Реорганизация: Продажа Hertz поможет Ford сосредоточиться
Американский автомобильный гигант Ford Motor объявил о продаже своего подразделения Hertz — мирового лидера по прокату автомобилей. Покупателем стала группа частных инвесторов, в которую входят крупные инвестиционные фирмы Clayton Dubilier & Rice, Carlyle Group и Merrill Lynch Global Private Equity. Новые хозяева согласилась заплатить за Hertz $5,6 млрд. наличными. Вся трансакция при этом оценивается в $15 млрд. с учетом задолженности Hertz в размере $10 млрд. Закрытие сделки ожидается к концу 2005 г. Между тем Ford не собирается сразу порвать все многолетние связи с Hertz. По условиям договора второй по величине автопроизводитель в США будет иметь право заниматься продвижением своих автомобилей в салонах Hertz до 2010 г. В течение этого времени Ford будет оплачивать половину рекламного бюджета Hertz.
Ford Motor купил Hertz в 1994 г. и спустя семь лет стал единственным владельцем компании, которая насчитывает 7,4 тыс. офисов более чем в 150 странах мира. О своем намерении расстаться с убыточным подразделением представители компании Ford заявили в апреле сего года. Благодаря продаже подразделения Ford получит хорошую возможность для развития основного бизнеса в условиях роста конкуренции и издержек. Во II квартале из-за продолжающегося падения спроса на большие автомобили некогда одного из приоритетных направлений производства Ford прибыль концерна упала на 19% (до $946 млн.). «Эта сделка усилит наше продвижение по уже намеченному пути к сильным балансовым показателям и инвестированию в профильный бизнес автомобильного производства», — прокомментировал решение финансовый директор Ford Дон Леклер.
Авиаперевозки: Рост цен на нефть разоряет авиакомпании
Убытки мировых авиакомпаний составят в 2005 г. рекордные $7,4 млрд. — это на 23% превышает предыдущий прогноз, поскольку стремительный рост цен на нефть наиболее значительно сказался на деятельности американских авиаперевозчиков, сообщило агентство Bloomberg со ссылкой на данные Международной ассоциации транспортной авиации (IATA).
Расходы авиакомпаний на топливо могут оказаться в этом году на 54% выше прошлогодних и составить $97 млрд. исходя из расчета средней стоимости нефти марки Brent на уровне $57 за баррель, говорится в сообщении ассоциации. Каждый дополнительный $1 стоимости нефти приводит к увеличению расходов авиакомпаний на топливо на $1 млрд.
Азиатские авиаперевозчики тихоокеанского региона получат по итогам года прибыль в размере около $1 млрд., европейские компании закончат год на безубыточном уровне, тогда как убытки американских авиакомпаний могут превысить $8 млрд.
Слияния и поглощения: Купив Siebel Systems, Oracle продолжил стратегию рыночной экспансии
Американский производитель программного обеспечения корпорация Oracle объявила о покупке своего конкурента Siebel Systems. Стоимость сделки составила $5,85 млрд. (на 17% выше стоимости акций Siebel на открытом рынке). Завершить приобретение Oracle планирует в начале 2006 г.
Благодаря нынешнему поглощению Oracle станет крупнейшим игроком на рынке корпоративных программных систем, обогнав нынешнего лидера — немецкую SAP. Впрочем, по капитализации Oracle обошел SAP еще весной текущего года, завершив приобретение компании PeopleSoft более чем за $11 млрд. В результате этой сделки капитализация Oracle стала больше $65 млрд., тогда как для SAP этот показатель не превышал $55 млрд. Однако американскую компанию абсолютным лидером на рынке нельзя было назвать: у нее не было предложения в самом конкурентном сегменте рынка делового ПО — клиентских решениях для малого и среднего бизнеса. Именно на их разработке и специализируется Siebel, поглощение которой позволило «забронировать» лидерское место в перспективном секторе (по данным исследовательской компании IDC, к 2009 г. объем рынка бизнес-приложений возрастет с нынешних
$8 млрд. до $10 млрд.).
Между тем о своем намерении стать более значимым игроком на рынке бизнес-приложений за счет приобретения других компаний Oracle объявил еще в 2003 г., когда его продажи стали уменьшаться. За последние девять месяцев корпорация завершила сделки и подписала договоры о покупке с пятью производителями программного обеспечения. Экспансия обошлась ей в $17,6 млрд.
Coca-Cola: все выше и шире, и глубже — в борьбе за национального потребителя
Греческая «дочка» концерна Coca-Cola — Coca-Cola Hellenic Bottling Company — начала переговоры о покупке 100% акций крупнейшего производителя соков в Сербии Fresh & Co. Компания производит соки и нектары марок Su-Voce и Next на заводе в Суботице — городе на севере Сербии, граничащем с Венгрией. Next — один из самых популярных брендов в Сербии, рекламную кампанию которого возглавлял режиссер Эмир Кустурица. Финансовые условия сделки не разглашаются.
Fresh & Co станет вторым приобретением Coca-Cola в Сербии. В феврале 2005 г. компания купила завод по производству минеральной воды Vlasinka за 21,5 млн. евро. «Coca-Cola чрезвычайно заинтересована в сербском рынке соков и хочет использовать все возможности для удачного развития в этом сегменте», — отметила официальная представительница компании в Белграде Сандра Парезанович.
Впрочем, экспансия на сербском рынке — лишь часть более масштабной стратегии Coca-Cola по завоеванию растущего восточноевропейского рынка. Серьезность намерений корпорации подтверждает покупка Coca-Cola Hellenic Bottling в марте 2005 г. российского производителя соков «Мултон», в апреле — болгарского производителя минеральной воды Bankia. По словам представителей корпорации, эти сделки нацелены на повышение дохода компании от ее операций на национальных рынках за счет расширения линейки своей продукции и ведения более гибкой ценовой политики.
