Выбор клиента на рынке В2В определяет стратегию и стандарты развития компании. И влияние это не только важное, но и предопределяющее.
Нередко героями публикаций становятся успешные компании, работающие на рынках категории В2В с общим фактом в корпоративной биографии — однажды они приняли решение выбрать себе в потребители того, кто лучше их и тем самым заложили темпы своего развития на многие годы. Требования этих потребителей к качеству промежуточного продукта, выпускаемого по их заказу, вынуждают исполнителя соответствовать требуемому уровню и тем самым задают такие ориентиры развития, которые заставляют его развиваться быстрее, чем остальные операторы рынка. ЗАО «Крымский ТИТАН», входящее в число наиболее крупных промышленных компаний Украины, несколько лет назад сделало свой рискованный выбор — в потребители были «взяты» мировые лидеры.
Товар
Основным товаром ЗАО «Крымский ТИТАН» является двуокись титана, сферы применения которого постоянно расширяются, а требования западных покупателей к качеству, физико-химическим свойствам — растут. Хотя, если говорить о потребностях местного рынка, спрос близок к насыщению ввиду слабого развития отечественной лакокрасочной отрасли и ориентации местных производителей на производство продуктов среднего качества. Однако для компании, которая хочет быть партнером европейского или американского производителя лаков, красок или ламинатов, необходимо быть способной быстро адаптироваться к постоянно расширяющимся запросам клиента. Чтобы быть востребованным, «Крымский ТИТАН» должен постоянно двигаться в сторону специализированных марок, имеющих параметры, заданные для данного применения международными стандартами. За последний год компания внедрила две новые марки продукции, в следующем — добавит еще три. Если бы «ТИТАН» удовлетворился требованиями местного рынка или конечным продуктом средненизкой ценовой категории — это требование не возникло бы. В своей же сегодняшней позиции именно клиент определяет направление развития продуктового ряда «ТИТАНа».
Завод
Чтобы соответствовать требованиям своих клиентов, компания должна развиваться опережающими темпами.
ЗАО «Крымский ТИТАН» образован на базе ГАК «ТИТАН», который был построен еще 35 лет назад и в своем состоянии был не способен производить то, что нужно современному западному клиенту (например продукцию Tikkurila или BASF). Чтобы быть заранее подготовленным к изменениям требований западного покупателя, «Крымский ТИТАН» вынужден был пойти на то, чтобы принять стратегию постоянного расширения и модернизации своих производственных мощностей. Так, полностью обеспечивая себя на конец прошлого года сырьем — ильменитовой рудой, — «ТИТАН» вложил несколько миллионов долларов в расширение производства на арендуемых ГОКах (к примеру, Иршанский ГОК увеличил производство ильменитовой руды в текущем году на 60 тысяч т в годовом исчислении). Кроме того, компания вынуждена мыслить категориями перспективы — она уже сегодня готовится к будущему истощению месторождений и переходу на частичное использование канадского сырья и импортного ильменита.
Обязательства перед потребителем требуют постоянно увеличивать обеспечение продуктом — темпы развития его потребителей стимулируют его развиваться, не отставая. Несмотря на то что в 2003 г. «Крымский ТИТАН» увеличил производство на 40% и на столько же — только за
I квартал текущего года, останавливаться завод просто не имеет права. Ведь лидеры рынка, поставщиком которых завод является (и хочет оставаться), быстро наращивают объемы производства. Чтобы суметь произвести для них сырье в достаточном количестве, надо расширяться еще быстрее, в опережающем темпе, поэтому «Крымский ТИТАН» планирует построить третий цех по производству основного продукта, и старт этой работе уже дан.
Однако количественные показатели недостаточны. Западные клиенты готовы платить лишь за товар, который будет иметь высокое, гарантированное качество. И «ТИТАН» вынужден, не откладывая, проводить программу полной автоматизации производства и сертификацию по стандарту качества ISO 9001. Завод оплачивает услуги компании «Бюро Веритас» по фотосъемке и последующей демонстрации покупателям всего процесса загрузки и транспортировки продукции завода. Без подобной услуги вполне можно было бы обойтись, если работать на местный рынок или с менее требовательными клиентами. Кроме того, «Крымский ТИТАН» проходит экспертизу и получает сертификат по соблюдению экологических регламентов (ISO 14001), потому что обеспечить стабильное качество и объемы продукции при постоянных трениях с государством и коллективом по поводу экологии в понимании западного покупателя нельзя. Этот процесс «ТИТАН» не может остановить ни на день, и лучшее свидетельство тому — износ основных фондов компании существенно снизился благодаря постоянной работе над модернизацией и реконструкцией. Но каким образом бывший советский завод способен постоянно вкладывать гигантские суммы в расширение и улучшение производства?
