Cмысл жизни

Духовное пение и музыка существуют по разным законам. Насколько велика эта разница?
Все мои попытки воспринимать православную церковную службу как выступление хорового коллектива заканчивались полным провалом. Без привычных звуковых аттракционов запасы внимания быстро подходят к концу, и тебе остается лишь вздыхать о нехватке духовных качеств. Действительно, восточная христианская церковь всегда находилась в некоторой оппозиции к музыке, предлагая своим прихожанам/слушателям духовную работу вместо гимнастики для души. Впрочем, это вековое противостояние сегодня уже не носит жесткого характера. И хотя церковный клирос по-прежнему закрыт для изнеженных напевов и плаксивых ритмов, православные хоры вполне успешно выступают на театральных и оперных сценах. Накануне гастролей в Украине московского Патриаршего хора »&» встретился с регентом коллектива Георгием Сафоновым для разговора о том, какие отличительные черты сохраняет православное духовное пение в современном мире.

Регент против дирижера
Беседу с Георгием Сафоновым я начинаю с вопроса, который ему задают довольно часто. Однако без ответа на него не может состояться ни одно вдумчивое интервью на подобную тему. Да и сама профессия регента требует ежедневного его разрешения. «Церковный регент в самом деле отличается от хорового дирижера, — объясняет Г. Сафонов. — В кругу дирижеров принято считать, что регент — мертвое состояние для профессионала. На первый взгляд, это действительно так. В канун 14 сентября (начало нового церковного года) я точно знаю, что мой хор будет петь то же, что пел в предыдущие пять-десять лет. Но лишь около 50% церковных произведений неизменны. Другая половина создается на основе большого количества текстов, многие из которых еще не положены на ноты. Каждый раз мы исполняем их по-разному, и за счет этого постоянно обновляемся. Вместе с тем, регенты имеют не меньше оснований считать творчество светских дирижеров мертвым, поскольку из года в год со своими коллективами они исполняют одни и те же произведения: реквиемы Моцарта и Берлиоза, мессы Баха и Бетховена, «Всенощное бдение» Рахманинова, произведения Чеснокова и проч. Это тем более удивительно, ведь существует огромное количество шикарной светской музыки. Почему руководители светских хоров берут все время одно и то же, для меня остается загадкой. Наконец, могу сказать: все церковные дирижеры и прошлого, и нашего времени — профессионалы высокого уровня, которые спокойно могут стать к светскому хору и повернуть его работу в иное русло. В отличие от дирижеров мы легко проникаем в светскую область, находясь в которой, вполне спокойно работаем».

Дух против тональности
«Дирижер всегда заключен в жесткие рамки, — продолжает Сафонов. — Нюансы, темпы, ноты, длительности — всему этому он должен следовать. И ни шага в сторону. Я получил солидное дирижерское образование, которое дало мне технические навыки. Но очень рад тому, что стал регентом, поскольку приобрел в этом искусстве больше, чем в дирижировании. Для регентов не существует ни нот, ни темпов, ни тональностей. Однажды у гениального регента архимандрита Матфея спросили, как он задает тональность хору, на что он ответил: «А как Господь пошлет». Вот родилась у меня тональность в течение богослужения, и мне не важно, как ее воспримут певчие с абсолютным слухом, которые есть в моем хоре. Для меня главное — продолжить дальше богослужение в этой тональности. Я сам имею абсолютный слух и ломаю барьеры восприятия. Нот не должно существовать, главное — воспроизведение смысла текста. Поэтому я прежде всего стремлюсь воспитать дух в хоре. А воспитать дух в профессионале очень сложно».
Примечательно, что восточная церковь сознательно противилась повышению точности описания звуков. В этой конкретизации ей виделось превращение богослужебной певческой системы в обычную музыку. Раз уж православное пение считалось образом пения ангельского, то к нему нельзя было допускать аналитическое мышление, разбирающее мелодию на мельчайшие частицы с помощью таких земных параметров, как высота и продолжительность звука. «Пользуясь понятиями современной физики, можно сказать: если музыкальный звукоряд описывает корпускулярную природу мелодии, то русский звукоряд строки открывает тайну волновой природы мелодизма. В этом смысле древнерусская теория гораздо более тонко и глубоко передает самую сущность процесса интонирования», — написал в своей книге «История богослужебного пения» известный российский композитор-авангардист Владимир Мартынов.

