Слияния и поглощения: Начало пути к $300 млн. за пакет с мороженым
Британская инвестгруппа Fleming Family & Partners и один из крупнейших российских производителей мороженого ТД «Рамзай» объявили о создании совместной компании по выпуску мороженого. В нее войдут два московских хладокомбината: «Айс-Фили» (в августе 2005 г. перешло под контроль FF&P) и «Сервис-Холод» (с 2001 г. принадлежит «Рамзаю»).
В результате нынешней сделки на российском рынке мороженого появится третий по величине игрок с годовым объемом производства более 20 тыс. т мороженого в год ($35 млн. в денежном выражении) при емкости рынка в 384 тыс. т ($800 млн.). Причем, по предварительным прогнозам, в 2006 г. предприятие сможет увеличить выпуск на 35-40%. Как полагает гендиректор «Рамзая» Олег Коваленко, это позволит объединенному хладокомбинату занять 10% российского рынка упакованного брендированного мороженого. Сегодня этот рынок поделен между 300 производителями. Так что, по мнению профильных специалистов, слияние «Рамзая» и «Айс-Фили» — это начало процесса консолидации производства, который вслед за алкогольным, мясным и прочими рынками достиг и рынка мороженого.
Между тем производство молочных продуктов не является профильным видом деятельности FF&P — на российском рынке ее интересы в основном сосредоточены в добывающей отрасли и в секторе недвижимости. Поэтому в среднесрочной перспективе вновь созданное СП будет перепродано. «FF&P намерена выступить в роли консолидатора российского рынка мороженого, — отметил старший партнер инвесткомпании Марк Гарбер. — Для нас является обычной практикой создание достаточно крупной компании для вывода ее на IPO или для последующей продажи стратегическому инвестору». Среди возможных «заказчиков» консолидации участники рынка называют швейцарскую Nestle и англо-голландскую Unilever. Сейчас в России активно муссируется слух, что за долю рынка в 30% одна из этих компаний готова выложить $300 млн.
Технологии: Ericsson «подсаживает» партнеров на новые технологии
Шведская компания Ericsson первой на рынке связи выпустила новое решение для автоматической конфигурации устройств (Automatic Device Configuration — ADC), благодаря которому операторы мобильной связи получат возможность более активно продвигать новые услуги абонентам. Устройство ADC предназначено для осуществления автоматической настройки индивидуального набора неголосовых услуг (например MMS). Такие услуги становятся все более популярными в мире, но их настройка нередко представляет определенную сложность для многих пользователей. Новая же система позволяет осуществлять конфигурацию телефона в сети и настройку неголосовых услуг автоматически. При этом модель телефона абонента самостоятельно определяется сетью, а для каждого абонента активируются доступные для его телефона настройки. Также ADC является новым методом активации услуг и позволяет операторам, к примеру, удаленно обновлять программное обеспечение.
Для компании Ericsson разработка технологической новинки не имеет целью подвинуться на рынке конкурентов. Ведь рынок обслуживания телеоператоров очень сегментирован и поделен по технологическому принципу. Есть несколько игроков, которые предоставляют решения в сфере управления устройствами (решения для корпоративного сегмента, решения по обновлению программного обеспечения и т. д.).
Скорее всего предложение сотовым операторам технологии ADC позволит производителю укрепить с ними отношения. Особенно важно это в свете того, что Ericsson на уровне глобальной корпоративной политики делает ставку именно на партнерство. На сегодняшний день компания сотрудничает более чем с 350 операторами мобильной связи в 110 странах мира и заключила около 20 контрактов на поставку различных продуктов в сфере управления мобильными устройствами.
Власть и бизнес: Высокоскоростному Siemens в России перевели стрелки
Государственные «Российские железные дороги» (РЖД) заявили о приостановке совместного с германским Siemens проекта по организации высокоскоростного движения между крупнейшими городами России и стран-соседей. Соответствующий договор с Siemens был заключен 11 апреля 2005 г. и предусматривал, в частности, производство скоростных поездов в России под немецким техническим руководством с использованием российских комплектующих. Окончательный контракт стоимостью 1,5 млрд. евро, как ожидалось, будет заключен летом 2005 г., а первый опытный образец электропоезда нового поколения появится в декабре 2007 г. РЖД гарантировали закупку не менее 60 высокоскоростных поездов, способных осуществлять пассажирские перевозки со скоростью до 300 км в час. Их планировали использовать не только на внутренних, но и международных линиях (в частности, Санкт-Петербург-Хельсинки, Москва-Киев и Москва-Минск).
К концу сентября Siemens должен был подготовить эскизный проект, однако этот срок был перенесен на неопределенное время. Причин тому, по словам представителей РЖД, как минимум три. Во-первых, развитие скоростного движения по предусмотренной технологии автоматически ограничит рост грузопотока на северо-западном направлении, учитывая, что скоростные и грузовые поезда должны будут идти по одним и тем же путям. Вместе с тем поток нефтепродуктов, металлургической и химической продукции, который транспортируется на указанном направлении, составляет существенную статью доходов РЖД. Во-вторых, для финансирования проекта с Siemens планировалось привлечь заемные средства ЕБРР под гарантии «Российских железных дорог». Однако, согласно нормам РЖД, займы не могут превышать 10% от оборота компании, так что привлечение денег под этот капиталоемкий проект ограничивало бы другие инвестпроекты. В-третьих, проект повышения скорости движения на участке Москва-Санкт-Петербург не обязательно предполагает сотрудничество с Siemens. «Техника Siemens обладает большим запасом скорости. Это все равно, что выехать на Lamborgini на столичные улицы: пару раз можно разогнаться до 180 км в час, но в основном придется стоять в пробках», — рассказал источник в РЖД.