Деньги
Большинство украинских промышленных компаний решают вопросы финансирования достаточно парадоксально — они сами создают финансовые институты, которые их же потом и финансируют. «Крымский ТИТАН» на 96% работает с иностранными клиентами, у которых не принята финансовая неграмотность. Если компания хочет постоянно финансировать обновление и расширение производства, которое сможет делать адекватный продукт для британского или немецкого промгиганта, она вынуждена задействовать для этого адекватные финансовые инструменты.
«Крымский ТИТАН» сегодня является совместным предприятием, в котором доля иностранного инвестора составляет 50%-1 акция (остальная доля принадлежит украинскому государству). Иностранный инвестор — RSJ Beteiligungs-geselschaft GmbH — в обмен исключительно на дивиденды за год существования совместного бизнеса вложил в него $75 млн. Полученные инвестиции осваиваются компанией поэтапно — от простого к сложному. На первом этапе компания вывела на рынок две новых марки двуокиси, провела частичную модернизацию и автоматизацию. Второй этап, требующий совмещения финансовых инструментов, направлен на расширение производства.
Одним из таких инструментов для компании является собственная прибыль, направляемая владельцами на рефинансирование бизнеса (ее размер в 2005 г. предположительно составит $20-22 млн.). Прибыль компании ежегодно растет, потому что она продает все больше другим фирмам, которые в свою очередь производят и продают все больше.
Второй инструмент — облигационные заимствования. В компании намерены постоянно увеличивать объемы использования этого среднесрочного инструмента, поскольку рынок легко поглощает бумаги компании, которая год от года постоянно становится все более прибыльной.
Третий инструмент — результат позитивного финансового и рыночного имиджа. Он позволяет ей привлекать специфические, проектные, финансовые ресурсы. Так, в прошлом году был завершен проект строительства электростанции мощностью 6 МВт, профинансированный ЕБРР и «УкрЭско». В рамках этого когенерационного проекта с использованием избытков пара от технологических нужд завода была смонтирована электростанция на основе паровой турбины. Изюминкой проекта стало то, что кредитное соглашение было заключено между ЕБРР и Украиной, что в настоящее время случается крайне редко. Для «Крымского ТИТАНа» это скорее само собой разумеется, ведь государство просто обязано «поддерживать», «создавать все условия» для компании, которая является одним из главнейших наполнителей бюджета и которая платит большие зарплаты своим работникам.
С перпетуум-мобиле, созданным ЗАО «Крымский ТИТАН», существует лишь одна проблема — отсутствие у компании права на ошибку в выборе. На рынке всегда существуют другие игроки, готовые с удовольствием занять место лидера. И расслабиться он тоже не имеет права, потому что потребитель, развиваясь, диктует темпы. Стоит «отдохнуть» пару лет, и компания, по меткому выражению одного из работников «ТИТАНа», станет нишевым производителем сырья для побелки деревьев и тротуаров. Пожалуй, это и есть единственно важная задача руководства «Крымского ТИТАНа» — не ошибиться в выборе.
Список основных западных клиентов ЗАО «Крымский ТИТАН» Наш потребитель — наш диктатор и наш катализатор «&»: Регулярная активность по расширению и ассортиментным изменениям производства требует регулярных финансовых поступлений — и немалых. Каким образом решается данная задача?
Tikkurila, Финляндия
Основана в 1862 г. в городе Ванта. Начавшись с маленькой маслобойки, компания развилась в крупный международный концерн, стабильно сохраняя позиции лидирующего производителя лакокрасочных материалов на отечественном рынке (в Финляндии Tikkurila охватывает 60% внутреннего рынка, а 75% оборота концерна создается вне Финляндии — в 13 странах мира). Компания занимает 15 место в рейтинге крупнейших европейских компаний. Производит 139 млн. л лакокрасочной продукции в год, входя в десятку крупнейших производителей лакокрасочных материалов в Европе.
