Эксперты пока воздерживаются прогнозировать критическое состояние украинской экономики, но без проведения системных реформ играть придется без козырей, страховки, а иногда и ва-банк.
Стремление развивать экономику Украины подручными средствами, время от времени проводя безжалостные эксперименты, напоминает желание из года в год устанавливать новый рекорд скорости на старом изношенном автомобиле. Ничего не меняя в техническом состоянии агрегатов, доливая новый бензин (еще более дорогой) и масло, мы год за годом с непреходящим оптимизмом смотрим в будущее. Вот уже несколько лет подряд автомобиль бойко прибавлял скорость. И было так легко заниматься самообманом, не обращая внимания на то, что ехал-то он по спуску (за счет хорошей конъюнктуры на мировых рынках для украинского экспорта), что и прибавляло ему скорости. Но рельеф местности начинает меняться. Замедление темпов роста мировой экономики и основных торговых партнеров, усиление конкуренции, рост цен на нефть и другие энергоносители, а также колебания цен на сырье и готовую продукцию приводят к тому, что на пути развития возникают серьезные препятствия, которые надо преодолевать. Тут и начинает сказываться отсутствие запаса мощности. Мотор давно не проходил капитальный ремонт (реформы идут вяло), потребление топлива слишком нерациональное (техническая отсталость и высокая энергозатратность экономики), да и тормоза барахлят (плохо работает система стабилизаторов) — все это повышает риск аварий и поломок (кризисов и спадов). Так, может, стоит заняться системной починкой?
Без проведения срочных реформ украинская экономика далеко не уедет, став заложницей недостатка мощности для преодоления препятствий.
Предгриппозное состояние
Несмотря на высокие темпы роста ВВП в прошлом году, в первой половине 2005 года наблюдается явный их спад (причем погоды не сделал даже рост, наблюдавшийся в банковской деятельности и сельском хозяйстве). Один из основных факторов роста в нынешнем году — улучшение покупательной способности граждан за счет повышения пенсионных выплат и уровня заработной платы. Вместе с тем на приросте в отраслях потребительского сектора это пока особо не отразилось. Более того, торможение развития наблюдается даже в пищевой промышленности, долгое время демонстрировавшей высокие показатели.
За январь-август реальный рост составил лишь 2,8% (тогда как в январе-августе 2004 г. — 13,6%, а по итогам года — 12,1%). В августе ВВП Украины вообще снизился на 1,6%, что начиная с 1999 г. является первым снижением показателей «месяц к месяцу». На падение темпов роста повлияли как стагнация в промышленном производстве и строительстве, так и отсутствие значительного притока иностранных инвестиций. Даже после «оранжевой революции», благодаря которой мир узнал об Украине, вкладывать в нашу страну свои деньги иностранцы не спешат. Инвесторов останавливают замедление динамики экономики, непрозрачность законодательства, налоговое давление, проблемы с таможенным оформлением грузов. Как отмечают эксперты, вряд ли изменение ситуации произойдет до завершения конституционной реформы и парламентских выборов.
Учитывая возможность повторения прошлогодней ситуации — замедления темпов экономического роста в четвертом квартале, — показатель ВВП по итогам года может увеличиться лишь на 2% (без влияния негативных факторов — на 4-4,5%). Как отметил на встрече с членами Американской торговой палаты тогда еще и. о. первого вице-премьера Анатолий Кинах, Кабинет министров ухудшил прогноз роста ВВП с 6,5 до 4% (в начале года прогноз был еще больше — 8,2%). Причиной падения темпов роста ВВП Анатолий Кинах назвал то, что правительство существенно нарушило в бюджете-2005 баланс между потреблением и развитием.
Опасные тенденции
В докладе ООН «Уровень развития человека» Украина в 2005 году заняла 78-е место среди 177 государств мира по уровню благополучия и развития человеческого потенциала. По сравнению с прошлым годом страна опустилась на 8 позиций. И хотя данный рейтинг, кроме экономических, включает и ряд социальных показателей, такая оценка ООН наряду с общим охлаждением экономики вызывает серьезные опасения.