Мердок «подминает» под себя Интернет
Американский медийный гигант News Corp. продолжает активное наступление на Интернет. Корпорация объявила о том, что приобретает за $650 млн. IGN Entertainment — онлайнового разработчика видеоигр, который владеет сетью популярных игровых ресурсов, включая IGN, GameSpy, GameSpy Arena, FilePlanet, TeamXbox, 3D Gamers, Direct2Drive и GameStats. Кроме того, в собственности IGN два развлекательных портала о киноиндустрии (IGN FilmForce и Rotten Tomatoes), а также сайт для мужчин AskMen.com. Аудитория этих ресурсов составляет порядка 28 млн. уникальных пользователей (прежде всего мужчины в возрасте от 18 до 34 лет).
Приобретенный веб-ресурс станет частью Fox Interactive Media — нового подразделения корпорации, целью которого является создание сети медиасайтов и привлечение внимания аудитории к продукции телеканалов Fox TV. В июле нынешнего года News Corp. уже купила интернет-холдинг Intermix Media Inc., специализирующийся на онлайновых услугах и развлечениях. В рамках сделки к покупателю перешли более 30 сайтов, в том числе один из наиболее посещаемых в США информационно-развлекательных порталов MySpase.com. Кроме того, компания купила спортивный портал Scout Media.
Все эти приобретения (включая IGN) за счет использования новых технологий для трансляции новостей, а также предоставления пользователям более широкого спектра сервисов позволили News Corp. увеличить свою интернет-аудиторию до 70 млн. пользователей. Тем самым, как полагают эксперты, корпорация Руперта Мердока (владельца News Corp.) уже в скором времени сможет составить конкуренцию крупнейшим сетевым компаниям — Yahoo, America on-line и Google.
Кризис-менеджмент: Авиаперевозчики в США объявляют о банкротстве
Сразу две крупные авиакомпании США — Delta Air Lines и Northwest Airlines — объявили о своем банкротстве и начале процедуры по судебной защите от кредиторов. Delta в настоящее время является третьей в США корпорацией по объему пассажирских авиаперевозок, Northwest занимает в данном списке четвертую строчку. Общая сумма долгов Delta превышает $28 млрд., что на $7,5 млрд. больше стоимости основных фондов компании. Финансовые потери Northwest составляют примерно $18 млрд. при размере активов в $22 млрд. Среди основных причин плачевного финансового состояния корпораций эксперты называют стремительный рост цен на нефть на мировом рынке и конкуренцию со стороны малобюджетных перевозчиков. Окончательно «добил» некогда прибыльные компании ураган «Катрина», который вызвал очередной виток цен на энергоносители. Delta и Northwest пошли по стопам своих коллег — United Airlines и US Airways (соответственно второго и шестого по размерам авиаперевозчиков в США), которые достаточно давно объявили о банкротстве, однако все еще остаются «в воздухе».
Впрочем, представители двух авиагигантов не теряют оптимизма: по их словам, процесс реорганизации компаний не скажется на графике полетов и оказании других услуг пассажирам (американское законодательство позволяет обанкротившимся компаниям продолжать деятельность).
Вместе с тем, как считают отраслевые эксперты, подача ходатайства о банкротстве со стороны Delta и Northwest может оказать давление на американских авиаперевозчиков, которым пока удается держаться на плаву. Защита от кредиторов позволит банкротам сократить издержки, в то время как другие компании, включая лидера американского авиарынка AMR Corp., продолжат работу в крайне тяжелых условиях.
Производство: «Жевательный» король станет кондитером
Американская компания Wrigley приняла решение расширить линейку производства и включить в продуктовый портфель весь ассортимент кондитерской продукции. Сегодня 90% продуктовой линейки компании занимает жевательная резинка (основной бренд Orbit), остальные 10% — шоколадные и карамельные конфеты.
Для разработки полного спектра кондитерских изделий компания открыла глобальный инновационный центр в г. Чикаго (США), который должен стать «мозговым центром диверсификации и модернизации деятельности во благо будущим поколениям». Стоимость проекта составила $45 млн. «Новую стратегию компании можно определить как «производство всего сладкого». Все, что можно отнести к кондитерской продукции, теперь входит в круг наших интересов», — заявил председатель совета директоров компании Билл Ригли. Причем в успехе нового проекта глава компании не сомневается. «Мы обладаем едва ли не самой лучшей в мире системой дистрибуции, что поможет нам достичь быстрых результатов», — подчеркнул
Б. Ригли. Наиболее же приоритетными для компании рынками, по его словам, станут Россия и Китай.
Как считают аналитики, решение Wrigley диверсифицировать производство вызвано необходимостью увеличить прибыль. Так, за четыре минувших года новые продукты составляли около 20% глобальных продаж по сравнению с 5-6% в конце 1990-х гг. В результате этого объемы продаж компании возросли на 12%, начиная с 1999 г., что практические вдвое выше соответствующего показателя за период с 1994 по 1999 г. Кроме того, решение компании выйти на новые сегменты подстегнул фактор растущей конкуренции на кондитерском рынке со стороны Cadbury, Schweppes и Hershey.
Первые попытки расширения своей деятельности Wrigley предприняла еще в 2002 г., когда выступила с предложением о покупке Hershey за $12 млрд. Однако сделка не состоялась из-за отказа концерна, контролирующего шоколадную компанию. После этого Wrigley приобрела ряд кондитерских брендов у немецкой Kraft Foods и испанской Agrolimen.