к тому, что с Банковой отныне придется считаться всем участникам бизнес-процессов. Очевидно, что сознательное предоставление премьеру полной свободы действий в экономической политике отходит в прошлое, а в действие вступит полноценный «теневой кабинет». Громкая отставка Александра Зинченко лишь еще четче обозначила процесс консолидации двух центров влияния — в окружении Президента и премьера. Их противостояние станет стержнем развития событий в вопросах передела собственности, финансовых потоков, правил игры в целом. Парламент фактически начинает свою работу уже не в условиях обозначившейся слабости власти, а в ситуации отсутствия монолитной власти как таковой. Поэтому депутатский корпус будет чувствовать себя гораздо свободнее. Силы, способной заставить его поддерживать выгодные ей решения, по сути, больше не существует.




















Любопытно отметить, что впервые Кабмин оказался на более левых и популистских позициях, чем парламент. И теперь уже депутатам, объективно склонным к заигрыванию с избирателями, придется гасить растратные инициативы правительства. В такой ситуации вряд ли кто-то решится взять на себя ответственность за внедрение стратегии стимулирования роста, потому что она логично приведет к усилению социального напряжения. Единственной гарантией от еще более популистских решений являются лоббистские обязательства парламентариев, которые заставят их провалить некоторые кабминовские инициативы.

Уже в сентябре следует рассчитывать на утверждение во втором чтении важных законопроектов об ипотечных ценных бумагах и лицензировании профессиональных участников фондового рынка. Выход парламента в свободное плавание позволит депутатам решать локальные задачи совершенствования правового регулирования отдельных отраслей и секторов экономики.

Именно введение в действие конституционных изменений с 1 января 2006 г., а не «оранжевая революция» поставит окончательную точку в системе власти, созданной Леонидом Кучмой. В ход вступят новые правила, и парламентские силы в грядущие месяцы будут инстинктивно искать путь адаптации к ним. В таких условиях правила регулирования бизнеса, по устоявшейся в нашей стране традиции, отходят на второй план — в угоду политической целесообразности. 






Будет ли парламент на предстоящей сессии «интересоваться» экономикой?


Василий Горбаль, народный депутат:
— Основной документ, который будет обсуждаться на последней сессии, — Закон о Государственном бюджете на 2006 год. Уже сейчас возникли споры о заявленных Юлией Владимировной гарантированных 12 млрд. грн. от приватизации и предложении парламенту распределить эти средства. Социалисты по данному поводу заявили, что пока денег нет и рано что-то распределять.

Сессия еще не началась, а мы уже видим горячие дискуссии о выполнении бюджета и видении того, каким он должен быть в 2006 г. Обязан ли он быть таким же социальным, или в следующем году больше внимания будет уделено капиталовложениям? Достаточно спорным выглядит законопроект налоговиков о введении нового налога на недвижимость. По-видимому, сессия не оставит без внимания законопроекты, меняющие налоговую базу и существенно влияющие на правила игры в бизнесе. Не приняты еще все законы по ВТО. Уверен, что коммунисты снова станут достаточно жестко проявлять свое неприятие к данной организации. Поэтому частым будет блокирование трибуны и т. п.

Накануне избирательной кампании в парламент будет вбрасываться достаточно много популистских законопроектов. Это неминуемо для последней сессии парламента. Тут уже все зависит от мудрости руководства парламента и мудрости депутатов — смогут ли они воздержаться от соблазна принятия решения по этим законодательным инициативам.


Ксения Ляпина, председатель Совета предпринимателей Украины при КМУ, народний депутат:
— Сказати, що поза увагою сесії залишаться економічні проблеми, неможливо. Інша справа, що навколо них точитимуться політичні баталії. Кожна фракція пропонуватиме свої, абсолютно різновекторні оцінки економічних пропозицій задля того, аби отримати дивіденди в очах електорату, який вони вважають своїм. Отже, економічні рішення не будуть безпроблемними, але вони, безумовно, будуть. Перше і найбільше економічне очікування — державний бюджет. Я переконана, що жодні політичні баталії не завадять народним депутатам приділити детальну увагу прийняттю відповідного закону. Адже політична успішність наступного року так чи інакше залежить від того, наскільки своєчасно буде прийнято бюджет і люди отримуватимуть зарплату.

Особисто я також очікую прийняття низки рішень, які є надважливими для розвитку підприємництва, зняття бар’єрів на шляху такого розвитку, отже і для економічного зростання. Насамперед це рамковий закон про дозвільну систему, це нові ініціативи уряду щодо нової процедури виділення земель, які є сприятливими для інвестицій, це вже затверджена на рівні концепції нова процедура будівництва, нагляду і прийняття будівництва. В ній передбачено відмову від державних експертиз, перенесення відповідальності на генерального проектувальника і обов’язкове страхування об’єкта. Це сучасний європейський підхід, що зможе підштовхнути будівництво до розвитку, адже на сьогодні це чи не єдина в країні галузь, яка показує стійкий спад.

Найбільші баталії точитимуться також навколо прийняття законопроектів із пакету, який необхідний для вступу України в СОТ. Це документи, які аж ніяк не можна обійти, адже вступ до СОТ — не забаганка політиків, а сувора економічна необхідність. Ми програємо міжнародну торгівлю, отже, програємо вітчизняну економіку, не даючи їй стимулу до розвитку.

Тож на наступну сесію багато очікувань щодо великих економічних рішень, але, як я вже сказала, їх прийняття не буде безпроблемним.

Василий Гуреев, народный депутат:
— Сегодня идет активная подготовка со стороны парламента, правительства, Президента в отношении урегулирования в целом экономических процессов в Украине. На протяжении последних заседаний седьмой сессии и тем изменениям, которые вносились в бюджет, уже заметно, что правительство более активно подходит к некоторым вопросам, касающихся протекционистской политики для отечественного производителя. Ведь законом о бюджете были отменены все протекционистские подходы, был «выхолощен» закон о поддержке судостроения в Украине. Понимание случившегося произошло только тогда, когда остановились ремонтные и судостроительные заводы, а также повисли в воздухе многие инвестиционные проекты.

На предстоящей сессии, если отбросить всю политическую трескотню, ВР вернется к закону по СЭЗ. Но только не в той негативной интерпретации, которая преподносилась некоторыми политиками, а с детальным проведением экономического анализа СЭЗ, закрытых необоснованно. Работать должны те зоны, где есть реальные прибыльные проекты. Внимание будет уделяться и законодательным актам, которые обеспечат поддержку автомобилестроения, авиастроения и отечественного производителя в целом. Наш комитет по промышленной политике намерен подавать на рассмотрение также законопроекты по регулированию экспорта металлолома и инновационной деятельности.


Юрий Костенко, народный депутат:
— Я можу бізнесу побажати тільки витримки. Тому що на наступній сесії здебільшого відбуватиметься політична або політизована дискусія, а не робота над тим, що потрібно бізнесу. Наприклад, я прогнозую, що жодних змін до податкового законодавства ухвалено не буде, як і в цілому документів із підтримки виробничої діяльності. Урядова політика яскраво засвідчила протилежну тенденцію: бізнес через митну політику, курсову політику НБУ, той самий адміністративний тиск лише отримає більше проблем, ніж ті, що були при «антинародном режиме». Всі рішення уряду знекровлюють бізнес. 

Залишити відповідь