Сегодня наметился ряд тревожных тенденций, которые могут существенно влиять на дальнейшее развитие страны. Первая связана с повышением зарплат и пенсий. В первом полугодии 2005 г. рост реальных доходов домохозяйств составил 26,8%, а реальная заработная плата выросла на 17%. Как показал опыт этого года, благие начинания без подготовленной почвы (структурных реформ и здорового экономического механизма) не дают нужных результатов. В итоге повышение платежеспособности населения не стимулирует развития национальной промышленности и сферы услуг. Возросший потребительский спрос становится сильным инфляционным фактором. Его расширение совпало со снижением темпов роста промышленности, что почти сразу сказалось на уровне цен (годовая инфляция в Украине в июле составляла 14,8% по сравнению с 12,3% в 2004 году).
Рост уровня доходов наряду с укреплением гривни и ростом внутренних цен стимулирует к покупке импортных товаров. После ожидаемого вступления Украины в ВТО может случиться, что большую часть средств население будет проедать, поддерживая зарубежного производителя, тем самым вымывая деньги из национальной экономики.
В свою очередь увеличение предприятиями издержек на оплату труда в связи с повышением минимальной заработной платы может привести к уменьшению объемов прибыли. Чтобы компенсировать затраты, производители вынуждены увеличивать цены (перекладывая часть затрат на потребителя). Рост цен отображается на снижении конкурентоспособности продукции, а в результате — и на сокращении рынков сбыта.
Без искоренения взяточничества, которое за последние месяцы выросло в несколько раз, невозможно создать прозрачные отношения украинской власти и бизнеса.
Вторая тенденция — ревальвация национальной валюты (как отмечают некоторые эксперты, связана она с попытками удержать инфляцию). За первые семь месяцев текущего года реальный эффективный обменный курс гривни укрепился более чем на 12%. Это существенно влияет на конкурентоспособность украинских товаров и услуг на международных рынках, что сдерживает экспорт и содействует увеличению импорта. По итогам января-июля 2005 г. экспорт товаров вырос на 9,2%, тогда как импорт за первое полугодие повысился на 26%. В итоге позитивное сальдо внешней торговли сокращается. В такой ситуации существенно снижается приток иностранной валюты и увеличивается спрос на нее, что в свою очередь замедляет рост резервов Национального банка Украины. Как отмечается в прогнозе Минэкономики, отрицательные процессы в стране можно преодолеть уже до конца текущего года. По мнению авторов, этому должна способствовать выверенная монетарная политика и сохранение стабильности обменного курса гривни.
Следует обратить внимание и на динамику экспорта-импорта. Основной вклад в рост экспорта товаров по-прежнему вносят черные металлы и изделия из них, минеральные продукты, удобрения, зерновые культуры. Импорт же увеличивается за счет роста поставок продукции химической промышленности (рост на 45%) и механического оборудования (рост на 35%). На сегодняшний момент две отрасли украинской промышленности обеспечивают более половины экспорта. Исходя из торгового баланса в первом полугодии доля металлургической и химической промышленности в общем объеме экспорта составила 53,3%, в том числе черных металлов — 36,3% (за 6 месяцев прошлого года показатели составляли 48 и 31,2% соответственно). Ориентация на внешние рынки хотя и поддерживает темпы роста промышленного производства, но в то же время повышает зависимость экономики от колебаний конъюнктуры на рынках металлов и химической продукции, тормозит проведение структурных реформ и сохраняет сырьевую специализацию.
