Недвижимость: ПриватБанк сегментирует ипотечные кредиты
ПриватБанк намерен создать единые стандарты обслуживания клиентов-заемщиков ипотечных кредитов. С этой целью, по словам начальника департамента индивидуального бизнеса, кредитования физических лиц ПриватБанка Андрея Ковтуна, банк планирует сформировать сеть ипотечных центров и создать эффективно работающую связку «клиент-риелтор-банк». Кроме того, банк разделит продуктовый ряд с нынешних двух позиций — «жилье в кредит» и «жилье в кредит с компенсацией Фонда молодежного жилищного строительства» до шести-семи.
До конца 2005 г. ПриватБанк собирается открыть 20 ипотечных центров и довести их общее количество до 80, а в следующем году — расширить сеть еще минимум на 30 центров. «Хотя я полагаю, что в 2006 г. число ипотечных центров может увеличиться до 150-160», — сказал А. Ковтун, выступая в Киеве на организованном компанией «Благовест» форуме по вопросам ипотечного кредитования. В каждом из центров будет присутствовать кредитный эксперт, нотариус, сотрудник риелторской и страховой компаний. Это позволит ускорить принятие решения о выдаче ипотечного кредита, что является определяющим фактором для 75% клиентов. Еще одним новшеством в этом направлении может стать внедрение кредитного франчайзинга для риелторов, в результате чего они будут самостоятельно выдавать клиентам ипотечные сертификаты ПриватБанка Данные документы гарантируют выплату средств продавцу жилья в течение двух месяцев и позволяют клиентам в течение указанного срока проводить сделку на рынке недвижимости. С октября текущего года банк введет также услугу ипотечных аккредитивов и намерен расширить программу финансирования коттеджного строительства, добавил А. Ковтун. По его словам, за последние полгода среднемесячная выдача кредитов по программе «Жилье в кредит» достигла отметки 1500, что в пять раз превышает показатели аналогичного периода прошлого года. Доля ипотечных кредитов в общем портфеле потребительских кредитов ПриватБанка увеличилась с 13,82% (на начало 2005 г.) до 29,42% (на начало сентября), а к концу 2006 г. превысит 40%. По словам А. Ковтуна, банк занимает первое место по объемам выданных ипотечных кредитов и намерен сохранить такие позиции в будущем.
По данным Украинской национальной ипотечной ассоциации, портфель ипотечных кредитов, предоставленных украинскими банками в январе-июне 2005 г., вырос на 90,6% и к 1 июля составлял 5625 млн. грн. При этом 12 украинских банков занимают около 85% рынка жилищного ипотечного кредитования, в том числе ПриватБанк — 15,22%, «Правэкс-Банк» — 13,42%, «Аваль» — 12,31%, «УкрСиббанк» — 12,26%, «Укрсоцбанк» — 10,37%, «Финансы и Кредит» — 5,2%.
Индустрия развлечений:SmartGames и Ritzio Entertainment Group: российский вертикально интегрированный игровой бизнес в Украине
Российская SmartGames учредила в Украине дочернюю компанию, производственная площадка которой находится в Киеве. На ней выпускаются игровые автоматы среднеценового сегмента ($4-6 тыс.), занимающего около 80-85% рынка. Мощности сборочного производства — 3 тыс. автоматов в год. В перспективе компания намерена занять 50% украинского рынка игровых автоматов.
Сегодня в Украине установлено около 100 тыс. автоматов, а объем продаж новой техники составит по итогам 2005 г. более 30 тыс. штук.
Основными конкурентами SmartGames в Украине являются корпорация «ИгроСервис» (Симферополь), ООО «ЭКСТРЕМА-Украина» (Винница) и компания «Одекс» (Одесса).
Российская группа огласила и прогноз выручки всего украинского игрового бизнеса в 2005 г. — $0,5 млрд. Хотя есть и другие оценки — вплоть до $1 млрд.
По мнению Валерия Клесова, генерального директора ГК SmartGames, нынешние темпы роста продаж игровых автоматов в Украине сохранятся еще несколько лет. Но парк установленных автоматов будет расти медленнее, так как значительная часть новых автоматов будет приобретаться для замены старых (доля устаревшей техники сейчас оценивается в 80%).
SmartGames является родственной российскому холдингу Ritzio Entertainment Group (7 лет владеющему в Украине рядом сетей игровых заведений, среди которых залы «Метро-Джекпот» и центры развлечений «КІНГ»).
Весной 2006 г. SmartGames планирует провести IPO. Сейчас аудит группы проводит компания Deloitte&Touche.
Розница:AVentures Group «столбит» территорию
Руководство AVentures Group объявило о планах развития холдинга. Стратегия направлена на конкурирование c существующими и потенциальными игроками данного рынка, поэтому реализация заявленных планов развития в указанные сроки позволит компании и в дальнейшем оставаться на нем значимым игроком. «При этом создание максимально высокого входного порога для иностранных компаний, которые приходят на этот рынок, является своего рода превентивной конкурентной мерой, реализацию которой я вижу в быстром развертывании розничных сетей национального масштаба в рамках наших проектов», — говорит Владимир Колодюк, президент группы.
Летом нынешнего года компания анонсировала проект розничной сети «Пятачок». На данный момент формат этих магазинов еще уточняется, что видно по открывающимся магазинам, которые несколько отличаются друг от друга. Сегодня работает порядка 30 точек в Киеве, восточных и южных областях, а в планах фирмы в течение двух лет открыть порядка 500 таких магазинов. Кроме того, предполагается активными темпами развивать гипермаркеты современной электроники City.com. Сейчас работают два магазина — в Киеве и Днепропетровске, до конца года планируется открытие еще двух, а до конца 2007 г. — 40 City.com в городах с населением более 300 тыс. чел.