Кризис-менеджмент: Volkswagen потуже затягивает пояс
Вслед за своими конкурентами — американскими автомобильными гигантами Ford Motor и General Motors — антикризисную программу вынужден запустить и немецкий Volkswagen. К концу 2008 г. автоконцерн сократит порядка 14 тыс. рабочих мест (около 11% общего штата) на своих европейских предприятиях. Увольнения затронут прежде всего немецкие заводы Volkswagen: сокращению там подвергнутся около 10 тыс. сотрудников (9,7% штата). Таким шагом топ-менеджмент рассчитывает снизить ежегодные расходы компании на 3,1 млн. евро.
Пойти на крайние меры VW вынудили рост курса евро, а также катастрофическое снижение финансовых и операционных показателей концерна (только в первой половине 2005 г. продажи Volkswagen снизились на 3,9%; чистая прибыль компании за три последних финансовых года уменьшилась на 77%). Кроме того, по оценкам экспертов, объемы перепроизводства концерна составляют 1 млн. авто в год. «В условиях усиления конкурентного давления со стороны зарубежных компаний нам необходимо провести масштабные сокращения издержек на всех направлениях, в том числе на зарплаты и соцобеспечение сотрудников», — прокомментировал решение председатель правления компании Бернд Пишетстредер.
Между тем VW длительное время ведет переговоры со своими сотрудниками по поводу ряда уступок с их стороны с целью снижения непомерных расходов. В ноябре 2004 г. Volkswagen и ведущий профсоюз компании IG Metall достигли соглашения о замораживании уровня зарплат для почти 103 тыс. работников в Западной Германии до начала 2007 г. в обмен на гарантии сохранения работы до конца 2011 г. По словам представителей автоконцерна, меры по сокращению штата будут проводиться без нарушений данного соглашения.
Масс-медиа: Британские телерадиокомпании бросают вызов Руперту Мердоку
Британские вещательные корпорации BBC и ITV запускают проект бесплатного цифрового телевидения Freesat, который будет финансироваться исключительно за счет поступлений от продажи рекламы. Он станет частью долгосрочного плана правительства по переводу к 2012 г. британских телеканалов на цифровое вещание. Ориентировочные сроки реализации проекта — первая половина 2006 г.
Данным шагом телерадиовещательные гиганты рассчитывают расширить свою рыночную долю за счет зрителей, не имеющих возможности оформлять подписку на Freeview — платные кабельные телеканалы, производимые BBC и ITV. (На сегодня доступ к ресурсам цифрового телевидения имеют 60% жителей Великобритании.) Пользователи Freesat смогут бесплатно смотреть 120 телеканалов и слушать 80 радиостанций. Правда, для подключения к ним британцам необходимо осуществить одноразовый взнос в размере 150 фунтов. По мнению экспертов, Freesat сможет составить серьезную конкуренцию сервису другого британского вещателя BSkyB, входящего в состав News Corp. Руперта Мердока.
Реструктуризация: Leo Burnett сможет использовать имя ARC Marketing в Украине
Международный рекламный холдинг Publicis Group Paris провел реструктуризацию внутри своих украинских подразделений StarcomMediavest Group и Leo Burnett. С 1 сентября право на использование имени ARC Marketing в Украине перешло к Leo Burnett. До этого имя Arc Marketing начиная с июля 2002 г. использовал StarcomMediavest для своего SAMS-подразделения (Special Advertising and Marketing Service — специальная реклама и маркетинговый сервис).
Решение о передаче имени связано с глобальной стратегией Publicis по консолидации всех офисов ARC Marketing под управление Leo Burnett. Это позволит еще лучше представить интересы международных клиентов и полностью реализовать преимущества такой синергии.
ARC останется отдельным подразделением, но в то же время будет полностью интегрированным в деятельность Leo Burnett в Украине. В будущем украинский ARC станет полноценной частью международной сети ARC, обслуживающей клиентов в 20 странах мира.
SAMS-подразделение, входящее в StarcomMediavest Group, продолжит свою роботу под названием Promotion Technologies. На составе команды, а также на нынешнем списке клиентов это переименование не отразится.
Слияния и поглощения: Deutsche Post: гонка за первенством
Компания Deutsche Post AG ведет переговоры о покупке Exel Plc, крупнейшей британской компании, работающей на рынке доставки товаров. Стоимость сделки составит 5,2 млрд. евро. Это станет крупнейшей инвестицией немецкого почтового концерна за пределами Германии.
Правда, покупка эта скорее вынужденная: аналитики уже к 2007 г. предрекают Deutsche Post утрату ее монопольной позиции в сфере почтовой доставки в Германии. Чтобы удержать первенство на немецком рынке, компания проводит агрессивную политику поглощений. С 1996 г. Deutsche Post потратила более $6,8 млрд. на приобретение пакетов акции 55 конкурирующих компаний. Крупнейшей из этих сделок была покупка DHL Express за 2,4 млрд. евро в 2002 г.
Эксперты рынка положительно оценивают возможное приобретение Exel, прежде всего учитывая обнадеживающие финансовые и операционные показатели британской компании. Только за прошлый финансовый год продажи Exel выросли на 24%, в то время для Deutsche Post данный показатель составил всего 7%. В июле 2005 г. британская компания обнародовала результаты за первое полугодие, согласно которым ее продажи выросли на 45%, а доходы — на 55%, составив 171 млн. фунтов. Примерно треть прибыли Exel получает в Великобритании, еще треть — в США, 16% — в Азии, а остальное — в Европе, на Ближнем Востоке и в Африке. Поглощение британского конкурента позволит Deutsche Post не только улучшить свои финансовые показатели, но и усилить компанию с точки зрения материально-технического обеспечения.