Третья тенденция — темпы снижения безработицы заметно притормозились (согласно прогнозам уровень безработицы по методике Международной организации труда (МОТ) составит 8,2% трудоспособного населения). Заявленная Президентом цель — 1 млн. новых рабочих мест ежегодно — пока недостижима. В связи с замедлением экономического роста темпы увеличения спроса на рабочую силу тоже падают. Данный факт имеет как краткосрочные (неэффективность использования существующих ресурсов), так и долгосрочные (сокращение потенциала роста ВВП в будущем) последствия. В стране еще не созданы условия, при которых несколько миллионов украинцев, работающих за границей, захотели бы вернуться на Родину. Если ситуация будет так развиваться и дальше, кадрового голода через 5-10 лет Украине не избежать.
Четвертая тенденция — рост коррупции. По заверениям многих бизнесменов, взятки на таможне и в органах государственной власти вопреки или благодаря активной борьбе выросли в 2-10 раз. Чиновники объясняют это «платой за риск». Так и не удалось полностью искоренить контрабанду (в результате чего бюджет недополучает миллиарды гривен от таможенных платежей), теневой сектор продолжает оставаться достаточно обширным. По интегральному показателю Минэкономики на конец 2004 г. уровень теневой экономики хоть и уменьшился на 6%, однако составил 34% ВВП. Столь значительный «бюджетный резерв» вывести из тени так и не удалось.
Трудности перевода
Свою лепту в оценку экономических показателей вносит несогласованность и непрозрачность статистики. Например, Украина имеет значительные расхождения относительно объемов внешнеэкономических операций со многими странами-партнерами. Так, в январе 2004 г. экспорт из Украины в Германию, по данным Гостаможслужбы Украины, составил 234 млн. евро, в то время как, по данным немецкой таможни, украинский импорт равнялся только 81,6 млн. евро. Аналогичная тенденция наблюдалась с импортом: наша таможня «увидела» 135,5 млн. евро немецкого импорта в нашу страну, в то время как немецкая — 260 млн. евро. В государствах ЕС подобные вещи также происходят, однако расхождение там составляет не более 5%. Тогда как разногласия украинских показателей с Италией составили 63%, Германией — 91,8%, Великобританией — 35%. Только несогласованностями в методике подсчетов такие разрывы объяснить сложно. Вывод напрашивается неутешительный: сальдо экспорта-импорта в нашей стране может быть существенно искажено (показатели экспорта на самом деле ниже заявленных, а импорта наоборот — выше). Импорт, как правило, занижался для уклонения от уплаты таможенных сборов и НДС, экспорт завышался — для получения компенсации НДС.
По оценкам «&» «приписка» к прошлогодним показателям роста ВВП составила около 10 млрд. грн., что на 2% снижает реальные темпы увеличения ВВП в 2004 году (до 10%).
Депрессивно-оптимистические ожидания
Комментировать влияние последних политических событий на экономику пока рано, но кардинальный перелом намеченных тенденций вряд ли произойдет. Тем не менее одна за одной влиятельные организации понижают прогноз роста ВВП на этот год. В частности, Международный центр перспективных исследований (как, впрочем, и Кабинет министров) понизил свою оценку с 7 до 4%. Причинами изменения прогноза эксперты МЦПИ называют замедление притока инвестиций через неопределенность прав собственности и обострение политической борьбы. Слабая инвестиционная активность в Украине сказывается на спаде в строительстве (за восемь месяцев этого года на 7,7%) и на сокращении планов компаний по расширению бизнеса. Замедляется и реальный темп потребления в 2005 г., вызванный уменьшением роста заработной платы в частном секторе из-за охлаждения деловой активности.
Пессимистические ожидания распространяются, правда, только на текущий год. В следующем большинство экспертов ожидают небольшого ускорения темпов роста (Минэкономики предполагает рост ВВП 7% , МЦПИ — 6%, МВФ — 5%) по сравнению с показателями этого года.