В последние годы в мире наблюдается тенденция к увеличению торговых площадей магазинов. «Вместе с тем нельзя говорить о доминировании формата cash&carry — формат наших магазинов Unitrade также имеет большие перспективы, поскольку ориентирован на нишевый, а не на массовый рынок, — считает Владимир Колодюк. — Основными клиентами Unitrade являются представители среднего класса, численность которого неуклонно возрастает. При этом доля узкоспециализированных магазинов всегда будет оставаться высокой, порядка 50-70%». Однако для усиления позиций направления Unitrade компания приняла решение о существенной корректировке формата этих магазинов, которая завершится в ближайшие 2-2,5 года. Уже в конце текущего года будет запущен пилотный проект Unitrade нового формата. Планируется, что изменения коснутся всего, начиная от ассортимента продукции, представленной в магазинах, заканчивая торговым оборудованием. Особое внимание будет уделено позиционированию — в Unitrade представят только самые новые, функционально богатые и модные модели электроники. В целом в планах AVentures Group открытие 100-120 магазинов Unitrade до конца 2007 г. Для осуществления программы компания намерена привлекать банковские кредиты и выпустить облигаций, первая эмиссия запланирована уже на октябрь 2005 г. Ориентировочная сумма займа — 20-30 млн. грн.
В перспективе холдинг собирается активно развивать еще одно направления своего бизнеса — сервисную компанию Service Master. В данное время создается сеть сервисных центров, в которых предоставляют полный спектр услуг по обслуживанию и ремонту мобильных телефонов, ноутбуков, другой техники. «Через 2-3 года рынок разовьется настолько, что и производители, и потребители станут обращать гораздо больше внимания на обслуживание. И мы собираемся активно бороться за первенство в этом сегменте», — говорит г-н Колодюк.
Оборот AVentures Group
в 2004 г. — $200 млн., а в 2005 г. его планируется увеличить до $500 млн., в том числе за первое полугодие он составил около $200 млн.
Банки:«ТАС-Комерцбанк» обзавелся «крышей» для оказания услуг международного факторинга
АКБ «ТАС-Комерцбанк» в сентябре был принят в состав партнеров International Factors Group (IFG). Как сообщил «&» заместитель председателя правления АКБ «ТАС-Комерцбанк» Борис Зенкин, этот шаг даст возможность банку до конца 2005 г. внедрить услугу международного факторинга, что в свою очередь позволит расширить продуктовый факторинговый ряд, а также удовлетворит возникшие у клиентов потребности в данных операциях. Банк будет осуществлять факторинговое обслуживание торговых и производственных предприятий, работающих как на украинском рынке, так и за рубежом.
«Уже сегодня в работе у нас находятся несколько пилотных проектов, связанных именно с международным факторингом. По нашим прогнозам, в следующем году объем международных факторинговых операций в портфеле банка составит как минимум 4%», — сообщил начальник управления методологии и организации факторинговых операций АКБ «ТАС-Комерцбанк» Олег Большаков. По его словам, статус партнера IFG позволит оптимизировать и упростить процесс осуществления операций международного факторинга по всему миру. «В ассоциации действует уникальная электронная система передачи информации между факторинговыми компаниями — IFEXchange, которая используется для быстрой оценки дебиторов по всему миру, а также для установления кредитных лимитов и мониторинга состояния поставок и платежной дисциплины покупателей, — разъясняет Б. Зенкин выгоду от участия в IFG. — Это значительно упрощает проведение международных факторинговых операций. Помимо этого, IFG поддерживает прочные деловые отношения с целым рядом компаний, обеспечивающих полное сопровождение международных факторинговых операций в разрезе юридического и финансового консалтинга, риск-менеджмента, аудита и информационных технологий».
В настоящее время услуги международного факторинга в Украине оказывает лишь «Укрсоцбанк», который несколько месяцев назад стал членом другой факторинговой организации — Factors Chain International (FCI), крупнейшей в мире. Обе организации — и IFG и FCI — сотрудничают между собой (в планах «ТАС-Комерцбанка» — членство в обеих ассоциациях).
По оценкам специалистов «ТАС-Комерцбанка», в абсолютной величине объем факторинговых услуг, предоставленных банком в 2005 г., по сравнению с предыдущим годом вырастет 2-2,5 раза. «Согласно плану развития на 2006 г. объем факторинговых операций по сравнению с 2005 г. возрастет в 3-4 раза. Хотя следует учесть тот факт, что темпы роста рынка факторинга в целом по Украине не могут быть спрогнозированы с абсолютной точностью, посему данные цифры в удельном весе общеукраинских факторинговых операций могут быть несколько иными», — уточнил Б. Зенкин.
IFG создана в 1960 г. и стала первой международной факторинговой ассоциацией. Сегодня она объединяет более 60 факторинговых компаний из 38 стран мира. «ТАС-Комерцбанк» является единственным украинским банком, получившим статус партнера IFG. Доля банка на национальном рынке факторинговых услуг по состоянию на 1 июля 2005 г. составляет 29%. Объем покупки прав требований, осуществленный «ТАС-Комерцбанком» по состоянию на 22 сентября 2005 г. составил 314 млн. грн. Факторинговый портфель занимает 11% общего кредитного портфеля банка.