BASF, Германия
Компания основана в 1865 г., а ее первой продукцией стали анилиновые красители для ткани. Сегодня BASF — это крупнейший химический концерн, производящий пластики, средства защиты растений, витамины, красители и многое другое. Он занимает 7 место в рейтинге крупнейших европейских компаний, производя 500 млн. л лакокрасочной продукции в год.
SigmaKalon, Нидерланды
1 августа 1999 г. две компании — голландская группа SigmaCountings и британская группа Kalon — слились в международный концерн, объединяющий 10 тыс. рабочих и служащих, работающих в 40 странах мира. Объединенные под новым именем SigmaKalon, предприятия занимают 5 место в рейтинге крупнейших европейских компаний, производя 739 млн. л лакокрасочной продукции в год.
ICI, Великобритания
Один из крупнейших мировых химических концернов, состоящий из более чем 33 тыс. работников во всем мире. Номенклатура изделий, выпускаемых компанией, составляет более 50000 наименований. ICI-Paints — подразделение концерна, специализирующееся на выпуске профессиональных лакокрасочных материалов как бытового, так и промышленного назначения. Главный офис подразделения расположен в Англии, производство распределено в 26 странах. Компания занимает 2 место в рейтинге крупнейших европейских компаний, производя 1100 млн. л лакокрасочной продукции в год.
Sherwin-Williams Co., США
Основана в 1866 г. в Кливленде, штат Огайо. Уже в 1877 г. компания произвела переворот в лакокрасочной промышленности, запатентовав производство красок в герметичной банке. К началу XX века Sherwin-Williams выросла в крупнейшего мирового производителя лаков и красок с ведущими позициями на рынках США, Канады, Великобритании, Австралии и Новой Зеландии. Sherwin-Williams сегодня — это транснациональная корпорация с многомиллиардными оборотами, которой принадлежат 34 завода и 3000 фирменных магазина.
Дмитрий Никулин, коммерческий директор ЗАО «Крымский ТИТАН»
«&»: Насколько востребованным сегодня является основной продукт компании — двуокись титана? И насколько можно говорить о стабильности спроса?
Д. Н.: В настоящее время портфель заказов превышает наши производственные мощности приблизительно на 20%. Выход на новый для нас рынок — США — должен увеличить этот разрыв минимум вдвое. К тому же идет смещение запросов покупателей в сторону более дорогих позиций в нашей номенклатуре.
Наш спрос — результат нашего труда. Без модернизации производства мы были бы не нужны в сегменте высококачественной двуокиси. Без автоматизации у нас не было бы покупателей, требующих стабильного качества. Без построения эффективной дилерской сети мы имели бы гигантские скачки в сезонности и, как следствие, в себестоимости и ценах. Поэтому могу уверенно сказать, что спрос на нашу продукцию будет только расти при условии, что и мы не будем останавливаться на достигнутом.
«&»: Какие рынки являются наиболее важными для компании?
Д. Н.: Ответ на этот вопрос зависит от критериев. США — рынок с наибольшей ценой, на который мы хотим активно выйти. Он важен с позиций доходности и требует от нас усилий, прежде всего по продвижению торговой марки. Европа, СНГ и Азия, занимающие в портфеле продаж 21, 31 и 24% соответственно, требуют усиления сотрудничества. Этот рынок важен с позиций углубления связи с покупателями, выхода на прямые долгосрочные договоры. Их заключением мы сейчас активно занимаемся.
Д. Н.: У этого процесса нет ни конца, ни начала (улыбается). Ближайшие планы по расширению производства и внедрению новых, специализированных марок продукции для нескольких отраслей осуществляются весьма активно. Компания использует для этого средства иностранного инвестора, а также планирует более активно работать в направлении облигационных заимствований, что в итоге должно стать ресурсом для запуска нового цеха по производству двуокиси титана и новому витку в развитии компании вообще. Я «дышу оптимизмом» не на ровном месте — на фоне сильного охлаждения финансового рынка Украины наша компания демонстрирует стабильный рост прибыли. А для инвесторов это важнее всяких деклараций, производственных успехов или расширений рынков сбыта.