Одним из основных рисков прогноза на 2005-2006 гг. «&» считает обострение политической борьбы, что сделает невозможной стабильную работу правительства. Рисками для экономики могут стать ухудшение ситуации на мировых рынках и нестабильность цен на нефть и газ, увеличение заимствований с целью финансирования расходов бюджета и социальных программ (что может привести к увеличению стоимости кредитов для реального сектора), недополучение бюджетом запланированных поступлений от приватизации. В случае замедления экономического роста мировой экономики (по прогнозам МВФ, темпы развития мировой экономики составят 4,3-4,4%, в том числе США — 3,6%, ЕС — 2,3%, России — 6,1%) и падения цен на рынках металлургической и химической продукции можно будет ожидать усиления протекционистских мер со стороны торговых партнеров Украины. А это может привести к падению темпов роста в этих секторах экономики.
Если указанные опасения оправдаются, то прогноз роста экономики нужно будет корректировать на 2-3% (пессимистический сценарий). При вступлении в ВТО при низких темпах экономического роста ситуация на рынке труда может ухудшиться, что приведет к росту безработицы. Для Украины в краткосрочном периоде важнее признание ее страной с рыночной экономикой, что сократит количество антидемпинговых расследований и ограничительных мер против наших товаров на внешних рынках.
Пока же наиболее радужные перспективы развития имеют отрасли потребительского сектора. Тенденция роста доходов населения скорее всего сохранится, что должно повлиять на объемы производства и инвестиций в пищевой промышленности, фармацевтике и сфере услуг.
Найти выход из ситуации легче, вернувшись к параллелям с автомобилем. Без проведения структурных реформ далеко Украина «не уедет», переживая ускорения-торможения в зависимости от рельефа местности и не будучи способной справиться с серьезными препятствиями на пути.
Игорь Лубчук,Виктория Свириденко(в подготовке статьи принимала участие Дарья Мельник).
Как можно охарактеризовать ситуацию, сложившуюся в экономике Украины? Прогнозы развития экономики на 2006 г. Основные задачи нового правительства. Дмитрий Боярчук, эксперт «CASE Украина»: Игорь Франчук, народный депутат: Андрей Клюев, народный депутат: Людмила Супрун, народный депутат, и. о. главы Комитета ВР по вопросам бюджета: Николай Катеринчук, народный депутат, экс-заместитель главы ДПА: Светлана Дрыгуш, менеджер по корпоративным финансам компании Foyil Securities New Europe: Валерий Пустовойтенко, экс-премьер-министр, народный депутат: Ксения Ляпина, народный депутат: Валентина Семенюк, глава Фонда госимущества:
— Ситуация в украинской экономике достаточно сложная, но критической назвать ее пока нельзя. Ошибки прошлого правительства (основная — это реприватизация) и ряд объективных факторов (политическая встряска, ослабление внешнего спроса) привели к сильному ослаблению роста и даже спаду в некоторых секторах.
Смены тенденций не ожидается по двум причинам. Во-первых, экономика достаточно инертная и повернуть все «по-другому» в один момент не получится, таким образом результаты 2005-го можно считать почти стопроцентно предрешенными. Во-вторых, для изменения тенденций в среднесрочной перспективе (2006 г.) нужно уже в текущем периоде создавать какие-либо предпосылки. В данной ситуации смена правительства (главы правительства) таких предпосылок не создает. Бюджет 2006 года еще прошлым правительством разрабатывался с расчетом на большую ориентацию на инвестиции. Однако вкладывать средства перед выборами мало кто рискнет. К тому же успехи первого полугодия по выполнению бюджета были притянуты за уши посредством увеличения задолженности по возмещению ПДВ и проплатами налогов наперед. Таким образом, новое правительство может оказаться перед необходимостью значительного увеличения государственного долга. Проблема еще и в том, что глава Кабмина не сможет внести каких-либо серьезных изменений на этот год, а те планы, что он построит на 2006-й, могут быть усовершенствованы (в соответствии с законом) уже новым премьером в первом полугодии.