«Умный вопль» против композитора
Старейшей формой русского богослужебного пения считается так называемый знаменный распев. Его мелодию записывали с помощью оригинальных знаков — «знамен» или «крюков». Примечательно, что, кроме инструкций по управлению голосом певчих, «знамена» давали еще и такие указания на определенные состояния сознания, как «крепкое ума блюдение от зол», «избежание земной славы и суеты мира сего», «безответное послушание» и т. п. С помощью подобных установок певчий боролся с помыслами, отвлекающими его от внутренней молитвы. Безмолвное пение, обязательно сопутствовавшее пению слышимому, отцы восточной церкви называли «внутренним умным воплем» и «внутренней духодвижностью». Задачей богослужебного пения было приобщить слушателя через внешнюю мелодию к внутренней безмолвной молитве и «возвести ум на небо».

«Совсем древняя музыка, как, например, монодия с иссоном, пришедшая из Византии, может произвести необыкновенное впечатление даже на современного слушателя, — рассказывает Георгий Сафонов. — Эта форма пения сохранилась в Киево-Печерской лавре и Супрасльской лавре (находится на территории Польши. — Прим. ред.). Можно сказать, что она связывает нас с божественным космосом. Иссон — выдержанный звук, по которому движется широкая, очень плавная и красивая мелодия. Он так сильно влияет на сознание человека, что люди иногда падают в обморок. На одном из зарубежных концертов нашего хора слушатели назвали это «русской медитацией». Представьте себе: басы в течение 30 минут держат один непрекращающийся звук, затем 45 минут — другой. А по нему движется мелодия огромного диапазона, так что создается ощущение, будто человек выходит во вселенную…

Раньше, будучи дирижером, я очень трепетно относился к композиторскому творчеству. Но если, например, говорить про Бортнянского, Львова, то они часто изменяли древние распевы, делали их более комфортными для современного восприятия. С наследием так поступать непозволительно. Однако часто сами композиторы, которые пишут духовную музыку, желают, чтобы их исправляли именно с точки зрения богослужебного текста. Когда Рахманинов услышал исполнение своей «Всенощной», которая была доработана регентом Синодального хора Николаем Данилиным, то первый встал и произнес: «Я не смог бы сочинить такого гениального произведения. Это великолепно!».

Духовные светские люди
Праздничный мужской хор московского Свято-Данилова монастыря (Патриарший хор) — один из ведущих мировых коллективов, исполняющих сегодня духовную музыку. Существует с 1987 г. В настоящее время состоит из 16 певцов, которые получили образование в лучших музыкальных вузах Москвы и не являются священнослужителями. Хор участвует в праздничных и воскресных монастырских службах и богослужениях патриарха Кирилла. В исполнении придерживается стилистики московской синодальной школы.
С 1995 г. коллектив гастролирует по странам бывшего СССР и за рубежом. Его светские выступления состоят из музыки разных конфессий, народных песен, произведений композиторов-классиков и обладают просветительскими свойствами. Руководитель хора Георгий Сафонов сам ведет концерты, перемежая вокальные номера профессиональными комментариями и историческими сведениями. В форме концертов-лекций пройдут выступления в Киеве и Харькове, которые состоятся 13 и 14 апреля. Гастрольный состав хора будет усилен солистами оперных театров и известных хоровых коллективов Москвы.

Путь регента
Георгий Сафонов родился в 1964 г. в Минске. Окончил Московскую музыкальную академию им. Гнесиных. В 1988-м стал лауреатом Первого всероссийского конкурса дирижеров. В этом же году принял крещение. Перед тем как возглавить церковный хор, по совету известного московского регента архимандрита Матфея в течение пяти лет проработал рядовым певчим. В 1994 г. Георгий Сафонов становится регентом Праздничного мужского хора московского Свято-Данилова монастыря и руководит им по сей день. Является специалистом по стилистике исполнения духовной музыки, в творчестве особое внимание уделяет древнерусским песнопениям. По-прежнему сохраняет статус светского человека.

Залишити відповідь