Пока мы не меняем прогнозы макропоказателей на 2006 г. — 5,1% роста ВВП и 8,9% роста потребительских цен (к декабрю). За исключением обменного курса — он останется стабильным, но уже на уровне 5,05 грн./$1 (раньше к концу 2005-го ожидалась ревальвация и стабильность курса на уровне 4,9 грн./$1). Основное отличие 2006 г. от 2005 г. — возобновление инвестиционного роста и некоторое возобновление роста экспорта. Грубо говоря, мы ожидаем, что экономика в следующем году уже приспособится к новым правилам игры. Если, конечно, весенние выборы не станут следующим шоком.
— Этот год — наихудший для инвестиционного климата в Украине. Наихудший ввиду отмены тех законов, по которым в страну приходили деньги (в частности, закона о зонах приоритетного развития). Сейчас мы находимся в самой нижней точке инвестиционного климата, которая существовала за всю историю независимой Украины. В данное время инвесторы внимательно следят за дальнейшей экономической политикой премьер-министра. Многие знают не по наслышке, что Юрий Ехануров — прогнозируемый стабильный экономист и не ухудшит экономику Украины.
Владимир Фесенко, глава правления центра прикладных и политических исследований «Пента»:
— Во-первых, мы видим, что страна оказалась в ловушке стагфляции. Одновременно проявляется экономическая стагнация. По сути, заморожен экономический рост, идет падение промышленного производства и одновременно развиваются инфляционные тенденции. Пока рано говорить, что через месяц Украина утонет в экономическом кризисе. Экономической ситуацией еще пока можно управлять, но она очень сложная. Если в ближайшее время не удастся стабилизировать хотя бы исполнительную власть и новому правительству не удастся эффективно противостоять стагфляционным тенденциям, тогда кризиса не миновать.
В случае потери управления экономикой следующий год в социально-экономическом плане для Украины может стать кризисным. И если все эти процессы совпадут друг с другом, возникнет кумулятивный эффект (системного экономического кризиса тогда не миновать).
— Надеюсь, что улучшение в экономической сфере все-таки произойдет. Но большого оптимизма я не испытываю, поскольку начинаются парламентские выборы. Инвесторы будут очень осторожно наблюдать за политической ситуацией в стране. Поэтому я не уверен, что Украина может рассчитывать на существенный приток инвестиций до марта следующего года. Если политическая ситуация не улучшится, то возможен и экономический коллапс. Для бизнеса надо давно создать нормальные условия деятельности. Ведь поэтому мы формировали в свое время территории приоритетного развития и специальные экономические зоны. Там, где были нарушения по некоторым предприятиям, их надо наказывать, лишать лицензии на право работы на таких территориях. Но при этом нужно стимулировать бизнес и те компании, которые являются владельцами украинских нефтеперерабатывающих заводов, чтобы они проводили их реконструкцию. В результате себестоимость нефтепродуктов на выходе будет ниже. Когда политическая ситуация стабилизируется и правительство даст стимул для бизнесменов, тогда и экономика будет здоровой и надежной. А такое слово, как «реприватизация», надо вообще забыть.
— На мой взгляд, сейчас нужна группа профессионалов в исполнительной власти, которая предложила бы Президенту проект антикризисных мер в связи со сложившейся ситуацией в экономике. Так, например, было в 2002 году в России, когда Госдума приняла специальный закон об антикризисных мерах в финансовой системе. В первую очередь у бизнеса и предпринимательства в целом должно быть четкое видение стабильных экономических ориентиров на будущее. Нам нужно сохранить финансовую стабильность денежной единицы. Это гарантия успешной работы любого бизнеса на последующие годы. Также необходимо четко определить объем инфляционных ожиданий на 2006 г.
Как только политическая нестабильность в Украине будет уменьшаться, следует ожидать притока инвестиций как внешних, так и внутренних. А когда в подвешенном состоянии находятся исполнительные органы власти, иностранный инвестор не знает, с кем вести переговорный процесс в стране, на что ему ориентироваться, будут ли вводить новые налоги и т. д. Стабильность в законодательстве — это главное. Чем меньше будет рисков, тем большей будет выгода для экономики.
— Экономическая стабилизация, которую сейчас проводит Президент, даст ему возможность проводить дальнейшие демократические реформы. В том числе и в экономике, а лозунг «Власть и бизнес — партнеры» никто не отменял. Но для этого надо убрать новое-старое руководство ДПА. Ведь оно не отвечает реалиям сегодняшнего дня и не выполняет свои функции. Что касается инфляционных процессов, все будет зависеть от цены на газ. Без этого нельзя пересчитать новый бюджет и понять тот уровень макропоказателей, которые необходимы для работы. Считаю, что правительство Тимошенко было успешным по выполнению бюджета и социальной программы, а Юрий Ехануров продолжит эти начинания. Я работал в экономическом блоке Юлии Тимошенко и не видел ни одного решения, которое было бы связано с негосударственными интересами. Если говорить о бизнесе, то без изменений в ДПА, а также в инструментах экономической политики его ожидает только разочарование. Отсутствует содержательная политика и в отношении инвестиционного климата. Нет четких правил игры, которые сейчас только вырабатываются.
— Смена политических сил в стране, вызванная выборами Президента, являлась положительным фактором резкого роста инвестиционной привлекательности Украины в начале текущего года. Но на сегодняшний день снижение роста экономики и ухудшение экономических показателей в комбинации с политической неопределенностью — это те факторы, которые способствуют ухудшению оценки инвестиционного потенциала страны иностранными инвесторами. Мы не надеемся на существенное улучшение ситуации до конца 2005 г., однако в следующем году ожидается повышение инвестиционной активности в связи с разрешением ситуации с реформой и выборами в парламент.
Правительству необходимо определить прозрачную процедуру инвестирования и обратить внимание на защиту прав миноритарных акционеров. Кроме того, улучшение ситуации с валютным регулированием и движением валютных средств для инвестиционных целей будет большим плюсом для стимулирования притока инвестиций в Украину. Предложение вдвое снизить процент за покупку валюты, которое учитывается в проекте бюджета на 2006 г., также повысит привлекательность инвестирования для нерезидентов, особенно положительный эффект будет ощутим на рынке облигаций.
Мы ожидаем ускорения роста реального ВВП в будущем году до 6%, в то время как в текущем — рассчитываем увидеть в лучшем случае 4,5-5%. Ожидается также ускорение роста промышленного производства с 5% в 2005 г. до 7,5% в 2006-м. Основным риском будет изменение цен на энергоносители. Ситуация с ценой на природный газ в следующем году остается малообещающей ввиду постоянных конфликтных заявлений со стороны основного партнера — России. Вступление в ВТО создаст еще и риск усиления конкуренции для украинских производителей на международных и украинском рынках.
— В Украине сегодня налицо экономический и политический кризис. Нанесен сильнейший удар по экономике. Своей недальновидной политикой прошлое правительство оттолкнуло от страны инвесторов как внутренних, так и внешних, началась борьба за собственность. Впереди парламентские выборы. Следовательно, инвестор и инвестиции в Украину придут не скоро. На мой взгляд, сейчас следует поторопиться с подготовкой программы, направленной на укрепление внутренней и внешней политики соответственно с Конституцией Украины. А именно — долгосрочные программы социально-экономического развития Украины до 2010 г. Ведь по программе правительства Тимошенко ничего не было сделано. Нас заверяли, что начнут проводить открытые тендеры, не будут терзать бизнес и предпринимателей, не станут поднимать цены на энергоносители. А в результате все происходило наоборот.
Сегодня угроза для Украины — повышение цены на газ. Если такое случится, то начнется резкое падение экономики не на 1-2%, а до 40%, и это приведет к тому, что мы не сможем выплачивать зарплаты бюджетникам. Первое, что надо сегодня сделать для экономики, бизнеса и предприятий, — найти политическое согласие, подписать программу экономического развития и прекратить необоснованную реприватизацию.
Что касается прогноза развития экономики на будущий год, хотел бы привести такой пример. Есть детская игрушка юла. Когда ее раскрутишь, она очень красиво и ровно двигается, но через некоторое время ослабевает и падает. Вот приблизительно у нас сегодня такая ситуация сложилась в экономике, когда она была накручена еще в 1999 году и крутилась по 2001 г. Потом ее снова накрутили, но сегодня она уже подняться не может, потому что стране нужна антикризисная программа. А новое правительство ее должно утвердить, чтобы в очередной раз Украину нельзя было напугать экономическим коллапсом. В прогрессивном плане я хотел бы выделить такую область, как строительство. Здесь наблюдается высокий рост производства, и сюда очень выгодно на данном этапе вкладывать средства. Развивать надо и машиностроение, чтобы Украина выпускала готовую продукцию, а не была сырьевым придатком. Также следует обратить внимание на энергетическую отрасль и строительство дорог.
— Кроки до непоправних речей, тобто до колапсу, були зроблені попереднім урядом через радикальну політику, зокрема скасування багатьох податкових пільг, які були необхідні. Крім того, болісний процес перегляду результатів приватизації додатково створив суттєву нестабільність через те, що бізнес згорнув свою активність. Як із цього вийти? Можливо, це вдасться новому уряду Юрія Єханурова. Він відомий у бізнесовому середовищі як людина пробізнесова. Ю. Єхануров системно будував умови для розвитку підприємництва і ніколи не зробить антибізнесових кроків. Тому я думаю, що новий уряд зможе вивести ситуацію з кризи, стабілізувати її, зупинити різке падіння економіки.
Щодо внутрішніх інвестицій я знаю багато тих підприємців, хто хоче вкладати в Україну, але різкі пертурбації, які робив уряд, і нервова реакція, створена НБУ, призвели до неприємних речей. Сьогодні інвестори очікують визначеності. Необхідно створювати умови для портфельних інвестицій, не боятись притоку капіталу через фінансові інструменти.
Александр Слободян, почетный президент концерна «Оболонь», народный депутат Украины:
— Считаю, что особенной инфляции не будет. У нас правительства не так сильно влияют на экономику. Правительство работает само по себе, а экономика — сама по себе. Важно, чтобы не изменялись правила игры. Чтобы не было необдуманных инициатив по изменению законодательства, которые бывают очень часто. В первую очередь нам надо иметь стабильные и качественные законы, понятные всем. Тогда при стабильном законодательстве правительство не так сильно будет влиять на экономику. А бизнесу я хочу посоветовать: не надо забывать, что у нас есть суды и Верховная Рада.
Степан Гавриш, народный депутат:
— В 2005-2006 гг. следует ожидать повышенной экономическо-финансовой нестабильности, в том числе и социальной. Поэтому навести порядок в стране способно лишь правительство технократов, имеющее четкую экономическую декларацию.
Сегодня очень сложный период для Президента и государства. К Президенту нет доверия у политической и бизнес-элиты, а его команда дискредитирована коррупционными скандалами. Чтобы защитить свой бизнес и инвестиции, предпринимателям приходится рассчитывать только на себя (на интуицию, умение договариваться с чиновниками) и на то, что после перехода к парламентско-президентской форме правления Украина обретет более стабильную модель компромиссов.
— Доверие со стороны народа должно вернуться к исполнительной и законодательной власти. Показательно то, что люди вкладывают деньги в банк. Со следующего года рост ВВП будет намного выше прежнего. Потому что из людей, пришедших в исполнительную власть, уже видно, кто есть кто. Постепенно с введением политреформы Украина достигнет своего расцвета, а экономического коллапса не произойдет.
Сегодня 90% населения Украины негативно отзывается о приватизации. Поэтому правительству надо пересмотреть свои действия в плане сохранения госсобственности. Я лично ратую за диктатуру закона. Не надо менять персоналии в правительстве, не в этом дело, а нужно изменить правила игры и придерживаться их. Следует разобраться, что же все-таки породило такой негатив. Необходимо кардинально пересмотреть подходы и концептуальные тенденции в экономике и бизнесе.